Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Финансы

Пути развития финансовой поддержки финансово-промышленных групп

Тип: курсовая работа
Категория: Финансы
Скачать
Купить
История формирования финансово-промышленных групп (ФПГ) в России, их влияние на экономику государства. Деятельность основных ФПГ, играющих значительную роль в Свердловской области. Государственное финансовое поощрение развития отечественных компаний.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

Введение

1. Теоретические основы функционирования финансово-промышленных групп

1.1 Сущность финансово-промышленной группы

1.2 Влияние финансово-промышленных групп на экономику России

2. Финансово-промышленные группы Свердловской области

2.1 Общие сведения

2.2 Крупнейшие ФПГ в области

3. Пути развития финансовой поддержки финансово-промышленных групп

Заключение

Список литературы

Введение

Получивший широкое распространение в сегодняшней России термин «финансово-промышленная группа» (ФПГ) может употребляться в двух взаимосвязанных, однако не вполне совпадающих значениях.

В широком смысле им обозначаются любые формы относительно устойчивого сотрудничества и взаимопроникновения промышленного и финансового капитала. В этом смысле финансово-промышленная группа - совокупность кредитно-финансовых организаций (банки, лизинговые и страховые компании, пенсионные и инвестиционные фонды), промышленных и торговых компаний, связанных между собой долговременными кооперационными, кредитными и акционерными отношениями.

В более узком смысле под ФПГ понимается такая форма интеграции промышленных и финансовых структур, которая удовлетворяет критериям, зафиксированным в соответствующих законодательных актах Российской Федерации, и сопровождается официальным признанием и включением в Государственный реестр ФПГ.

При анализе интеграционных процессов в экономике разграничение ФПГ на фактические и официальные имеет второстепенное значение, хотя условия получения и роль официального статуса ФПГ заслуживают дополнительного внимания. Однако, в целом, проблематика ФПГ не замыкается на официальных группах.

Необходимость и значимость интеграции предприятий в финансово-промышленные группы во многом определяется тем, насколько взаимоувязаны в группе механизмы повышения и перераспределения эффекта объединения. Сомнение отдельных участников в том, что их интересы могут остаться без внимания, тормозит формирование ФПГ в российской экономике. Этими же обстоятельствами обусловлено и медленное становление транснациональных финансово-промышленных групп с участием России.

Целью работы является теоретический анализ финансово-экономических аспектов финансово-промышленных групп для выявления путей развития ФПГ.

Задачи работы:

1. Раскрыть сущность финансово-промышленных групп;

2. Рассмотреть проблемы ФПГ в Свердловской области;

3. Выявить пути совершенствования деятельности ФПГ.

1. Теоретические основы функционирования финансово-промышленных групп

1.1 Сущность финансово-промышленной группы

Российское законодательство определяет финансово-промышленную группу как совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества, либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

Значительная доля финансово-промышленных групп в России была сформирована в ходе приватизации, что отразилось и на качестве предприятий, вошедших в ФПГ, как правило, без предварительной реструктуризации, и на качестве государственной политики в отношении данных структур. Мотивацией к созданию ФПГ зачастую служили причины конъюнктурного характера (стремление получить государственную поддержку и льготы) при отсутствии общей стратегии развития группы. На первых этапах своего функционирования некоторые ФПГ пользовались адресной государственной поддержкой либо формировались на основе межгосударственных соглашений с целью восстановления экономических связей между странами СНГ. Сама возможность государственной поддержки, пусть даже просто продекларированная, могла исказить стимулы финансово-промышленной интеграции. В настоящее время предприятия, входящие в ФПГ и группы, в целом находятся в равных условиях с остальными формами бизнеса.

ФПГ являются субъектами, оказывающими значительное влияние на формирование институциональной среды, способствующей активизации инвестиционных процессов не только на уровне самой группы, но и национальной экономики в целом. Финансово-промышленные группы, на наш взгляд, выполняют в экономике России следующие функции.

Участвуют в формировании в национальной экономике институциональной среды, благоприятной для привлечения в реальное производство прямых инвестиций - как национальных, так и иностранных. Участие Ассоциации ФПГ в различных международных и национальных организациях и форумах способствовало налаживанию диалога бизнеса и власти.

