Пути развития финансовой поддержки финансово-промышленных групп
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Содержание
Введение
1. Теоретические основы функционирования финансово-промышленных групп
1.1 Сущность финансово-промышленной группы
1.2 Влияние финансово-промышленных групп на экономику России
2. Финансово-промышленные группы Свердловской области
2.1 Общие сведения
2.2 Крупнейшие ФПГ в области
3. Пути развития финансовой поддержки финансово-промышленных групп
Заключение
Список литературы
Введение
Получивший широкое распространение в сегодняшней России термин «финансово-промышленная группа» (ФПГ) может употребляться в двух взаимосвязанных, однако не вполне совпадающих значениях.
В широком смысле им обозначаются любые формы относительно устойчивого сотрудничества и взаимопроникновения промышленного и финансового капитала. В этом смысле финансово-промышленная группа - совокупность кредитно-финансовых организаций (банки, лизинговые и страховые компании, пенсионные и инвестиционные фонды), промышленных и торговых компаний, связанных между собой долговременными кооперационными, кредитными и акционерными отношениями.
В более узком смысле под ФПГ понимается такая форма интеграции промышленных и финансовых структур, которая удовлетворяет критериям, зафиксированным в соответствующих законодательных актах Российской Федерации, и сопровождается официальным признанием и включением в Государственный реестр ФПГ.
При анализе интеграционных процессов в экономике разграничение ФПГ на фактические и официальные имеет второстепенное значение, хотя условия получения и роль официального статуса ФПГ заслуживают дополнительного внимания. Однако, в целом, проблематика ФПГ не замыкается на официальных группах.
Необходимость и значимость интеграции предприятий в финансово-промышленные группы во многом определяется тем, насколько взаимоувязаны в группе механизмы повышения и перераспределения эффекта объединения. Сомнение отдельных участников в том, что их интересы могут остаться без внимания, тормозит формирование ФПГ в российской экономике. Этими же обстоятельствами обусловлено и медленное становление транснациональных финансово-промышленных групп с участием России.
Целью работы является теоретический анализ финансово-экономических аспектов финансово-промышленных групп для выявления путей развития ФПГ.
Задачи работы:
1. Раскрыть сущность финансово-промышленных групп;
2. Рассмотреть проблемы ФПГ в Свердловской области;
3. Выявить пути совершенствования деятельности ФПГ.
1. Теоретические основы функционирования финансово-промышленных групп
1.1 Сущность финансово-промышленной группы
Российское законодательство определяет финансово-промышленную группу как совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества, либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.
Значительная доля финансово-промышленных групп в России была сформирована в ходе приватизации, что отразилось и на качестве предприятий, вошедших в ФПГ, как правило, без предварительной реструктуризации, и на качестве государственной политики в отношении данных структур. Мотивацией к созданию ФПГ зачастую служили причины конъюнктурного характера (стремление получить государственную поддержку и льготы) при отсутствии общей стратегии развития группы. На первых этапах своего функционирования некоторые ФПГ пользовались адресной государственной поддержкой либо формировались на основе межгосударственных соглашений с целью восстановления экономических связей между странами СНГ. Сама возможность государственной поддержки, пусть даже просто продекларированная, могла исказить стимулы финансово-промышленной интеграции. В настоящее время предприятия, входящие в ФПГ и группы, в целом находятся в равных условиях с остальными формами бизнеса.
ФПГ являются субъектами, оказывающими значительное влияние на формирование институциональной среды, способствующей активизации инвестиционных процессов не только на уровне самой группы, но и национальной экономики в целом. Финансово-промышленные группы, на наш взгляд, выполняют в экономике России следующие функции.
Участвуют в формировании в национальной экономике институциональной среды, благоприятной для привлечения в реальное производство прямых инвестиций - как национальных, так и иностранных. Участие Ассоциации ФПГ в различных международных и национальных организациях и форумах способствовало налаживанию диалога бизнеса и власти.
Процесс взаимовлияния бизнеса и государства после смены политической элиты (с 2000 г.) представлялся некоторым исследователям как борьба двух тенденций: «захвата государства» и «захвата бизнеса» Radygin A. Russia en route to state capitalism? // Russia in global affaires. 2004. №2. Р. 54-71. При этом формирование государственных холдинговых компаний можно рассматривать двояко: как вспомогательный экономико-политический способ «захвата бизнеса» сверху либо как компромисс, предлагаемый компаниям, стремящимся избежать издержек «захвата бизнеса» и получить государственную поддержку.
