Государственное регулирование и налогообложение (акцизы) подакцизных товаров (табачных изделий и алкогольной продукции). Освобождение от акцизов
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Государственное регулирование и налогообложение (акцизы) подакцизных товаров (табачных изделий и алкогольной продукции)
Табачные изделия
16 апреля 2012 г. принят Декрет Президента Республики Беларусь N 5 "О внесении изменения в Декрет Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2002 г. N 28", которым предусмотрено, что квотирование объемов производства табачных изделий осуществляется только для поставки на внутренний рынок. Соответственно производство табачных изделий, предназначенных для экспорта, осуществляется без ограничений.
Справочно.
Квоты на производство в 2012 г. табачных изделий утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2011 г. N 1745.
С 1 марта 2012 г. вступил в силу Декрет Президента Республики Беларусь от 23 февраля 2012 г. N 2 "О внесении дополнений и изменений в некоторые декреты Президента Республики Беларусь" (далее - Декрет N 2).
Предусмотренные Декретом N 2 положения в большей мере коснулись табачной отрасли.
Основные правила производства и оборота табачных изделий определены Декретом Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2002 г. N 28 "О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий" (с изменениями и дополнениями; далее - Декрет N 28).
Во-первых, Декретом N 2 внесены дополнения в Декрет N 28, закрепляющие правовое обеспечение контрактного производства табачных изделий. В связи с этим предусмотрен ряд терминов и их определений:
организация - производитель табачных изделий - юридическое лицо Республики Беларусь, осуществляющее предпринимательскую деятельность по производству табачных изделий на территории Республики Беларусь, в том числе по лицензионным договорам, для их реализации, а также выполняющее заказы на производство табачных изделий с последующей их передачей организации - заказчику табачных изделий;
организация - заказчик табачных изделий - юридическое лицо, владелец товарного знака (товарных знаков), размещающее у организаций - производителей табачных изделий заказы на производство табачных изделий под этим товарным знаком и приобретающее право собственности на изготовленные табачные изделия;
контрактное производство табачных изделий - производство табачных изделий, осуществляемое организацией - производителем табачных изделий на основном технологическом оборудовании, находящемся в ее собственности, хозяйственном ведении, в рамках утвержденной квоты на их производство с использованием собственного табачного сырья и вспомогательных материалов, а также вспомогательных материалов заказчика с последующей передачей организации - заказчику табачных изделий.
Следует обратить внимание, что данные термины и определения применяются для целей не только Декрета N 28, но и иных актов законодательства, регулирующих производство, оборот и потребление табачного сырья и табачных изделий. Контрактное производство табачных изделий, а также оборот и потребление табачных изделий, произведенных в рамках контрактного производства, осуществляется с учетом требований Декрета N 28.
Во-вторых, нормы Декрета N 28 по вопросам лицензирования приведены в соответствие с нормами Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. N 450 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изменениями и дополнениями; далее соответственно - Указ N 450 и Положение Указа N 450).
В связи с этим в Положении о государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий, утвержденном Декретом N 28 (далее - Положение Декрета N 28), предусмотрена новая редакция главы "Лицензирование производства и оборота (за исключением импорта и экспорта) табачного сырья и табачных изделий". Производство, розничная и оптовая торговля табачными изделиями, а также их хранение (как вид предпринимательской деятельности) осуществляются на основании специальных разрешений (лицензий), выдаваемых в установленном законодательством порядке:
производство табачных изделий осуществляется на основании специального разрешения (лицензии) на деятельность, связанную с производством алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, с составляющей работой и услугой "производство табачных изделий";
оптовая торговля табачными изделиями и хранение табачных изделий (как вид предпринимательской деятельности) осуществляются на основании специального разрешения (лицензии) на оптовую торговлю и хранение алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий с соответствующими составляющими работами и услугами "оптовая торговля табачными изделиями" и "хранение табачных изделий";
розничная торговля табачными изделиями осуществляется на основании специального разрешения (лицензии) на розничную торговлю алкогольными напитками и (или) табачными изделиями с составляющей работой и услугой "розничная торговля табачными изделиями".
