Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Финансы

Виды и формы финансового контроля в системе бюджетирования

Тип: реферат
Категория: Финансы
Скачать
Купить
Повышение эффективности государственных расходов. Суть концепции бюджетирования. Распределение бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных средств или реализуемыми ими бюджетными программами. Приоритеты социально-экономической политики.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

ВВЕДЕНИЕ

Управление расходами во все времена считалось одной из важнейших и актуальных проблем в каждом государстве независимо от уровня развития экономики и уровня поступлений в государственную казну. И во все времена процесс управления расходами всегда осложнялся ограниченностью ресурсов на всех стадиях принятия государственных решений - от определения общего объема расходов до их распределения и финансирования. С течением времени эта проблема становилась все острее и острее, и, следовательно, росла необходимость повышения эффективности государственных расходов.

В настоящее время меры по повышению эффективности государственных расходов актуальны практически во всех странах, независимо от того, исполняется ли их государственный бюджет с дефицитом или профицитом.

Одним из наиболее важных инструментов повышения результативности и эффективности бюджетных расходов является бюджетирование, ориентированное на результат. Оно обладает целым рядом преимуществ по сравнению с традиционным затратным подходом. Об этом свидетельствует успешное применение такого бюджетирования во многих развитых и развивающихся странах мира, таких как США, Великобритания, Новая Зеландия, Таиланд, Болгария, Венгрия и т.д.

ВИДЫ И ФОРМЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ

Суть концепции бюджетирования можно выразить как распределение бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных средств и (или) реализуемыми ими бюджетными программами с учетом или в прямой зависимости от достижения конкретных результатов (предоставления услуг) в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов.

Как видно из этого определения, бюджетирование главными считает стратегические цели и тактические задачи, ожидаемые социально-экономические результаты деятельности государственных организаций (министерств и ведомств). Это осуществляется посредством мобилизации ресурсов через соответствующие программы. При этом распределение бюджетных ресурсов между бюджетополучателями осуществляется в соответствии с установленными приоритетами государственной политики.

Следует отметить, что еще одной особенностью бюджетирования является возрастающая роль принципа гласности. Так, правительство, как правило, обязано информировать общественность:

Ш о достигнутых показателях (количественных и качественных) предоставления государственных услуг, а также о социальной и экономической эффективности деятельности министерств;

Ш о результатах анализа социальной и экономической эффективности государственных расходов, полученных в течение года;

Ш о методологии оценки, а также о мерах, которые будут предприняты по результатам проведенного анализа;

Ш об изменениях в законодательстве и государственной политике, предложенных в результате анализа эффективности бюджетных расходов, о том, как эти изменения будут способствовать достижению поставленных правительством целей и т.д.

Благодаря внедрению бюджетирования контролирующие органы (министерства финансов, счетные палаты и т.д., в зависимости от законодательства той или иной страны) получают возможность передать функции контроля отраслевым министерствам и уделять больше внимания вопросам государственной политики и анализу эффективности бюджетных расходов в целях их взаимной увязки с приоритетами государственной политики. То есть, преимущество внедрения бюджетирования для них заключается в появлении возможности отказаться от контроля за большим количеством мелких статей расходов и сосредоточиться на контроле за основными направлениями расходов.

Контроль за исполнением бюджета и контроль за бюджетными расходами при бюджетировании смещается из внешней сферы во внутреннюю: от контроля за целевым использованием средств к контролю за достижением целевых показателей социальной и экономической эффективности.

Главными субъектами финансового контроля становятся министерства и ведомства, так как именно они как главные распорядители бюджетных средств, в соответствии с бюджетным кодексом, определяют и планируют цели, а также рассчитывают и планируют ресурсы для их достижения.

Важную роль в процессе контроля за исполнением бюджета при бюджетировании играют два документа -- отчет об исполнении бюджета и отчет о результатах деятельности министерств. Данные, содержащиеся в этих отчетах, служат основой для принятия политических решений и для составления проектов бюджета на будущий период.

Метод формирования и исполнения бюджета, при котором планирование, выделение и расходование бюджетных средств осуществляются в соответствии с целями и задачами государственной политики и должны обеспечивать достижение получателями бюджетных средств установленных конечных социально-экономических результатов, а также выполнение возложенных на них функций, ставит перед государственным финансовым контролем новые ориентиры -- ориентацию на внешний аудит финансов и результатов деятельности, оценку деятельности администраторов бюджет, средств по достигнутым результатам.

