Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Финансы

Межбюджетные отношения в Российской Федерации

Тип: курсовая работа
Категория: Финансы
Скачать
Купить
Цели и формы межбюджетного регулирования в Российской Федерации. Система межбюджетных трансфертов: формы и федеральные, территориальные фонды межбюджетных трансфертов. Особенности и характеристики межбюджетных отношений на очередной финансовый год.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

МИНИСТЕРСВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА"

ФГОУВПО "РГУТиС"

Институт сервиса (г. Москва) (филиал)

Кафедра "Экономика и финансы"

КУРСОВАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ

"Межбюджетные отношения в Российской Федерации"

Дисциплина Бюджетная система РФ

Специальность 080105 "Финансы и кредит"

Специализация Страхование

Выполнил (а) студент (ка)

Группы ФКД-108

Жирова Екатерина Валерьевна

Руководитель: д. э. н., проф. Мерзлова М.П.

Москва 2011г.

Содержание

  • Введение
  • 1. Цели и формы межбюджетного регулирования в РФ
  • 2. Система межбюджетных трансфертов в РФ: формы; федеральные, территориальные фонды межбюджетных трансфертов
  • 3. Особенности и основные характеристики межбюджетных отношений на очередной финансовый год
  • Заключение
  • Литература
  • Приложения

Введение

Межбюджетные отношения - один из основных факторов, влияющих на социально-экономическое развитие государства. От того, насколько эффективно и целесообразно распределены обязанности и финансовые ресурсы для их выполнения между бюджетами, зависит возможность государства выполнять свои функции, а для населения это означает обеспеченность бюджетными услугами.

На сегодняшний день в Российской Федерации выстроена достаточно эффективная система межбюджетных отношений: сформированы её основные принципы и механизмы, определена роль всех участников этих отношений, закреплены соответствующими нормативными документами полномочия органов власти, есть всё, что связано с финансовым обеспечением разграниченных полномочий - Бюджетным кодексом РФ на долгосрочной основе закреплены и доходные источники, и принципы формирования финансовой поддержки.

Актуальность выбранной темы обусловлена сложившейся ситуацией в межбюджетных отношениях в Российской Федерации. Имеющиеся на настоящем этапе межбюджетные отношения, являются достаточно слаженными и отработанными, но все еще имеются некоторые недостатки в различных видах трансфертов.

Проблема межбюджетных отношений в России является одной из наиболее сложных задач экономического развития страны. Несмотря на определённые достижения в регулировании финансовых взаимоотношений федерации и регионов, практика бюджетного регулирования субъектов РФ и муниципальных образований нуждается в дальнейшем совершенствовании. Межбюджетное регулирование регионов служит обеспечению бюджетов муниципальных образований средствами для исполнения возложенных на них расходных полномочий.

межбюджетное отношение российская финансовый

Современное государственное устройство требует создания новой системы управления всеми экономическими процессами и, прежде всего, процессами взаимодействия между тремя уровнями власти: федеральным, региональным и местным. Поэтому проблемы организации межбюджетных отношений и бюджетного регулирования являются объектом пристального внимания, как в теоретическом плане, так и при практической реализации принципов бюджетного федерализма в России.

Целью настоящей работы является исследование финансовых особенностей межбюджетных отношений на очередной финансовый год. В ходе исследования необходимо решить следующие задачи:

1. рассмотреть межбюджетное регулирование в Российской Федерации.

2. изучить формы межбюджетных трансфертов.

3. рассмотреть особенности межбюджетных отношений на 2011 год и плановый период 2012 и 2013.

1. Цели и формы межбюджетного регулирования в РФ

В федеративном государстве необходимо обеспечить баланс интересов между федерацией, её субъектами и местным самоуправлением. Такой баланс достигается за счёт разграничения полномочий, доходов и расходов между бюджетами разных уровней, а также обеспечение самостоятельности бюджетов разных уровней, т.е. бюджетного регулирования.

Бюджетное регулирование - воздействие на экономические и социальные процессы, направленное на предотвращение возможных и устранение имеющихся диспропорций в развитии субъектов РФ и муниципальных образований путём перераспределения финансовых ресурсов бюджетной системы РФ. Выражая взаимодействие различных видов бюджетов, входящих в состав бюджетной системы, оно охватывает следующие явления:

1. структуру доходов и расходов бюджетов различных звеньев.

2. принципы и порядок распределения доходов и расходов между отдельными бюджетами.

