Исследование прямых налогов и выявление их роли в бюджете Алтайского края
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Содержание
Введение
1. Проанализировать объем и структуру прямых налогов, зачисляемых в бюджет Алтайского края
2. Проанализировать объем и структуру Фонда софинансирования социальных расходов
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Налоги являются основным доходным источником государства, обеспечивая финансирование его деятельности. Денежные средства, собранные посредством налогов, поступают в бюджет или другие денежные фонды государства. Оттуда они расходуются на содержание государственного аппарата, обеспечение обороноспособности страны и поддержание правопорядка, финансирование государственных программ, выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, включая учителей, врачей, работников культуры.
Недостаточность средств, собранных посредством налогов, неэффективность налоговой системы, массовое уклонение от уплаты налогов - сразу же сказываются на состоянии государства и общества в целом.
Особый интерес представляет группа прямых налогов. Прямые налоги в настоящее время имеют большое значение для формирования доходной части бюджетов всех уровней.
Россия пошла по пути преимущественного использования косвенного налогообложения. Однако, преобладание прямых налогов в доходах государства свидетельствует о том, что речь идет о высокоразвитой экономике, косвенных - наоборот.
Данная зависимость определяет актуальность изучения объема и структуры прямых налогов и практики их, воздействия на эффективность работы экономических субъектов и аккумуляции средств в краевой бюджет.
В свою очередь, доходы государства, являются источником финансирования расходов государства и формирования различных фондов.
Поэтому целью практической работы в соответствии с заданием будет являться исследование прямых налогов и выявление их роли в бюджете Алтайского края и изучение состава Фонда софинансирования социальных расходов РФ.
Для достижения указанных целей, необходимо решить следующие задачи:
- оценить динамику доходов бюджета Алтайского края;
- провести сравнительный анализ сопоставимых показателей налоговых поступлений в бюджете Алтайского края;
- выявить состав и структуру прямых налогов в налоговых поступлениях краевого бюджета;
- изучить тенденции изменения прямых налогов в бюджете Алтайского края;
- ознакомится с целью формирования Фонда софинансирования социальных расходов РФ;
- исследовать динамику Фонда софинансирования социальных расходов;
- указать основные направления и получателей средств данного фонда.
1. Проанализировать объем и структуру прямых налогов, зачисляемых в бюджет Алтайского края
Анализ начнем с рассмотрения состава доходов бюджета Алтайского края в 2010-2012. Прогноз поступлений налоговых доходов краевого бюджета представлен в приложении 1 к пояснительной записке к законопроекту, в том числе налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц, акцизов по подакцизным товарам (продукции), налога на имущество организаций и транспортного налога. Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами и государственная пошлина представлены общими суммами.
Таблица 1
Динамика доходов бюджета Алтайского края в 2010-2012 гг.
Показатели |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
||||
сумма |
доля |
сумма |
доля |
сумма |
доля |
||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
||
Налоговые доходы |
18569459,0 |
44,9 |
19533325,0 |
46,3 |
20768893,0 |
47,8 |
|
Неналоговые доходы |
784933,0 |
1,9 |
859740,0 |
2,0 |
871741,0 |
2,0 |
|
Безвозмездные поступления, всего в том числе: - из федерального бюджета - из бюджетов городских и сельских поселений - от государственных организаций |
22023361,7 21841231,9 7080,0 175049,8 |
53,2 |
21841231,9 21841231,9 0,0 0,0 |
51,7 |
21841231,9 21841231,9 0,0 0,0 |
50,2 |
|
Итого |
41377753,7 |
100,0 |
42234296,9 |
100,0 |
43481865,9 |
100,0 |
Для наглядного отображения динамики анализируемых доходов приведем рисунок 1.
Рис.1 Динамика доходов бюджета Алтайского края в 2010-2012 гг..
Доходы краевого бюджета в 2010-2012 году характеризуются постоянным приростом. В 2010 году доходы краевого бюджета пополнились на 856543,2 тыс. руб. или на 2,1%. В 2012 году по сравнению с 2011 годом казна пополнилась на 1247569 тыс. руб. При этом, налоговые доходы краевого бюджета на протяжении трех последних лет также имеют положительную динамику. В 2010 году по сравнению с предыдущим годом они увеличились на 963866 тыс. руб., в 2011 году они выросли на 1235568 тыс. руб. по сравнению с предыдущим годом и на 2199434 тыс. руб. к 2010 году. Налоговые доходы на 2010 год увеличились на 1018401 тыс. рублей, или на 5,8 процента поступлений 2009 года и составляют 18569459,0 тыс. рублей.
Сравнительный анализ сопоставимых показателей свидетельствует о прогнозируемом росте доли налоговых доходов в общем объеме поступлений в краевой бюджет с 44,9 процента в 2010 году до 47,8 процента в 2012 году, соответственно - снижении доли безвозмездных поступлений с 53,2 до 50,2 процента в структуре доходов.
Для определения роли и места прямых налогов в доходах бюджета рассмотрим доходную часть бюджета Алтайского края по видам налогов (таблица 2).
Таблица 2. Состав и структура поступлений налоговых доходов бюджета Алтайского края за 2010-2012гг., млн. руб.
Наименование доходов |
2010 |
2011 |
2012 |
||||
Сумма |
Уд. вес, % |
Сумма |
Уд. вес, % |
Сумма |
Уд. вес, % |
||
Налоговые доходы, из них: |
18569,5 |
100 |
19533,3 |
100 |
20768,9 |
100 |
|
Прямые налоги, в т.ч. |
16926,099 |
91,15 |
18080,022 |
92,56 |
18505,090 |
89,1 |
|
налог на прибыль организаций |
7929,878 |
46,85 |
8855,595 |
48,98 |
7044,888 |
38,07 |
|
налог на доходы физических лиц |
1933,304 |
24,38 |
2151,910 |
24,3 |
2018,360 |
28,65 |
|
налог на имущество организаций |
1643,524 |
9,71 |
1647,09 |
9,11 |
2492,636 |
13,47 |