Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Финансы

Государственные финансы и проблемы развития экономики

Тип: контрольная работа
Категория: Финансы
Скачать
Купить
Роль инфраструктуры в повышении конкурентоспособности национальной экономики, негативные институционные составляющие инфраструктуры. Динамика и структура бюджетных инвестиций в Украине. Мероприятия по улучшению состояния государственных финансов.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Государственные финансы и проблемы развития экономики

Содержание

Введение

1. Теоретические вопросы и эмпирические оценки влияния инфраструктуры на экономическое развитие

2. Роль государства в развитии инфраструктуры

3. Ситуация в Украине

Выводы и рекомендации

Источники

Введение

Тема контрольной работы «Государственные финансы и проблемы развития экономики» по дисциплине «Государственные финансы».

Цель работы - систематизировать теоретические взгляды и результат эмпирических исследований относительно роли инфраструктуры в повышении конкурентоспособности национальной экономики; представить динамику и структуру соответствующих бюджетных инвестиций в Украине, рассмотреть институционные составляющие инфраструктуры, которые позволяют снизить трансакционные расходы предпринимательской деятельности, и внести предложения относительно улучшения состояния государственных финансов, как предпосылки для решения инфраструктурных проблем в Украине.

По данным Всемирного экономического форума, некоторые страны пережили времена мирового финансового кризиса значительно лучше других. По результатам многолетних исследований, проведенных этой организацией, к числу базовых факторов, которые позволяют экономикам разных государств достигать устойчивого экономического роста, в частности, относятся:

-- институциональная среда, в которой происходит взаимодействие субъектов хозяйствования и принимаются инвестиционные решения;

-- инфраструктура, которая определяет место размещения экономической деятельности, стимулирует движение рабочей силы в стране, обеспечивает связь отечественного рынка с рынками других стран и регионов.

По указанным факторам Украина в 2009--2010 гг. занимала, соответственно, 120-ю и 78-ю позиции среди 133 государств, по которым проводилось исследование, и находилась на уровне развивающихся латиноамериканских и африканских стран.

Исходя из наиболее распространенных определений инфраструктуры (социальной инфраструктуры) как комплекса структурных элементов экономики (отраслей народного хозяйства), создающих условия для нормального функционирования производства, оборота товаров и жизнедеятельности людей, инвестиции в инфраструктуру являются эффективным инструментом обеспечения роста национальной экономики, а следовательно -- и улучшения состояния ее государственных финансов.

Инвестиции в материальную инфраструктуру (учитывая особенности такого рода благ -- в частности, продолжительный срок службы соответствующих объектов, наличие существенных необратимых затрат, влияние факторов риска и неопределенности) чаще всего осуществляются государством. Даже в США, где государство играет намного меньшую роль, чем в странах ЕС, в 2007 г. за счет бюджетных средств была профинансирована значительная часть инвестиций в транспорт (90%), образование (77%), охрану окружающей природной среды (70%), а также в сектор коммунальных услуг (35%).

1. Теоретические вопросы и эмпирические оценки влияния инфраструктуры на экономическое развитие

В исследовании современных российских экономистов на основе обобщения положений теории конкурентных преимуществ М. Портера, теории жизненных циклов товара и эклектической теории Д. Даннинга показаны взаимосвязи процессов активизации инвестиционной деятельности, повышения ее качества и устойчивости с развитием инфраструктуры (в том числе благодаря влиянию государства на такое развитие).

Позитивный взгляд на государственные инвестиции в инфраструктуру обосновывается также их влиянием на условия конкуренции. Так, развитие транспортной инфраструктуры и средств связи создает условия для выхода на рынок новых предприятий и уменьшения монопольного влияния определенных предприятий. Усиление конкуренции вынуждает многих хозяйствующих субъектов изменять свое поведение, поскольку, по выражению Ф. Хайека, ставит их перед выбором: "либо подражать добившимся большего успеха, либо частично или полностью лишиться своего дохода".

П. Ашин и М. Шанкерман при помощи микроэкономической модели показали, что рост конкуренции благодаря развитию инфраструктуры способствует росту объемов производства, а также повышает долю на рынке предприятий с меньшими удельными затратами.

В работах, посвященных исследованию влияния инфраструктуры на экономическое развитие, чаще всего используется пообъектное определение ее отдельных составляющих. Так, в Отчете Всемирного банка "Инфраструктура и развитие" рассматривается экономическая инфраструктура, составными элементами которой являются коммунальное хозяйство (энергетика, связь, водоснабжение, канализация, уборка и удаление отходов, газопроводы), инженерные сооружения (дороги, плотины, ирригационные сооружения), а также объекты транспортных отраслей (городской и междугородный транспорт, порты и водные пути, аэропорты). В свою очередь, в Отчете Всемирного экономического форума о конкурентоспособности Украины в глобальном измерении это средства и услуги сфер транспорта, энергетики, телекоммуникаций.

