Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Финансы

Развитие государственного аудита в Российской Федерации

Тип: дипломная работа
Категория: Финансы
Скачать
Купить
Сущность и содержание государственного аудита, его место и роль в действующей структуре государственного финансового контроля. Обзор зарубежной практики. Новые реализуемые формы. Проблемы развития государственного управления в Российской Федерации.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»

Факультет государственного и муниципального управления
Кафедра финансового менеджмента в государственном секторе
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
На тему: Развитие государственного аудита в Российской Федерации

Студент группы № 493

Кузнецов Николай Владимирович

Руководитель ВКР, к.э.н., доц.

Ветрова Евгения Юрьевна

Рецензент

Черкес Ксения Александровна

Москва, 2013

Оглавление

Введение

Глава 1. Характеристика государственного аудита

1.1 Сущность государственного аудита

1.2 Обзор зарубежной практики

1.3 Международный опыт в методологических подходах к организации государственного аудита

Глава 2. Место государственного аудита в действующей структуре государственного финансового контроля

2.1 Нормативное правовое регулирование государственного аудита

2.2 Структура органов внешнего государственного финансового контроля

Глава 3. Развитие государственного аудита в России

3.1 Новые реализуемые формы государственного аудита

3.2 Механизмы развития государственного аудита

Заключение

Библиографический список

Приложение 1

Введение

До настоящего времени комплексные исследования отдельных механизмов государственного регулирования, в том числе касающихся вопросов государственного финансового контроля и аудита, проводились в Российской Федерации в крайне ограниченном масштабе. На сегодняшний день не разработаны методологические подходы к системному анализу и оптимизации механизмов государственного и муниципального финансового контроля, а также составляющих их полномочий органов исполнительной и законодательной власти. В то же время во многих странах государственный аудит является одним из ключевых элементов согласования реальных интересов общества с декларируемыми целями развития и методами их достижения.

В рамках реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года и перехода к программному бюджету проблема повышения эффективности контроля над эффективностью расходования финансовых средств становится одной из первостепенных. Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем Федеральном Послании, говоря о принципах новой модели госуправления, выделил пять ключевых положений, одним из которых является «повсеместное внедрение новых форм и методов контроля» Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2012 "Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию РФ", "Российская газета", N 287, 13.12.2012.

Президент также отметил, что для борьбы с коррупцией «важнейшее значение имеет аудит эффективности и целесообразности бюджетных расходов, закупок государства и госкомпаний, а также публичная отчётность о ходе и результатах исполнения госконтрактов» Там же.

Низкая институциональная среда, состоящая из все возрастающего числа неэффективных регуляций и массовых коррупционных практик, создает значительные препятствия для роста производства, увеличения числа качественных рабочих мест, инвестиционной активности бизнеса, в том числе для прямых иностранных инвестиций, что, в свою очередь, подрывает возможности модернизации отечественной экономики.

Такое положение дел в системе государственного управления позволяет выдвинуть основную гипотезу данного исследования: недостаточная нормативная и методологическая формализация функций органов государственного финансового контроля тормозит развитие государственного аудита.

Целью данной работы является определение основных направлений развития системы государственного аудита в Российской Федерации, на основе изучения и обобщения международного и российского опыта, а также поиск путей их реализации.

Для достижения поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:

· раскрыть сущность и содержание государственного аудита, определить его место и роль в системе государственного финансового контроля;

· рассмотреть текущее состояние развития государственного аудита, через анализ существующей практики и нормативного правового регулирования;

· выделить основные проблемы развития государственного управления в Российской Федерации;

· разработать пути развития системы государственного аудита.

Научная новизна работы заключается в систематизации теоретических и практических положений, направленных на увеличение эффективности внешнего государственного финансового контроля в условиях административной и бюджетной реформ в Российской Федерации. Элементы новизны заключается в том, что были рассмотрены теоретические подходы к определению государственного аудита, проанализированы структура и полномочия органов государственной власти по реализации функции государственного аудита, была систематизирована информация о применении новых методологических и нормативных практик в области государственного аудита и определены основные направления дальнейшего развития данной системы в Российской Федерации.