Процесс взаимовлияния бизнеса и государства после смены политической элиты (с 2000 г.) представлялся некоторым исследователям как борьба двух тенденций: «захвата государства» и «захвата бизнеса» Radygin A. Russia en route to state capitalism? // Russia in global affaires. 2004. №2. Р. 54-71. При этом формирование государственных холдинговых компаний можно рассматривать двояко: как вспомогательный экономико-политический способ «захвата бизнеса» сверху либо как компромисс, предлагаемый компаниям, стремящимся избежать издержек «захвата бизнеса» и получить государственную поддержку.

Таким образом, для всех субъектов национальной экономики, и особенно для ФПГ, не получающих государственной поддержки, переход от восстановительной к инвестиционной модели экономического роста становится «политически очень уязвимым» Мау В. Итоги 2003 года и итоги четырехлетия: политика против экономики // Вопросы экономики. 2004. №3. С. 4-23. В целом оценка ФПГ как особой инвестиционной среды в конце 1990-х гг. была сильно политизирована. Сама постановка вопроса в исследованиях Э. Перотти и С. Гелфера относительно основных действующих лиц инвестиционного - «красные бароны» или «бароны-грабители» - отражает особенности восприятия ФПГ западным сообществом как непрозрачных и полукриминальных структур.

1994-1995 гг. - период формирования официальных ФПГ на основе Указа Президента РФ от 5 декабря 1993 г. №2096. В самом Указе и утвержденном им Положении о финансово-промышленных группах и порядке их создания фигурирует ряд целей ФПГ. Эти цели нередко служат ориентирами для оценки деятельности таких групп. Соотнесение реальных результатов и декларированных целей приводит к выводам о неэффективности российских ФПГ.

Задачи и реальные результаты деятельности ФПГ (1994-1995)

Определенные государством задачи ФПГ (1994-1995)

Реальная ситуация в официальных ФПГ (1994-1995)

Создание рациональных технологических и кооперационных связей

Хотя в ряде ФПГ акцент на кооперацию в снабжении и сбыте, значительная часть групп ориентирована на кооперацию в производстве

Привлечение инвестиций

Продолжение спада инвестиций и лишь некоторое торможение его в ФПГ

Повышение экспортного потенциала и конкурентоспособности предприятий

Повышение конкурентоспособности в той мере, в какой ФПГ ослабляет дефицит оборотных средств и квалифицированных специалистов по снабжению и сбыту

Конверсия оборонных предприятий

Повышение согласованности конверсионных замыслов отдельных предприятий при дефиците средств на реализацию этих замыслов

Ускорение НТП

Преобладание усилий на сохранение имеющегося технологического уровня производства

Обеспечение структурной перестройки экономики

Медленные темпы интеграции по капиталу вдоль технологических цепочек

Повышение управляемости народного хозяйства и проведение активной промышленной политики

ФПГ не стали проводниками активной промышленной политики ввиду отсутствия последней. ФПГ понизили чувствительность экономики к такому рычагу управления ею, как денежная база.

Если ориентироваться на определенные государством задачи ФПГ, результаты деятельности официальных групп в 1994-1995 гг. далеки от решения этих задач. Однако более точная оценка эффективности российских ФПГ в рассматриваемый период с точки зрения государственной экономической политики может быть получена, если ориентироваться на ее реальные приоритеты. К таковым в первую очередь относится завершение чековой приватизации и развертывание (с 1 июля 1994 г.) денежной приватизации.

Принятая модель чековой приватизации, с одной стороны, обеспечивала компромиссный характер перераспределения собственности, но, с дру...

Другие файлы:

Финансово-промышленные группы и их финансовая деятельность
Исследование и изучение закономерностей становления, функционирования и развития финансово-промышленных групп. Анализ основных показателей финансовой...

Особенности формирования и развития финансово-промышленных групп в Российской Федерации
Этапы развития, причины и принципы формирования финансово-промышленных групп (ФПГ), их классификация и участники. Интеграционная и инновационная функц...

Финансово-промышленные группы: проблемы становления и развития
Становление финансово-промышленных групп в отечественной экономике. Экономическое содержание создания ФПГ в России. Правовые условия формирования ФПГ....

Финансово-промышленные группы: сущность и развитие (мировой опыт)
Сущность, структурные элементы и участники финансово-промышленных групп. Классификация финансово-промышленных групп. Мировой опыт деятельности финансо...

Методология управления финансами финансово-промышленных групп
Генезис развития и экономическое содержание финансово-промышленных групп. Современные тенденции создания и функционирования ФПГ за рубежом. Специфика...