Перспективы развития межбюджетных отношений в Российской Федерации
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Размещено на
Введение
бюджетный экономический управление
Актуальность темы «Бюджетная система Российской Федерации» заключается в том что, бюджетная система играет первостепенную роль в осуществлении социально-экономических преобразований в России, охватывающая все сферы. Стабильность данной системы является залогом эффективности проводимых реформ, так как именно сбалансированный бюджет выступает основным фактором обеспечения макроэкономического равновесия. Бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства.
Целью данной курсовой работы является изучение и анализ бюджетной системы РФ.
Для достижения цели, необходимо решить следующие задачи:
· раскрыть особенности бюджетной системы;
· рассмотреть современную структуру бюджетной системы РФ, охарактеризовать ее уровни и бюджеты, в них входящие;
· показать действующие в настоящее время принципы бюджетной системы РФ и проанализировать их применения на практике;
· проанализировать официальные предложения по развитию межбюджетных отношений в РФ и обосновать направления их дальнейшего совершенствования.
Объект исследования - основополагающие характеристики бюджетной системы.
Предмет исследования - определение особенностей структуры и принципов построения бюджетной системы Российской Федерации.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
1. Экономическое содержание бюджетной системы государства и ее структура в РФ
1.1 Бюджетная система РФ и ее структура
бюджетный экономический управление
Бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. [1, с. 3]
Однако это определение бюджета не отражает всех его сторон.
В материальном понимании государственный бюджет представляет собой централизованный в масштабах государства или административно-территориального образования денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления.
Как экономическая категория бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих в процессе образования, планового распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Бюджетные отношения возникают между государством и его субъектами (юридическими и физическими лицами) при образовании централизованного фонда с помощью налогов и сборов, а также при использовании бюджетного фонда на финансовое обеспечение функций государства, социально-экономические мероприятия и т.д.
Понятие государственного бюджета имеет и правовой аспект. С позиции законодательного исполнения он рассматривается как финансовый план государства.
Государственный бюджет - это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства или административно-территориальных образований, утверждаемый соответствующими правительственными органами власти. [5, с. 7]
Функции бюджета:
1) перераспределение национального дохода;
2) государственное регулирование и стимулирование экономики;
3) финансовое обеспечение непроизводственной сферы и осуществление социальной политики государства;
4) контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств. [8, с. 51]
Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между её отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.
Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующими в ней основными законодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах.
Составляющей частью бюджетного устройства России является бюджетная система.
Бюджетная система - это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах. Бюджетная система является главным звеном финансовой системы государства. [8, с. 53]
Уровни бюджетной системы России
В настоящее время в России реальностью является трехуровневая бюджетная система (федеральный уровень, уровень субъектов Федерации, муниципальный уровень). Ее структура представлена на рис. 1.1. Однако в связи с реформой муниципального управления третий уровень представлен подуровнями, самым низким из которых является поселенческий. Эта система регулируется Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ, имеющим ранг федерального закона. Он действует с 1 января 2000 г. и в связи с изменениями, вносимыми в бюджетный процесс, постоянно корректируется. До 2000 г. действовал ранее принятый закон, регулирующий бюджетное устройство и бюджетный процесс. Существенные изменения в системе муниципального управления предусмотрены Федеральным законом от 6 октября 2003 г. №131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также Законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации».
Первый уровень - федеральный. На этом уровне разрабатываются и исполняются федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования). До 2000 г. в составе государственных внебюджетных фондов существовал Федеральный фонд занятости населения, соответственно утверждался его бюджет.
* В связи с реформой системы муниципального управления в настоящее время выделяются бюджеты муниципальных районов, поселений и городских округов.
Рис. 1.1. Бюджетная система России
Однако фонд был упразднен, несмотря на довольно высокий уровень безработицы.
Все расходы, связанные с централизованным управлением процесса реализации функций государства, финансируются за счет средств федеральною бюджета.
Второй уровень бюджетной системы образуют бюджеты субъектов РФ и территориальные государственные внебюджетные фонды, к которым пока относятся территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Другие территориальные государственные внебюджетные фонды действующим законодательством не предусмотрены. На этом уровне бюджеты являются формой централизации денежных средств для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Федерации. Из этих бюджетов в значительной мере финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной, легкой и пищевой промышленности; коммунального хозяйства; развитие транспорта и связи. Важное значение имеют бюджеты субъектов Федерации в осуществлении общегосударственных и социальных задач, в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.
Третий уровень бюджетной системы - бюджеты муниципальных образований (муниципальных районов, поселений и городских округов). Иначе говоря, здесь имеются подуровни. На этом уровне государственные внебюджетные фонды не формируются. В связи с реформированием системы местного самоуправления в пределах нижнего уровня выделяются подуровни (бюджеты городских районов, муниципальных районов и поселений). В настоящее время в России около 30 тыс. бюджетов муниципального уровня.
Бюджетный кодекс РФ определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.
Развитие муниципального сектора экономики является в настоящее время неотъемлемой составляющей социально-экономического развития страны. [7, c. 15]
Каждый уровень включает в себя самостоятельные звенья бюджетной системы РФ. Бюджеты, действующие на соответствующих территориях, объединяются в консолидированные бюджеты.
Понятие «консолидированный бюджет» было включено в закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса» от 10 октября 1991 г. в связи упразднением государственного бюджета, в который входили все звенья бюджетной системы России.
В настоящее время в соответствии с Бюджетным кодексом РФ ст. 165 Минфин РФ обязано составлять отчет об исполнении консолидированного бюджета.
Консолидированный бюджет РФ - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Он включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. К...
Проблемы и перспективы развития межбюджетных отношений в Российской Федерации
Основные направления реформирования межбюджетных отношений как основы бюджетной реформы. Межбюджетные отношения: теоретические подходы. Организация ме...
Проблемы межбюджетных отношений в Российской Федерации
Понятие и признаки межбюджетных отношений. Особенности организации межбюджетных отношений в России. Операции с межбюджетными трансфертами, предоставля...
Основы межбюджетных отношений
Понятие "бюджетный федерализм" и его принципы. Формы финансовой поддержки субъектов Федерации и их характеристика. Рассмотрение перспективы развития м...
Система межбюджетных отношений
Основы организации межбюджетных отношений в федеративном государстве. Нормативное регулирование межбюджетных отношений в Российской Федерации. Исследо...
Система межбюджетных отношений в России
Сущность и принципы межбюджетных отношений. Социально-экономические аспекты межбюджетных отношений в процессе их исторического развития в России. Меха...