Не лицензируется только оптовая торговля табачными изделиями собственного производства, осуществляемая организациями - производителями таких табачных изделий.
В-третьих, из Положения Декрета N 28 исключены нормы, определяющие перечень нарушений законодательства, при совершении которых у лицензиата аннулируются специальные разрешения (лицензии).
Данное исключение произведено в целях устранения коллизий с нормами Указа N 450.
Справочно.
Перечни грубых нарушений законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий, при установлении которых прекращается действие лицензии на деятельность, связанную с производством, оптовой торговлей, хранением и розничной торговлей табачными изделиями, определены в Положении Указа N 450.
Грубыми нарушениями законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий в отношении деятельности, связанной с производством табачных изделий, являются (п.291 Положения Указа N 450):использование для маркировки табачных изделий поддельных акцизных марок;
производство фальсифицированной продукции;
отсутствие сопроводительных документов, подтверждающих легальность ввоза на территорию Республики Беларусь, покупку (поставку) табачного сырья;
производство табачных изделий из неучтенного табачного сырья;
неоднократное (два раза и более в течение 12 месяцев подряд):
нарушение требований, установленных техническими нормативными правовыми актами в области технического нормирования и стандартизации к табачным изделиям по органолептическим, физико-химическим показателям, используемому сырью и показателям безопасности;
нарушение требований технологии производства табачных изделий;
нарушение требований законодательства об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации табачных изделий;
использование для производства табачных изделий сырья и материалов, не прошедших государственную гигиеническую регистрацию в случаях и порядке, установленных законодательством.
Грубыми нарушениями законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий в отношении оптовой торговли табачными изделиями и их хранения (как вида предпринимательской деятельности) являются (п.376 Положения Указа N 450):
оптовая торговля табачными изделиями и (или) хранение таких изделий без акцизных марок Республики Беларусь, специальных марок, если маркировка указанных изделий этими марками предусмотрена законодательными актами, а также с поддельными акцизными марками и (или) специальными марками;
оптовая торговля табачными изделиями без наличия документов и (или) маркировки, предусмотренных законодательством для подтверждения соответствия указанных изделий требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;
оптовая торговля табачными изделиями и (или) хранение таких изделий без наличия сопроводительных документов, подтверждающих легальность их импорта в Республику Беларусь и (или) приобретения (поставки).
Грубыми нарушениями законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий в отношении розничной торговли табачными изделиями являются (п.413 Положения Указа N 450):
торговля табачными изделиями без наличия сопроводительных документов, подтверждающих легальность их приобретения (поставки);
торговля табачными изделиями без акцизных марок Республики Беларусь и (или) специальных марок, если маркировка данных изделий этими марками предусмотрена законодательными актами, а также с поддельными акцизными марками и (или) специальными марками;
торговля табачными изделиями без наличия документов и (или)
маркировки, предусмотренных законодательством для подтверждения соответствия данных изделий требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;
осуществление розничной торговли табачными изделиями в местах, где
она запрещена актами законодательства, а также в местах, не установленных лицензиату местным исполни...
Акцизное налогообложение
Предпосылки возникновения и история развития акцизов. Экономическая сущность, роль и место акцизов в налоговой системе РФ. Сравнительный анализ расчет...
Особенности ввоза подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками
Характеристика подакцизных товаров как объекта таможенного контроля. Маркировка алкогольной и табачной продукции акцизными марками. Таможенных контрол...
Пути совершенствования налогового законодательства в рамках уплаты акцизных сборов с алкогольной продукции
Система оборота алкогольной продукции. Акцизы в странах рыночной экономики. Средство ограничения потребления подакцизных товаров и регулирования спрос...
Акцизы и их правовое регулирование
Акцизы как косвенные налоги, включаемые в цену товара и оплачиваемые покупателем, их классификация и типы, группы подакцизных товаров. Плательщики акц...
Порядок исчисления и уплата акцизов при импорте товаров
Общие требования налогового законодательства. Особенности определения налоговой базы при перемещении подакцизных товаров через таможенную границу. Нал...