Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Финансы

Межбюджетные отношения и их развитие в Российской Федерации

Тип: контрольная работа
Категория: Финансы
Скачать
Купить
Понятие, сущность и история развития межбюджетных отношений в РФ; эффективность и качество управления государственными и муниципальными финансами. Формы финансовой поддержки бюджетов бюджетной системы РФ, проблемы распределения расходов между бюджетами.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

ВВЕДЕНИЕ

РФ по своей форме государственного устройства является федеративным государством, в рамках которого действует три уровня органов управления - государственное, региональное и местное. Поэтому для такого государственного устройства характерна особая система финансовых взаимоотношений этих органов.

Бюджетный федерализм это система налогово-бюджетных отношений органов власти различных уровней в процессе формирования доходов бюджетов и финансирования расходов на всех этапах бюджетного процесса.

Эта система отношений представляет собой особые межбюджетные отношения, которые возникают на основе движения бюджетных ресурсов. Межбюджетные отношения - один из основных факторов, влияющих на социально-экономическое развитие государства. От того, насколько эффективно и целесообразно распределены обязанности и финансовые ресурсы для их выполнения между бюджетами, зависит возможность государства выполнять свои функции, а для населения - обеспеченность бюджетными услугами.

Объектом настоящей контрольной работы является бюджетная система в Российской Федерации.

Предметом настоящей работы являются межбюджетные отношения в Российской Федерации

Актуальность выбранной для исследования темы заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики.

Целью работы является изучение современного состояния межбюджетных отношений и перспектив их развития в РФ.

ГЛАВА 1. МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ

1.1 Понятие, сущность межбюджетных отношений в РФ

В структуре бюджетной системы РФ можно выделить следующие звенья: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты, внебюджетные фонды.

Структура бюджетной системы РФ представлена на рис. 1.

Рисунок 1 - Структура бюджетной системы РФ

Федеральный бюджет - это основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития стран и реализации социальной политики на всей территории России. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

В соответствии со ст.14 Бюджетного Кодекса РФ, каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда, которые предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации [1].

Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

Ст. 15 БК РФ определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления [1].

Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, имеющих целевое назначение. Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения.

Ст. 144 БК РФ определяет состав бюджетов государственных внебюджетных фондов [1]

· бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;

· бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;

· бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Межбюджетные отношения - это отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, связанные с формированием и использованием соответствующих бюджетов.

Межбюджетные отношения строятся на следующих принципах:

· Распределение и закрепление расходов по уровням бюджетной системы.

· Разграничение регулирующих доходов по уровням бюджетной системы.

· Равенство бюджетных прав субъектов РФ, равенство бюджетных прав муниципальных образований.

· Выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом.

Исходя из этих принципов, можно сказать, что в основе межбюджетных отношений в России лежит бюджетный федерализм.

Российская модель бюджетного федерализма строилась и опиралась на конституционно декларированное распределение предметов ведения между Федерацией, её субъектами и муниципальными образованиями и исходила из законодательно установленной структуры разделения между всеми уровнями власти собираемых в стране налогов.

1.2 История развития межбюджетных отношений в РФ

Этапы развития межбюджетных отношений можно условно разделить на несколько этапов [9, 10, 12]:

I этап - годы стихийной децентрализации (1991-1993 гг.). Значительные изменения законодательной базы в этот период способствовали резкому росту доли региональных и местных бюджетов в доходах консолидированного бюджета. Реформирование межбюджетных отношений вышло за рамки законодательного регулирования.

II этап - экспериментальный бюджетный федерализм (1994-1996 гг.). На данном этапе были использованы принципиально новые подходы к перераспределению доходов по уровням бюджетной системы. Сложившийся в этот период механизм межбюджетных отношений значительно лучше соответствовал общепризнанным принципам бюджетного федерализма. Если раньше межбюджетные отношения строились преимущественно на негласном торге за бюджетные ресурсы, результаты которого в основном зависели от политического влияния региональных лидеров, то начиная с 1994 г. для их регулирования стали использоваться, хотя и несовершенные, но все же более рациональные финансово-экономические критерии и методы. Межбюджетные пропорции были стабилизированы, началась адаптация бюджетной системы к качественно новым принципам регулирования.

III этап - углубление кризиса межбюджетных отношений (1997-1998 гг.). С одной стороны, принятые в этот период законы способствовали реформированию местных финансов, с другой - межбюджетные отношения стали источником постоянной напряженности во взаимоотношении различных уровней власти. Рост несбалансированности региональных и местных бюджетов способствовал кризису финансов. Данный факт явился предпосылкой введения в действие Соглашения об оздоровлении государственных финансов и условиях оказания финансовой помощи из федерального бюджета. Этому способствовали некоторые изменения механизмов бюджетного регулирования, принятия федеральных стандартов по системе оплаты жилья и коммунальных услуг.

Принятая в 1998 г. "Концепция реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 гг." Постановление Правительства РФ от 30.07.1998 №862 "О концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах" обозначила новый этап становления бюджетного федерализма.

IV этап - реформа становления межбюджетных отношений (1999-2000 гг.). Главное внимание на этом этапе уделялось реформированию системы межбюджетных трансфертов, а также впервые были обозначены вопросы межбюджетных отношений на региональном уровне.

Сформированная в этот период система оказания финансовой помощи осуществлялась на основе формализованных критериев и процедур и в значительно большей степени соответствовала принципам бюджетного федерализма.

V этап - развитие бюджетного федерализма (2001-2005 гг.). В этот период завершилось реформирование Фонда финансовой поддержки регионов (ФФПР). К тому же времени на федеральном уровне была закреплена методика распределения основной части финансовой помощи субъектам РФ и решена давно назревшая проблема - законодательное закрепление налоговых полномочий, доходных источников и расходных обязательств бюджетов всех уровней [12].

Однако необходимость повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами обозначила следующий этап развития межбюджетных отношений. В его ознаменование была принята "Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006-2008 годах". Распоряжение Правительства РФ от 03.04.2006 №467-р "Об одобрении концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006-2008 годах"

VI этап - повышение эффективности межбюджетных отношений и качества управления финансами (2006 г. и по настоящее время). Данный этап характеризуется глубокими преобразованиями в развитии бюджетного федерализма...

Другие файлы:

Бюджетная система Российской Федерации: межбюджетные отношения
Межбюджетные отношения и принципы их построения. Взаимоотношения бюджетов, реформирование межбюджетных отношений на федеральном, региональном и местны...

Межбюджетные отношения в Российской Федерации
Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения в Российской Федерации. Формы финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов России. Анали...

Межбюджетные отношения
Бюджетная система, принципы ее функционирования. Типы и модели бюджетных систем, их особенности. Сущность консолидированного бюджета. Содержание и осн...

Межбюджетные отношения на муниципальном уровне
Межбюджетные отношения: сущность и принципы, нормативно-законодательная база, перспективы реформирования в Российской Федерации. Финансовая помощь бюд...

Межбюджетные отношения
Финансовый механизм межбюджетных отношений. Основные механизмы выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. Финансовая несост...