Основной акцент контроля за исполнением бюджета со стороны контролирующих органов при этом переносится с оценки правомерности расходования бюджетных средств и соответствия фактических затрат плановым на оценку степени достижения запланированных показателей. Результаты такого мониторинга и оценки служат важнейшим источником информации для принятия решений о плановых ассигнованиях при подготовке бюджета на следующий год, в том числе -- решении о прекращении финансирования определенных видов расходов при недостижении поставленных целей.

Процесс внедрения бюджетирования должен протекать в тесной взаимосвязи с реализацией других направлений бюджетной реформы, включая, в первую очередь, переход к среднесрочному бюджетному планированию; переход от учета расходов по кассовому методу к использованию учета по методу начисления; дополнение функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации программной классификацией расходов бюджетов по целям и задачам государственной политики; создание эффективной системы мониторинга и оценки результатов использования бюджетных средств.

Внедрение бюджетирования должно сопровождаться институциональной реформой системы государственного управления и контроля, предусматривающей, в числе прочего, адаптацию к задачам бюджетирования, функций федеральных органов власти, координирующих и контролирующих деятельность отраслевых министерств и ведомств -- таких как Счетная палата Российской Федерации, федеральные службы Министерства финансов России и др. Контрольные функции этих органов внешнего и внутреннего финансового контроля должны обеспечивать перенос главного акцента в осуществлении контроля за бюджетными расходами с отслеживания целевого характера использования средств на анализ социальной и экономической эффективности результатов реализации программ, оценку соответствия полученных министерствами и ведомствами результатов запланированным показателям социальной и экономической эффективности.

Иными словами, переход организации бюджетного процесса в России на принципы результативности бюджетных расходов требует от контрольных органов создания адекватных механизмов финансового контроля, позволяющих определять степень достижения запланированных социально-экономических результатов и тем самым давать оценки эффективности использования государственных средств органами исполнительной власти иными получателями этих средств. Такие механизмы содержит аудит эффективности, широко используемый в зарубежных странах в течение последних десятилетий как один из видов государственного финансового контроля.

Аудит эффективности должен, в первую очередь, затрагивать вопросы, имеющие значение для всего общества, затрагивающие значительные государственные интересы. То есть предметом аудита эффективности должны быть крупные социально-экономические программы, финансируемые за счет государственных средств, или их отдельные элементы, а также использование государственной собственности. Это позволяет оценить, насколько эффективно, результативно и полно использованы государственные средства для достижения социально-экономических целей, для которых общество их выделило; насколько исполнительные органы способны эффективно использовать средства налогоплательщиков для достижения поставленной крупной социально-экономической задачи и т.д. При этом необходимо отметить, что, несмотря на свои преимущества, аудит эффективности не предполагает замены собой финансового аудита -- аудита отчетности и соответствия. В процессе аудита эффективности финансовый аудит присутствует изначально как необходимый атрибут государственного финансового контроля. В связи с этим точка зрения, что аудит эффективности должен прийти на смену аудиту соответствия и что Счетная палата РФ постепенно переходит от аудита нормативов к аудиту эффективности, вызывает сомнения.

Аудит эффективности отличается от проверок целевого характера расходования государственных средств. Данный вид контроля должен включать не только анализ результативности бюджетных проектов и программ. Должен осуществляться комплексный анализ причин неэффективного использования государственных средств на основе рекомендаций по совершенствованию бюджетного процесса, действующего законодательства и всей экономической политики государства.

Однако понятие «эффективное расходование средств» имеет порой очень неопределенное значение.

Это понятие можно обозначить как независимую оценку эффективности работы...

Другие файлы:

Финансовое планирование и бюджетирование
Объекты, задачи и принципы финансового планирования на предприятии. Сущность бюджетирования и его место в управлении предприятием. Виды и формы бюджет...

Становление и развитие финансового контроля в России
Экономическая сущность, виды, формы, методы проведения финансового контроля. Органы финансового контроля, их задачи и функции. История развития финанс...

Роль финансового контроля в Республике Казахстан
Содержание финансового контроля, его необходимость и функции в условиях рыночной экономики. Основные формы, виды и методы финансового контроля. Соврем...

Процесс бюджетирования в организации
Содержание, принципы, виды и организация процесса бюджетирования. Краткая характеристика, анализ финансового состояния и системы бюджетирования на при...

Бюджетирование в системе управленческого учета
Понятие, цели, задачи бюджетирования. Роль бюджетирования в управлении организацией. Краткая характеристика и анализ системы бюджетирования ООО "Дальф...