Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Финансы

Бюджетная система Беларуси

Тип: курсовая работа
Категория: Финансы
Скачать
Купить
Экономическая сущность и функции бюджетной системы, структура и характеристика основных элементов. Анализ динамики состава и структуры доходов и расходов консолидированного бюджета, направления совершенствования. Источники финансирования дефицита.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Введение

бюджетный экономический финансирование дефицит

Актуальность выбранной темы курсовой работы можно заключить в том, что изучение опыта государственного участия в экономическом развитии лидирующих стран мира интересно и познавательно само по себе. Но также существует еще и проблема применения такого опыта с учетом ошибок предшественников, его адаптации к современным рыночным условиям Республики Беларусь. Роль государства в экономической жизни очень значительна. Так было в течение последних пятисот лет, несмотря на то, что роль эта постоянно менялась. Призывы значительно уменьшить вмешательство государства в экономику отражали противостояние усилившейся промышленной буржуазии вначале феодальному, а затем новому, уже буржуазному государству, которое восприняло многое от феодализма. После полного утверждения капиталистических рыночных взаимоотношений идеологам нового строя пришлось отказаться отполного отрицания роли государства в хозяйственной жизни.

В теории государственной экономической политики значительно шире, чем понятие государственного регулирования экономики, так как государственная экономическая политика может основываться и на невмешательстве государства в хозяйственную жизнь. В современных условиях невмешательство государства в социально-экономические процессы невозможно. Уже давно идут споры не о необходимости государственного регулирования, а о его размерах, формах и интенсивности. Таким образом, термины «государственное регулирование экономики» и «государственная экономическая политика» в современности схожи.

Объективная возможность государственного регулирования экономики появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость основывается в нарастании проблем, трудностей, с которыми и призвано справиться государственное регулирование экономики. Оно рассматривает различные задачи: такие как стимулирование экономического роста и регулирование занятости. Конкретные направления, формы и масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в конкретной стране в конкретный период.

Количественно выразить экономическую роль государства тяжело. Очень значимым показателем удельного веса рынка и государства в экономике служит тот факт, что в настоящее время примерно 4/5 национального продукта обеспечивается рыночной системой, а остальная его часть производится под эгидой государства. Но кроме финансирования производства государство осуществляет множество программ социального страхования и социального обеспечения, ставя перед собой цель перераспределение дохода в частном секторе экономики. Статистика показывает, что налоги и общий объём государственных расходов на покупку товаров и услуг, а также на социальные программы составляют около 1/3 национального продукта. Много трудно поддающихся количественному изменению регулирующих мер, предназначенных, для защиты окружающей среды, охраны здоровья и труда рабочих, защиты потребителей от опасных продуктов, обеспечения одинакового доступа к свободным рабочим местам и контроля за ценообразованем в определённых отраслях, вовлекает государство практически во все сферы экономической деятельности. Экономическая роль государства конечно значительна и всеобъемлюща. В отличие от модели чистого капитализма нашу экономику лучше охарактеризовать как смешанный капитализм. Функционирование частного сектора на основе рыночной системы модифицируется самыми разными способами государственным сектором.

Зарубежные и отечественные ученые-экономисты давно занимаются проблемами взаимоотношений государственного и частного сектора, вопросами о роли государства и степени его влияния на частный сектор экономики. Но одной точки зрения, общей теории не было выработано.

Отказ государства от доведения обязательных плановых заданий предприятиям и прямого вмешательства в их деятельность сопровождался мерами по созданию многоукладной экономики - формированию частной собственности и преобразованию государственных предприятий и организаций в частные и смешанные.

Цель данной курсовой работы - рассмотреть бюджетную систему Республики Беларусь.

Задачи, которые следует выполнить:

- охарактеризовать теоретические основы бюджета Республики Беларусь;

- провести анализ доходов и расходов бюджета Республики Беларусь;

- рассмотреть перспективы развития бюджетной политики Республики Беларусь.

1. Теоретические аспекты организации бюджетной системы Республики Беларусь

1.1 Экономическая сущность и функции бюджетной системы

Бюджет представляет собой предварительную смету расходов и доходов на конкретный период, оценочную и сравнительную таблицу доходов, которые должны поступить и расходов, подлежащих выполнению.

Бюджет представляет собой подтвержденную документами роспись планируемых доходов и разрешенных государству или административным учреждениям, расходов, это акт, содержащий предварительное одобрение государственных доходов и расходов.