Эксперты ОЭСР относят транспортную инфраструктуру к трем наиболее важным факторам, определяющим возможности эффективного использования капитала (реального, природного, человеческого, финансового), а также адаптации людей к новым условиям глобальной экономики. По результатам опросов, проведенных Немецким институтом экономических исследований (DIW, Берлин), 56% предприятий Восточной Германии поставили межрегиональный транспорт на 3-ю позицию из 15 факторов размещения производства. Направление значительных объемов государственных инвестиций на устранение узких мест в сферах транспорта и связи Восточных земель Германии обусловило рост продуктивности частных инвестиций.

Результаты эконометрических исследований потенциала развития регионов ЕС, в которых, наряду с обеспеченностью инфраструктурой, учитывались также другие экономические и географические особенности каждого из регионов (в частности, территориальная достижимость, уровень агломерации и секторальная структура экономики), показали, что рост обеспеченности региона материальной инфраструктурой на 10% сопровождается ростом среднедушевого показателя регионального дохода на 2%, а увеличение индикатора территориальной достижимости региона на 4% -- увеличением потенциала его развития на 10%.

2. Роль государства в развитии инфраструктуры

Важная роль государственных инвестиций в инфраструктуру связана, прежде всего, с тем, что такие инвестиции выполняют функцию дополнительного блага по отношению к частным инвестициям. Предоставление такого блага, создавая условия для дальнейших частных инвестиций, позитивно влияет на формирование совокупного капитала национальной экономики, который является ключевым фактором экономического роста. Государственные инвестиции тем важнее для такого роста, чем больше они способствуют увеличению частных инвестиций. Кроме того, государственные инвестиции в такие объекты инфраструктуры, которые позволяют устранить монопольное положение отдельных предприятий на определенных региональных рынках, создают условия для повышения конкурентоспособности регионов. Усиление конкуренции (например, благодаря развитию транспортной инфраструктуры) и прямое снижение транспортных затрат, в свою очередь, способствуют развитию региональных рынков труда, активизируют экономическую деятельность в регионе, создают условия для увеличения доли на рынке субъектов хозяйствования со сравнительно меньшими расходами.

Теоретические выводы о важной роли государственного финансирования развития инфраструктуры нашли практическое применение в финансовой политике европейских стран в 60--70-х годах. В развивающихся странах в 1980--1989 гг. на долю инфраструктуры приходилось около 20% общего объема капитальных вложений и 40--60% государственных инвестиций. По результатам эмпирических исследований, инфраструктура способствовала уменьшению производственных затрат предприятий перерабатывающей промышленности многих экономически развитых государств (в том числе Великобритании, Германии, США, Швеции, Японии), тогда как недостаточное развитие транспортной инфраструктуры Китая в 80-х годах сдерживало рост экономики в целом и таких стратегических отраслей, как угольная промышленность и электроэнергетика.

В условиях финансово-экономического кризиса 2008--2009 гг. государственное финансирование инфраструктурных проектов стало одной из главных задач бюджетно-налоговой политики, поскольку расходы на инфраструктуру позволяют достичь наиболее высокого значения бюджетного мультипликатора. Так, в США в 2009 г. государственные инвестиции в инфраструктуру стали едва ли не самыми большими за последние 50 лет. Новая Зеландия увеличила инвестиции в строительство новых дорог и школ, в развитие общественного транспорта. В Китае годовой объем финансирования инфраструктуры достиг 14% ВВП, а в Мексике - 6,5% ВВП.

В последнее десятилетие во многих постсоциалистических странах Европы государственные инвестиции (в том числе в инфраструктуру) стали одним из приоритетных видов бюджетных расходов. В этих странах в 2002-2008 гг. средний уровень государственных инвестиций составил 3,9% ВВП, а в 2009 г. - повысился до 4,3% ВВП (рис. 1). В 2009 г. в большинстве постсоциалистических государств бюджетные инвестиции выросли: их минимальны...

Другие файлы:

Государственные и муниципальные финансы. Шпаргалки.
М.: Эксмо, 2008. — 32 с. Информативные ответы на все вопросы курса «Государственные и муниципальные финансы» в соответствии с Государствен...

Государственные и муниципальные финансы
Государственные и муниципальные финансы и факторы, оказывающие влияние на их организацию. Формирование и использование финансовых ресурсов. Сущность и...

Государственные финансы. Методы формирования и использования государственного бюджета
Государственные финансы как важный элемент финансовой системы. Формированием и использованием централизованных (общественных) денежных фондов за счет...

Наука о финансах
Развитие представлений о финансах. Финансы в условиях рынка, формы их проявления. Особенности финансового механизма и финансового контроля. Государств...

Государственные и муниципальные финансы
Государственные и муниципальные финансы способствуют развитию финансовых институтов, оптимизации факторов экономической эффективности и социальной спр...