3. порядок сбалансирования (уравнивания) доходных и расходных частей каждого бюджета.

Цель бюджетного регулирования - обеспечение надлежащего взаимодействия всех компонентов бюджетной системы, сбалансирование каждого его элемента и всей системы в целом чтобы данный механизм нормально функционировал и бесперебойно работал.

В бюджетном регулировании используют следующие методы:

· распределение расходов между отдельными видами бюджетов, входящих в бюджетную систему.

· установление собственных (постоянно закреплённых) доходов для каждого звена бюджетной системы.

· сбалансирование нижестоящего бюджета путём оказания ему финансовой помощи из вышестоящего бюджета на основе безвозвратного предоставления денежных средств (дотация, субвенция, субсидия).

· межбюджетное кредитование в виде бюджетного кредита.

Использование перечисленных методов зависит от конкретной модели, применяемой в целях бюджетного регулирования. Выделяют три основные модели бюджетного регулирования:

· "равенство условий"

· "равенство социальных стандартов"

· "равенство подхода"

Рисунок 1. Модели бюджетного регулирования

1. "Равенство условий" - либеральная модель, которая базируется на том, что все территории независимо от каких-либо факторов, характеризующих их, находятся в равных условиях, т.е. имеют равные нормативы отчислений от регулирующих налогов и не получают трансферты из вышестоящего бюджета.

Данная модель наиболее проста в организации и дает наибольшие экономические стимулы для развития территорий - сверхдоходы не изымаются, плохое управление на местах наказывается низкими доходами, разграничение ответственности между уровнями власти предельно прозрачно.

2. "Равенство социальных стандартов" - модель нормативного подхода. Обеспечение социальных стандартов является основной целью в нормативном подходе. Единые нормативы отчислений от налогов и стимулирование развития доходной базы на местах выступают как задача второстепенная, а потому зачастую вообще исчезают из модели. Для целей выравнивания не имеет значения, какие доходы получает территория, важно, чтобы расходные возможности оказались одинаковыми. Нормативный метод обладает набором недостатков, главный из которых - неспособность бюджета (ни федерального, ни региональных) обеспечить даже минимальные социальные стандарты.

3. "Равенство подхода" - модель на базе индекса налогового потенциала. Она является средней между крайними вариантами: либеральной и нормативной моделями. С одной стороны, выравнивание бюджетной обеспеченности как цель здесь сохраняется. С другой стороны, равнозначной целью определено "равенство условий" для субъектов межбюджетных отношений. Равенство условий в отличие от либеральной модели обеспечивается не только и не столько едиными нормативами отчислений от налогов, сколько единством и объективностью подхода к определению размера финансовой помощи для конкретной территории.

Право выбора модели бюджетного регулирования остается за государством и его субъектами. Каждый регион самостоятельно определяется с целесообразностью форм и методов организации доходов, расходов и финансовой помощи.

Межбюджетные отношения Ст. 6 БКРФ - взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Межбюджетные отношения опосредуют движение денежных средств в бюджет, выражая процессы его формирования, или, напротив, из бюджета, выражая процессы его распределения. Соответственно этому межбюджетные отношения могут быть двух видов:

· связанные с формированием бюджета - доходные бюджетные отношения.

· связанные с распределением бюджета - расходные бюджетные отношения.

1. Доходные бюджетные отношения. Государство, выступая в целом, является стороной всех доходных отношений бюджета, т.е. в тех бюджетных отношениях, которые возникают по поводу формирования доходной части бюджета.

В числе отношений можно на...

Другие файлы:

Бюджетная система Российской Федерации: межбюджетные отношения
Межбюджетные отношения и принципы их построения. Взаимоотношения бюджетов, реформирование межбюджетных отношений на федеральном, региональном и местны...

Межбюджетные отношения в Российской Федерации
Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения в Российской Федерации. Формы финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов России. Анали...

Межбюджетные отношения
Бюджетная система, принципы ее функционирования. Типы и модели бюджетных систем, их особенности. Сущность консолидированного бюджета. Содержание и осн...

Межбюджетные отношения на муниципальном уровне
Межбюджетные отношения: сущность и принципы, нормативно-законодательная база, перспективы реформирования в Российской Федерации. Финансовая помощь бюд...

Межбюджетные отношения
Финансовый механизм межбюджетных отношений. Основные механизмы выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. Финансовая несост...