Государственный бюджет - это экономическая категория, характеризующая совокупность денежных отношений, которые возникают при образовании, расходовании и использовании основного централизованного фонда денежных средств государства.

По своей внешней форме государственный бюджет выступает основным финансовым планом государства, который определяет его доходы, расходы, движение решающей части централизованных финансовых ресурсов на конкретный период (год, квартал, месяц). Признание бюджета основным финансовым планом подтверждает его значимую роль в перераспределении национального дохода, главное положение в системе финансовых планов.

В различных странах мира бюджетная система имеет свои различия, что обусловлено государственным устройством, территориально-административным делением, уровнем развития экономики страны и некоторыми другими специфическими чертами. Основными считаются две следующие формы государственного управления: унитарная и федеративная. В унитарном государстве (такие как Япония, Италия, Франция, Англия, Польша), как правило, совместно существуют бюджеты двух уровней: государственный и местные. В федеративном государстве, таком как Россия, Германия, США, Канада существует трехуровневый бюджет: федеральный бюджет, членов федерации (республик, штатов, кантонов) и местные бюджеты. Различается и система местных бюджетов, которая отвечает административно-территориальному делению соответствующей страны.

Бюджетная система Республики Беларусь как унитарного государства включает республиканский бюджет и местные бюджеты (областные, городские, районные, сельские и поселковые).

Для определения единой бюджетной политики государства и отдельных регионов, выявления определенных тенденций в развитии доходов и расходов государства самостоятельные бюджеты нижестоящего уровня включаются в статистический сводный бюджет регионов - района, города, области, республики в целом.

На практике такой сводный бюджет называется консолидированным бюджетом. По существу данный бюджет представляет из себя свод бюджетов нижестоящих территориальных уровней и бюджета соответствующего административного образования, который используется в основном для анализа совокупных финансовых показателей целого региона или государства, а также для сбалансирования бюджетов соответствующей территории посредством регулирования источников доходов. Консолидированный бюджет позволяет разносторонне изучать, а затем совершенствовать финансовые отношения в структуре бюджетной системы, повышать эффективность использования бюджетных ресурсов.

Важнейшими принципами в построении бюджета являются следующие принципы:

- принцип единства;

- принцип полноты;

- принцип реальности;

- принцип гласности.

Принцип единства означает сосредоточение в госбюджете всех осуществляемых рас ходов и получаемых доходов. Государство должно иметь один бюджет. Организационное единство достигается с помощью использования объединенной законодательной базы, классификации бюджета, а также общих форм бюджетной документации и статистической отчетности. Единство обеспечивается и взаимодействием бюджетов всех уровней с помощью использования регулирующих источников дохода, финансовую поддержку бюджетов нижестоящего уровня для их сбалансирования, а также образование целевых и региональных бюджетных фондов частичного перераспределения.

Требование единства дополняется принципом полноты, который предполагает учет по каждой статье всех затрат и поступлений (не сальдо). Принцип полноты отражает объективную необходимость сосредоточения в бюджете всех доходов и расходов органов государственной власти и управления. В соответствии с данным принципом определяются все денежные поступления, а также размеры и конкретные направления расходов бюджета.

Бюджет должен быть реальным, соответствовать конкретной экономической и политической ситуации, учитывать тенденции развития производства и общегосударственные потребности. Показатели бюджета следует обосновывать многими вариантами расчетов, соотносить с выводами глубокого анализа результатов исполнения бюджетов и финансовых планов ведомств за прошлый период, а также с оценками прогноза. Мировая практика использует моделирование движения ресурсов бюджета на текущий год и на более длительные периоды, при э...

Другие файлы:

Бюджетная система в США
Бюджетная система является одним из важнейших институтов государства. Бюджетная система как регулятор экономических и социальных процессов в интересах...

Бюджетная система РФ
Бюджет и бюджетное устройство РФ. Бюджетная политика государства. Структура доходов и расходов бюджета РФ, бюджетный дефицит. Органы бюджетного контро...

Финансово-кредитная система государства
Финансово-бюджетная и налоговая системы страны. Валютная система и валютный контроль в национальной экономике Беларуси. Анализ инфляционных процессов...

Бюджетная система Беларуси
Экономическая сущность и функции бюджетной системы, структура и характеристика основных элементов. Анализ динамики состава и структуры доходов и расхо...

Бюджетная система Украины
Бюджетная система - это совокупность всех видов бюджетов, основанная на экономических отношениях в соответствии с бюджетным кодексом Украины. Обществе...