Объектом исследования определена система государственного аудита в Российской Федерации. Предметом исследования являются новые механизмы финансового контроля, степень их внедрения и текущие проблемы применения.

Методологической основой данного исследования являются следующие основные методы - системный и сравнительный анализ, а также проведение экономической и юридической экспертизы. В частности, системный и сравнительный анализ существующей правоприменительной практики и нормативного правового регулирования административных режимов предполагал мониторинг официальных интернет сайтов федеральных органов исполнительной власти, анализ правоприменительной и судебной практики, а также юридический и сравнительный анализ содержания нормативных правовых актов:

Теоретическую основу исследования составили федеральные законы, Указы и распоряжения Президента РФ, распоряжения и постановления Правительства РФ, Счетной палаты РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, работы отечественных и зарубежных авторов, монографии, сообщения периодической и научной печати, связанные с темой исследования, материалы научно-практических конференций.

Глава 1. Характеристика государственного аудита

1.1. Сущность государственного аудита

Прежде чем рассматривать практические аспекты государственного аудита, следует проанализировать методологическую базу данного вопроса. Первое, что необходимо отметить в данной работе - понятийный аппарат. На сегодняшний день ни один нормативный правовой акт не закрепляет определение «государственного аудита». В научной среде также нет общепринятого определения, однако можно выделить два основных подхода. Различия в методологии прежде всего апеллируют к классификации финансового контроля на внутренний и внешний.

По мнению Родионовой В.М. и Шлейникова В.И. внутренний финансовый контроль - это «независимая от внешнего влияния деятельность хозяйствующего субъекта или органа управления по проверке и оценке своей работы, проводимой им в собственных интересах. Внутренний контроль подчиняется создавшему его руководителю...» Родионова В.М., Шлейников В.И. Финансовый контроль. - М.: ФБК-ПРЕСС, 2002. Стр 25. Из этого можно сделать вывод, что из-за того, что субъекты внутреннего контроля включены в структуру ведомственной сети или отдельной организации и подчиняются руководству своей организации, то он априори не может быть в полной мере независимым.

Под внешним контролем подразумевается контролирующая деятельность, осуществляемая органом, внешним по отношению к данной организации, органу власти или ведомству, и не входящим в его структуру Бурцев В.В. Организация системы государственного финансового контроля в Российской Федерации. - М.: Дашков и Ко, 2002, стр. 81. Примером такой деятельности может быть проверка налоговой службой любого другого ведомства или министерства.

Ряд авторов, например,. Двуреченских В.А, Чернавин Ю.А. и Чегринец Е.А., утверждают, что понятие «внутренний государственный финансовый контроль» необходимо использовать вместо термина «государственный финансовый контроль», а понятие «внешний государственный финансовый контроль» заменить на «государственный аудит» Двуреченских В.А., Чегринец Е.А., Чернавин Ю.А. Основы государственного аудита // Методология контроля общественных финансовых средств. Материалы Межвузовской научно-практической конференции / Под общ. ред. В.А. Двуренческих. - М.: Финансовый контроль, 2004. с. 218. Однако большинство исследователей сходятся во мнении, что государственный аудит нельзя исключать из государственного финансового контроля, под которым предполагаетс...

Другие файлы:

Государственный финансовый контроль
Основные сущностные характеристики финансового контроля, его содержание и система. Проблемы формирования правовой основы государственного аудита. Осно...

Оценка состояния государственного бюджета Российской Федерации
Рассмотрение структуры бюджетной системы Российской Федерации как федеративного государства. Принципы сбалансированности доходов и расходов государств...

Социальный аудит
Общее определение социального аудита трудовых отношений. Цель социального аудита, а также история его становления как практического направления предпр...

Система государственного регулирования инвестиционной деятельности
Необходимость государственного управления инвестициями. Формы и методы государственного регулирования. Сценарные условия функционирования экономики Ро...

Институт государственного (муниципального) заказа как механизм борьбы с коррупцией в Российской Федерации
Понятие, правовое обеспечение и содержание государственного (муниципального) заказа. Порядок формирования и способы размещения государственного заказа...