Организация бюджетного процесса в РФ
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Содержание
Введение
1. Понятие и принципы бюджетного процесса
2. Участники бюджетного процесса
2.1 Полномочия участников бюджетного процесса
2.1.1 Полномочия участников бюджетного процесса федерального уровня
2.1.2 Полномочия участников бюджетного процесса на региональном и местном уровнях
3. Составление проектов бюджетов
4. Рассмотрение и утверждение бюджетов
5. Федеральный закон о Федеральном бюджете
5.1 Рассмотрение и утверждение Федерального закона о Федеральном бюджете
5.2 Внесение изменений в Федеральный закон о Федеральном бюджете
6. Исполнение бюджетов
7. Бюджетный учет и отчетность
7.1 Бюджетный учет и отчетность Российской Федерации
8. Контроль исполнения бюджетов
9. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Бюджет государства является важнейшим установлением финансовой системы и играет значительную роль в политической и хозяйственной жизни страны, так как в нём отражена совокупность отношений, возникающих в процессе аккумуляции, распределения и использования государственного централизованного денежного фонда, предназначающегося для финансирования реализации наиболее важных функций государства, поэтому разработке показателей бюджета уделяется особое внимание на всех уровнях власти и на всех этапах прохождения расчетов. В бюджете государства определены его доходы и расходы, определяющие многие параметры развития государства на предстоящий год и среднесрочную перспективу.
В тоже время бюджет в материальном смысле - общегосударственный фонд денежных средств, которые по мере поступления используются в соответствии с расходными статьями. Таким образом, реально действующий бюджет находится постоянно в динамическом работающем состоянии: государственные доходы поступают и незамедлительно обращаются в государственные расходы.
Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, основы организации и функционирования бюджетной системы страны, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства устанавливает Бюджетный кодекс Российской Федерации и принятые в соответствии с ним федеральные законы, указы Президента, нормативно-правовые акты Правительства и Федеральных органов исполнительной власти, законы субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований, и иные законы и правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения. Международные договоры Российской Федерации имеют приоритет в регулировании бюджетных правоотношений.
Для более полного понимания сущности бюджетного процесса представляется целесообразным обозначить основные понятия, которыми оперируют участники бюджетного процесса.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации определение бюджета закреплено так: бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления Ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, N 145-ФЗ, 31 июля 1998 года..
Структура бюджетной системы Российской Федерации (регулируемая законодательством совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов Ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, N 145-ФЗ, 31 июля 1998 года.) имеет три уровня: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов, местные бюджеты.
Средства бюджета должны использоваться с соблюдением норм закона, утвердившего его. Например, средства федерального бюджета на 2012 год должны направляться в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов».
Важной особенностью организации бюджетного процесса в Российской Федерации является составление консолидированных бюджетов бюджетной системы страны. Консолидированный бюджет - свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, N 145-ФЗ, 31 июля 1998 года. Он представляет собой как бы инструмент осуществления анализа положения государственных финансов и перспективы их развития.
В настоящей работе раскрыто понятие бюджетного процесса, его принципы, определены участники бюджетного процесса и их полномочия. Также в работе будут отражены стадии бюджетного процесса, такие как: подготовка, рассмотрение и утверждение проектов бюджетов, принятие правовых актов о бюджетах бюджетной системы Российской Федерации, описан непосредственно процесс исполнения бюджета. Часть работы посвящена рассмотрению и утверждению отчета об исполнении бюджета, бюджетному учету и отчетности, организации бюджетного контроля и надзора.
Поскольку именно Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет основы бюджетного процесса, данная работа по большей части будет строиться в соответствии со структурой той части данной кодификации, которая посвящена непосредственно бюджетному процессу. Работа будет дополняться фактами и рассуждениями, нашедшими отражение в дополнительной литературе, нормативно-правовых актах, материалах справочных изданий, содержащих информацию о бюджетном процессе в Российской Федерации.
1. Понятие и принципы бюджетного процесса
Бюджетному процессу посвящена третья часть Бюджетного кодекса Российской Федерации. Согласно Бюджетному кодексу бюджетный процесс - регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
Необходимым элементом бюджетного процесса является бюджетное регулирование - перераспределение финансов между бюджетами разных уровней в соответствии с потребностями. Для этого необходимо сопоставление доходных и расходных показателей на всех стадиях бюджетного процесса с помощью систематизации данных показателей. Инструментом такой систематизации является бюджетная классификация Российской Федерации (группирование доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемое для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности).
Утвержденный бюджет действует в пределах финансового года, который в нашей стране определен в двенадцать месяцев и совпадает с календарным годом (с первого января по тридцать первое декабря (ст. 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Данный отрезок времени называется бюджетным периодом.
В основе бюджетного процесса лежат принципы, установленные для бюджетной системы Российской Федерации:
- единства бюджетной системы (единство бюджетного законодательства, принципов организации и функционирования бюджетной системы, единство форм документации и отчетности, единый порядок формирования доходов и осуществления расходов бюджетов, единство классификации бюджетной системы);
- разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
- самостоятельности бюджетов (право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств, осуществлять бюджетный процесс);
- равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (в соответствии с едиными принципами и требованиями);
- полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
- сбалансированности бюджета;
- результативности и эффективности использования бюджетных средств;
- общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов (расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета);
- прозрачности (открытости) (обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов);
- обязательной открытости для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов;
- стабильности, преемственности бюджетной классификации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, очередного финансового года и планового периода;
- достоверности бюджета (надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета);
- адресности и целево...
Организация бюджетного процесса в Российской Федерации
Понятие и задачи бюджетного процесса, его этапы и правовые проблемы. Порядок составления, рассмотрения и утверждения бюджетов. Исполнение бюджетов по...
Исследование бюджетного процесса в Российской Федерации
Понятие бюджетного процесса и его принципы. Полномочия участников бюджетного процесса. Составление, рассмотрение и исполнение проекта бюджета. Доходы...
Бюджетное прогнозирование и планирование: сущность, методы и роль в организации бюджетного процесса
Рассмотрение содержания и экономической сущности бюджетного планирования и прогнозирования. Развитие методологии данного процесса. Организация системы...
Процесс реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации
Понятие и организация бюджетного процесса в Российской Федерации. Реформирование всей финансовой системы государства. Организация планирования доходов...
Бюджетное планирование и прогнозирование
Понятие и организация, характеристика стадий и участников бюджетного процесса. Финансово-бюджетная политика, финансовое планирование и бюджетное прогн...