Таким образом, для всех субъектов национальной экономики, и особенно для ФПГ, не получающих государственной поддержки, переход от восстановительной к инвестиционной модели экономического роста становится «политически очень уязвимым» Мау В. Итоги 2003 года и итоги четырехлетия: политика против экономики // Вопросы экономики. 2004. №3. С. 4-23. В целом оценка ФПГ как особой инвестиционной среды в конце 1990-х гг. была сильно политизирована. Сама постановка вопроса в исследованиях Э. Перотти и С. Гелфера относительно основных действующих лиц инвестиционного - «красные бароны» или «бароны-грабители» - отражает особенности восприятия ФПГ западным сообществом как непрозрачных и полукриминальных структур.
1994-1995 гг. - период формирования официальных ФПГ на основе Указа Президента РФ от 5 декабря 1993 г. №2096. В самом Указе и утвержденном им Положении о финансово-промышленных группах и порядке их создания фигурирует ряд целей ФПГ. Эти цели нередко служат ориентирами для оценки деятельности таких групп. Соотнесение реальных результатов и декларированных целей приводит к выводам о неэффективности российских ФПГ.
Задачи и реальные результаты деятельности ФПГ (1994-1995)
Определенные государством задачи ФПГ (1994-1995) |
Реальная ситуация в официальных ФПГ (1994-1995) |
|
Создание рациональных технологических и кооперационных связей |
Хотя в ряде ФПГ акцент на кооперацию в снабжении и сбыте, значительная часть групп ориентирована на кооперацию в производстве |
|
Привлечение инвестиций |
Продолжение спада инвестиций и лишь некоторое торможение его в ФПГ |
|
Повышение экспортного потенциала и конкурентоспособности предприятий |
Повышение конкурентоспособности в той мере, в какой ФПГ ослабляет дефицит оборотных средств и квалифицированных специалистов по снабжению и сбыту |
|
Конверсия оборонных предприятий |
Повышение согласованности конверсионных замыслов отдельных предприятий при дефиците средств на реализацию этих замыслов |
|
Ускорение НТП |
Преобладание усилий на сохранение имеющегося технологического уровня производства |
|
Обеспечение структурной перестройки экономики |
Медленные темпы интеграции по капиталу вдоль технологических цепочек |
|
Повышение управляемости народного хозяйства и проведение активной промышленной политики |
ФПГ не стали проводниками активной промышленной политики ввиду отсутствия последней. ФПГ понизили чувствительность экономики к такому рычагу управления ею, как денежная база. |
Если ориентироваться на определенные государством задачи ФПГ, результаты деятельности официальных групп в 1994-1995 гг. далеки от решения этих задач. Однако более точная оценка эффективности российских ФПГ в рассматриваемый период с точки зрения государственной экономической политики может быть получена, если ориентироваться на ее реальные приоритеты. К таковым в первую очередь относится завершение чековой приватизации и развертывание (с 1 июля 1994 г.) денежной приватизации.
Принятая модель чековой приватизации, с одной стороны, обеспечивала компромиссный характер перераспределения собственности, но, с дру...
Финансово-промышленные группы и их финансовая деятельность
Исследование и изучение закономерностей становления, функционирования и развития финансово-промышленных групп. Анализ основных показателей финансовой...
Особенности формирования и развития финансово-промышленных групп в Российской Федерации
Этапы развития, причины и принципы формирования финансово-промышленных групп (ФПГ), их классификация и участники. Интеграционная и инновационная функц...
Финансово-промышленные группы: проблемы становления и развития
Становление финансово-промышленных групп в отечественной экономике. Экономическое содержание создания ФПГ в России. Правовые условия формирования ФПГ....
Финансово-промышленные группы: сущность и развитие (мировой опыт)
Сущность, структурные элементы и участники финансово-промышленных групп. Классификация финансово-промышленных групп. Мировой опыт деятельности финансо...
Методология управления финансами финансово-промышленных групп
Генезис развития и экономическое содержание финансово-промышленных групп. Современные тенденции создания и функционирования ФПГ за рубежом. Специфика...