Инвестиционный климат в Республике Беларусь
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Содержание
Введение
1. Инвестиционный климат. Основы для развития
2. Состояние инвестиционной деятельности в Республике Беларусь
3. Перспективные направления улучшения инвестиционного климата РБ
Заключение
Список использованных источников
Введение
Инвестиционный климат - это обобщенная характеристика совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических предпосылок, предопределяющих целесообразность инвестирования в ту или иную хозяйственную систему. Оценка инвестиционной привлекательности территории является важнейшим аспектом принятия любого инвестиционного решения. Чем сложнее ситуация в стране, тем в большей степени опыт и интуиция инвестора должны опираться на результаты экспертной оценки инвестиционного климата.
В последние годы правительство Беларуси активно проводит политику, направленную на улучшение инвестиционного климата как для отечественных инвесторов, так и для иностранных. Целью этой политики является прежде всего раскрепощение предпринимательской инициативы. А это в свою очередь способствует росту производства и занятости, увеличению притока инвестиций, ускорению внедрения инноваций, одним словом, успешному социально-экономическому развитию страны.
Таким образом, актуальность данной темы очевидна: одна из главнейших экономических задач Республики Беларусь на данный момент является улучшение инвестиционного климата страны с целью привлечения инвесторов.
1. Инвестиционный климат. Основы для развития
Инвестиционный климат - совокупность экономических, правовых, регуляторных, политических и других факторов, которые в конечном счете определяют степень риска капиталовложений и возможность их эффективного использования.
Сегодня для работы инвестора на территории Республики Беларусь созданы надежные правовые условия, обеспеченные как международными соглашениями, так и национальным законодательством.
Так, на международном уровне Республикой Беларусь подписаны Конвенция о защите прав инвестора (28 марта 1997 г.), Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности (24 декабря 1993 г.), а с 1992 года Республика Беларусь присоединилась к Конвенции "О порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами" (18 марта 1965 г.) и Сеульской конвенции "Об учреждении Многостороннего Агентства по гарантии инвестиций" (11 октября 1985 г.) [1].
На уровне национального законодательства инвестиционная деятельность в Республике Беларусь регулируется Инвестиционным кодексом Республики Беларусь, положения которого направлены на стимулирование инвестиционной деятельности и защиту прав инвесторов.
Государство гарантирует инвестору: право собственности и иные вещные и имущественные права; равенство прав, а также равную недискриминационную защиту прав и законных интересов инвестора; стабильность прав по осуществлению ивестиционной деятельности и ее прекращению; право самостоятельного определения и осуществления всех действий по владению, пользованию и распоряжению объектами и результатами инвестиционной деятельности, в том числе самостоятельно распоряжаться прибылью (доходом) и свободно переводить полученный доход за границу; компенсацию рыночной стоимости инвестируемого имущества, а также возмещение других убытков, понесенных инвестором в результате проведения национализации или реквизиции, которая допускается только в исключительных случаях;- возмещение убытков и вреда, причиненного инвестору действиями (или бездействиями) должностных лиц государственных органов.[2]
Кроме обеспечения защиты прав инвесторов в республике создана система стимулов для осуществления инвестиционной деятельности. Так, ряд преференций предоставлен инвесторам в свободных экономических зонах, малых и средних городах, сельской местности, Парке высоких технологий.
На территории Республики Беларусь создано шесть свободных экономических зон: "Брест" (1996), "Витебск" (1999), "Гомель-Ратон" (1998), "Гродноинвест" (2002), "Минск" (1998) и "Могилев" (2002).
В настоящее время в республике работает более 280 резидентов свободных экономических зон, на которых занято свыше 61 тыс. человек. Ими реализуются проекты с привлечением инвестиций на сумму свыше 360 млн. долл. США из более чем тридцати стран мира.
Свободные экономические зоны, как одна из эффективных моделей территориально-хозяйственного управления призваны обеспечить ускоренное развитие отдельных регионов за счет привлечения иностранных инвестиций и прогрессивных технологий (Закон Республики Беларусь "О свободных экономических зонах").
Для всех СЭЗ установлен единый специальный правовой режим деятельности их резидентов, который остается неизменным в течение 7 лет с даты регистрации в качестве резидентов СЭЗ (Указ Президента Республики Беларусь от 9 июня 2005 г. №262 "О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь ").
