Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Финансы

Анализ бюджетного федерализма в России

Тип: курсовая работа
Категория: Финансы
Скачать
Купить
Современное состояние территориальных бюджетов России и их место в финансовой системе государства. История развития бюджетного федерализма в стране. Упорядочение бюджетного устройства субъектов РФ. Проблемы разграничения расходных и доходных полномочий.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. СОСТОЯНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

1.1 Место территориальных бюджетов в бюджетной системе РФ

1.2 Текущее состояние бюджета субъекта РФ на примере Нижегородской области

2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИИ

2.1 История понятия бюджетного федерализма в РФ

2.2 Система бюджетного выравнивания

3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИИ

3.1 Необходимость совершенствования развития бюджетного федерализма в РФ

3.2 Упорядочение бюджетного устройства субъектов Российской Федерации

3.3 Проблемы разграничения расходных и доходных полномочий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной для исследования темы бюджетного федерализма заключается в том, что сегодня одной из главных задач Российской Федерации является обеспечение единства государственных и общественных интересов, прежде всего интересов населения, проживающего на территории субъектов Федерации и входящих в них административно-территориальных образований.

Бюджетный федерализм как общественное понятие характеризует в основном экономический аспект межбюджетных отношений. «Бюджетный федерализм - это отношения между центральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов государства, а также органами местного самоуправления, возникающие в ходе бюджетного процесса, основанные на разграничении бюджетных прав и полномочий в области формирования и расходования бюджетных средств, исходя из принципа сочетания интересов участников бюджетного процесса и населения на всех уровнях бюджетной системы».

Для федерального государства особенно уязвимыми являются такие факторы, как неравномерность в развитии экономической базы территорий и требования равных прав с субъектами-донорами, утрата факторов экономической интеграции регионов в единое экономическое пространство страны, неопределённость статуса федеральной собственности, противоречивость принципов распределения компетенции между органами исполнительной и законодательной власти всех уровней.

Один из основных аспектов российского федерализма заключается в нахождении баланса полномочий между регионами и центром, т.е. определении степени политической и экономической самостоятельности каждого региона.

Целью исследования является определение проблем и перспектив развития бюджетного федерализма в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:

- рассмотреть современное состояние территориальных бюджетов России их место в бюджетной системе РФ;

- представить особенности бюджета субъекта РФ на примере Нижегородской области;

- рассмотреть историю развития и текущее состояние бюджетного федерализма в России;

- обобщить проблемы и указать перспективы развития бюджетного федерализма.

Объектом курсовой работы являются отношения в сфере организации бюджетной системы Российской Федерации.

1. СОСТОЯНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

1.1 Место территориальных бюджетов в бюджетной системе РФ

Рассмотрение вопросов, связанных с бюджетной системой и бюджетным устройством невозможно проводить в отрыве от государства, поскольку они являются неотъемлемой частью государственного устройства. Бюджетная система - главное звено финансовой системы государства. Для лучшего понимания вопросов бюджетного устройства коротко остановимся на государственном устройстве Российской Федерации. По Конституции Россия является федеративным государством, объединяющим 89 субъектов. Субъекты представлены республиками, краями, областями, городами федерального подчинения - Москва и Санкт-Петербург, автономными округами и одной автономной областью.

В соответствии с федеративным устройством государственная власть в России представлена двумя уровнями: федеральным и уровнем субъектов Российской Федерации. Для каждого уровня имеются свои институты власти, предметы ведения и функции, которые определены Конституцией РФ, Федеральными законами, Конституциями (Уставами) и законами субъектов РФ.

Если рассмотреть предметы ведения Российской Федерации, которые определены статьей 71 Конституции Российской Федерации, то основными функциями этого уровня будут вопросы:

- защиты прав и свобод граждан;

- определения федеральной политики в области государственного, экономического, социального, культурного и национального развития;

- установления системы федеральных органов государственной власти;

- определения внешней политики и внешнеэкономической деятельности;

- обеспечения обороны и безопасности;

- судоустройства и система исполнения наказаний;

- федеральной государственной службы;

- стандартов и эталонов;

- геодезии и картографии;

- статистического и бухгалтерского учета и некоторых других.

Перечисленные основные функции государства на федеральном уровне требуют соответствующих расходов для их выполнения. Все эти функции финансируются за счет средств государства, за счет средств бюджета.

В целом, государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ бюджет - «форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

Перемены в экономике России и её политическом строе, произошедшие в начале 90-х годов, вызвали серьезные изменения в её финансовом механизме. Появление новых форм собственности, новых субъектов хозяйствования повлекло изменения в системе денежных доходов и расходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами. Одним из важнейших направлений реформирования государственных финансов стало расчленение единого госбюджета на три самостоятельных части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты.

В России государственная власть представлена федеральным уровнем и уровнем субъектов РФ.

Функции органов государственной власти субъектов (и расходы соответственно) складываются из предметов совместного ведения с федеральным центром, т.е. в условиях федеративного государства часть вопросов решаются федеральными органами государственной власти вместе с органами государственной власти субъектов РФ. Круг этих вопросов определен в статье 72 Конституции РФ.

Другую часть вопросов власти субъекты решают самостоятельно, поскольку они относятся к их исключительному ведению.

Вопросы разграничения предметов ведения между федерацией и субъектами РФ до конца не решены. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти в субъектах Российской Федерации», согласно которым функции и полномочия государственной власти на уровне республик, краев, областей, автономных округов по предметам совместного ведения устанавливаются федеральными законами, договорами и соглашениями о разграничении полномочий.

В определении бюджета упоминаются задачи и функции местного самоуправления. Местное самоуправление в соответствии со статьей 12 Конституции РФ не входит в систему органов государственной власти и является, таким образом, самостоятельным уровнем управлении.

Статья 132 Конституции РФ и федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» наделяют органы местного самоуправления правом самостоятельно формировать и исполнять местные бюджеты. Местное самоуправление осуществляется в поселениях и территориях ниже уровня субъекта РФ, т.е. в городах, районах, поселках, волостях и других территориях и поселениях, именуемых муниципальными образованиями в соответствии с законодательством субъекта РФ и уставами конкретных муниципальных образований. Предметы ведения местного самоуправления определены Федеральным законом от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (действующим до 1 января 2006 года - затем в силу вступит большинство статей нового закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ) и включают вопросы местного значения, которые реализуются исключительно на местном уровне и отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. Государственные полномочия закрепляются за местным уровнем только федеральным законом или законом субъекта РФ.

К основным вопросам местного значения относятся:

- местные финансы, формирование и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов;

- распоряжение муниципальной собственностью;

- организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального;

- организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечения санитарного благополучия;

- организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабже...

Другие файлы:

Принципы бюджетного федерализма
Понятие и экономическая сущность бюджетного федерализма, его принципы. Достоинства и недостатки бюджетного федерализма. Актуальные проблемы бюджетного...

Особенности российского бюджетного федерализма
Понятие финансово-бюджетного федерализма, его принципы и модели. Развитие и основные задачи бюджетного федерализма в России. Проблема финансовой самод...

Теоретические основы бюджетного федерализма и современная практика
Понятие, концепция и принципы бюджетного федерализма в РФ, анализ его мировых моделей. Характеристика бюджетной системы РФ, тенденции развития финансо...

Сущность бюджетного федерализма в РФ и перспективы его развития
Бюджетная система России. Взаимодействия между центром и регионами. Конституционные основы формирования эффективной модели бюджетного федерализма. Сущ...

Специфика российской модели бюджетного федерализма
Российский бюджетный федерализм, этапы его развития. Особенности социально-экономического характера модели российского бюджетно-налогового федерализма...