Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Финансы

Дефицит федерального бюджета России и проблема государственного долга

Тип: курсовая работа
Категория: Финансы
Скачать
Купить
Причины возникновения бюджетного дефицита, его виды и основные источники покрытия. Проблема государственного долга Российской Федерации, оценка его исполнения за январь - сентябрь 2011 года. Внутренний и внешний долг. Классификация долговых обязательств.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Московский Государственный Университет Путей Сообщения (МИИТ)

Курсовая работа

По дисциплине: "Макроэкономика-2"

Тема: Дефицит федерального бюджета России и проблема государственного долга

Выполнила: студентка 4 курса

0965-п/НЭ-1112

Романова Д.И.

Проверила: к. э. н., доцент

Хохлова Л. В.

Муром 2012

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы бюджетного дефицита
  • 1.1 Понятие, причины бюджетного дефицита
  • 1.2 Виды бюджетных дефицитов
  • 1.3 Причины возникновения бюджетного дефицита
  • 1.4 Источники покрытия дефицита
  • 1.5 Оценка исполнения бюджета за январь-сентябрь 2011 года
  • Глава 2. Проблема государственного долга России
  • 2.1 Понятие государственного долга
  • 2.2 Внутренний долг
  • 2.3 Внешний долг
  • 2.4 Классификация долговых обязательств
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Среди проблем экономического характера можно выделить несколько наиболее актуальных и принципиальных: проблема экономического роста, поддержание спроса, финансирование и развитие социальной сферы, проблема занятости, проблема неплатежей в народном хозяйстве, проблема накопленных Россией долгов за последние годы в результате внешних и внутренних займов.

Из вышеперечисленных проблем больше всего меня привлекает проблема внешнего долга. Развитие любой страны зависит от её взаимоотношений с другими странами, а кредитные отношения занимают не самое последнее место среди них. Подавляющее число стран испытывает недостаток собственных ресурсов для осуществления внутренних вложений, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономических преобразований и выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям. Кто-то является одновременно и кредитором, и заемщиком, кто-то - чистым должником. Дефицитность государственного и местных бюджетов и высокий государственный долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых государств. В результате кредитной экспансии государства прочие заемщики вытесняются с финансового рынка, сохраняются высокие ставки на кредит. Огромные расходы по обслуживанию государственного долга поглощают все большую долю налоговых поступлений. Поэтому сокращение бюджетных дефицитов и государственного долга - одна из наиболее актуальных задач экономической политики не только России, но и других стран.

В своей работе я рассмотрю проблемы бюджетного дефицита и государственного долга, теоретические аспекты и практическое проявление их в российской экономике в настоящее время.

Глава 1. Теоретические основы бюджетного дефицита

1.1 Понятие, причины бюджетного дефицита

Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами.

Как правило, дефицит государственного бюджета отражает неустойчивое положение в хозяйственной, финансовой деятельности, покрывается за счет изыскания внутренних источников финансирования, государственных займов, иногда за счет эмиссии бумажных денег, не подкрепленных товарной массой [14]. Не редко бюджетный дефицит связан с инфляцией.

Дефициты возникают в результате чрезвычайных обстоятельств: войны, крупных стихийных бедствий и т.п., когда обычно резервов становится недостаточно и приходиться прибегать к источникам особого рода. Дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае он - явление чрезвычайно тревожное, требующее принятие не только срочных и действенных экономических мер (по стабилизации экономики, финансовому оздоровлению хозяйства и т.п.), но и соответствующих политических решений. Однако, если финансовые средства направляются на развитие экономики, приоритетных отраслей, т.е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них возместят произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Даже самые экономически развитые страны в критические периоды, как правило, имеют дефицитный бюджет от 10 до 30%. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания "финансовых дыр", субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики, главным из которых является усиление инфляционных процессов.

Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступать:

рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности;

сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса;

чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия);

неэффективность финансовой системы государства;

политический популизм, выражающийся в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами;

коррупция в государственном секторе;

неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики.

1.2 Виды бюджетных дефицитов

1. Циклический дефицит госбюджета - результат действия встроенных стабилизаторов.

Циклический дефицит государственного бюджета является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. "Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участи в прибылях. "Встроенные" стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, т.к. эти механизмы "включаются" без непосредственного вмешательства правительства.

При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада экономической активности правительство принимает специальные решения, направленные на увеличение уровней занятости и выпуска [11]. В ходе осуществления этих решений вследствие увеличений госрасходов (например, на финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или снижения налогов правительство целенаправленно создает дефицит госбюджета. Соответственно, в период подъема в целях сдерживания инфляционных тенденций целенаправленно создается бюджетный излишек.

Дискреционная политика правительства связана со значительными внутренними временными лагами, так как изменение структуры госрасходов или ставок налогообложения предполагает длительное обсуждение этих мер в парламенте [4].

При недискреционной фискальной политике бюджетные дефициты и профициты возникают автоматически, в результате действия встроенных стабилизаторов экономики, так как эти механизмы "включаются" без непосредственного вмешательства правительства.

Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхования занятости является первоочередной задачей для переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления.

Степень встроенной стабильности экономики непосредственно зависит от величин циклических бюджетных дефицитов, которые выполняют функции автоматических амортизаторов колебаний совокупного спроса [16].

Выбор приоритетов между краткосрочными и долгосрочными эффектами бюджетно-налоговой политики является сложной макроэкономической проблемой и для индустриальных, и для переходных экономик.

Встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВВП вокруг его потенциального уровня, а только ограничивают амплитуду этих колебаний. На основании данных о циклических бюджетных дефицитах и излишках нельзя оценивать эффективность мер фискальной политики, т.к. наличие циклически несбалансированного бюджета не приближает экономику к состоянию полной занятости ресурсов, а может иметь место при любом уровне выпуска. Поэтому встроенные стабилизаторы, как правило, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики.

2. Структурный дефицит госбюджета - разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости.

Оценки структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства....

Другие файлы:

Бюджетный дефицит и проблемы государственного долга
Понятие, сущность и функции государственного бюджета. Особенности ликвидации бюджетного дефицита и государственного долга в Республики Беларусь. Пробл...

Бюджетный дефицит и управление государственным долгом
Понятие и виды состояний государственного бюджета. Бремя и последствия государственного долга для экономики. Оценка эффективности фискальной политики....

Дефицит бюджета и государственный долг
Значительное общественное внимание в последние годы уделялось изменениям дефицита государственного бюджета и проблеме государственного долга. Правител...

Бюджетный дефицит и государственный долг
Понятие и сущность бюджета и бюджетного дефицита. Формы и структура государственного долга, его влияние на экономику. Сравнительная характеристика мет...

Доходы и расходы государственного бюджета РФ
Доходы государственного бюджета. Расходы государственного бюджета. Бюджетный дефицит. Анализ состояния федерального бюджета РФ в текущем году. Федерал...