Основные преференции в СЭЗ:
ограниченный перечень налогов, уплачиваемых резидентами СЭЗ;
освобождение от уплаты налога на прибыль в течение 5 лет с даты объявления прибыли, а после истечения указанного срока - налог на прибыль уплачивается по ставке, уменьшенной на 50 процентов. При этом уменьшенная ставка не может быть больше 12 процентов;
уменьшение суммы, подлежащей к уплате по налогу на добавленную стоимость, на 50 процентов. Это не относится к налогу на добавленную стоимость, уплачиваемого по льготным ставкам 10 (9,09)% и 0%;
освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов при ввозе оборудования и товаров для нужд собственного производства. При этом произведенные товары вывозят без применения мер экономической политики;
льготные условия предоставления земельных участков для реализации инвестиционных проектов и определения арендной платы по ним;
свободное распоряжение валютной выручкой [1].
В нынешнем году Советом Министров Республики Беларусь было утверждено постановление, регулирующее инвестиционную деятельность в СЭЗ: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 08.02.2011 №158 "Об утверждении перечня импортозамещающих товаров, производимых резидентами свободных экономических зон и поставляемых на внутренний рынок республики" [3].
Особый льготный режим распространяется на коммерческие организации с местом нахождения в населенных пунктах с численностью населения до 50 тыс. человек. Республика Беларусь - страна небольших городов, поэтому Беларусь заинтересована в привлечении иностранных инвестиций в малые и средние города и поселения для обеспечения всестороннего развития экономики республики. С этой целью на территории данных образований действует ряд льгот, направленных на снижение издержек инвестора, а также на максимальное упрощение условий его деятельности (Декрет Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 1 "О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг) ")[3].
Основные налоговые преференции в малых и средних городах:
освобождение от налога на прибыль в течение 5 лет с даты создания коммерческой организации в малом или среднем городском поселении;
освобождение от обложения таможенными пошлинами и налогом на добавленную стоимость при ввозе технологического оборудования в качестве вклада в уставный фонд создаваемой коммерческой организации.
освобождение от налога на имущество (налога на недвижимость);
освобождение от дорожных налогов и сборов, местных налогов и сборов.
Основные не налоговые преференции в малых и средних городах:
свободное распоряжение валютной выручкой;
свободное ценообразование, за исключением социально значимых товаров;
право привлечения иностранных страховых организаций, иностранных страховых брокеров для страхования имущественных интересов;
отмена мер нетарифного регулирования, исключительных прав на осуществление внешней торговли отдельными товарами, требовать заключения сделок на биржевых торгах по биржевым товарам, а также неприменение других мер государственного регулирования [2].
Указанные льготы предоставляются инвесторам после регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя. Регистрация осуществляется местными органами управления в день подачи ограниченного перечня документов. Решение о неосуществлении регистрации может быть обжаловано в суде.
Льготный режим применяется в отношении субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в сельских населенных пунктах (Декрет Президента Республики Беларусь от 20 декабря 2007 г. № 9 "О некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности в сельской местности") [3].
Организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в сельской местности вправе применять особый порядок налогообложения и уплаты таможенных платежей, льготного кредитования.
Льготные условия в республике имеют также резиденты Парка высоких технологий. (Декрет Президента Республики Беларусь от 22 июня 2005 г. № 12 "О парке высоких технологий").
Белорусским законодате...
Инвестиционный климат Республики Беларусь
Наиболее значимые причины, которые препятствуют притоку иностранного капитала в республику Беларусь. Состояние основных фондов в республике. Иностранн...
Инвестиционный климат Республики Беларусь и пути его улучшения
Инвестиционная политика Российской Федерации в настоящее время
Внутренние факторы, влияющие на инвестиционную политику и инвестиционный климат. Внутренние инвестиции. Инвестиционный кризис в РФ в 90-х годах ХХ век...
Прямые иностранные инвестиции в Республику Беларусь
Сущность прямых иностранных инвестиций для экономики государства. Инвестиционный климат Республики Беларусь. Основные проекты по привлечению иностранн...
Инвестиционный климат в Республике Казахстан
Способы вычисления объема прямых иностранных инвестиций на душу населения в Республике Казахстан. Рассмотрение рейтинга государства во Всемирном банке...