Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Финансы

Анализ конкурентной среды организации

Тип: реферат
Категория: Финансы
Скачать
Купить
ВведениеЗнание реакции реальных и потенциальных конкурентов даёт предприятию возможность предугадывать образ их поведения и выбирать наиболее выгодное для себя «поле борьбы». Это особенно важно при принятии решений, затрагивающих наиболее уязвимые позиции соперников.Исследование деятельности конкурирующих фирм как и анализ спроса, осуществляется в три этапа:
  • выявление действующих и потенциальных конкурентов;
  • анализ показателей деятельности, целей и стратегии конкурентов;
  • выявление сильных и слабых сторон деятельности конкурентов.
  • Анализ конкуренции на рынке осуществляется в рамках общей системы сбора и обработки информации, действующей на фирме. Существует большое количество открытых источников информации о деятельности конкурирующих фирм:
  • рекламные проспекты;
  • ежегодные отчёты;
  • тексты выступлений руководителей;
  • обзоры в коммерческой периодике;
  • материалы конференций;
  • торговые выставки и ярмарки.
  • Кроме того, исследование деятельности конкурентов должно опираться на оперативные источники информации, в том числе сведения, полученные от потребителей, экспертов рынка, государственных правовых и экономических учреждений, с биржи. Важный момент получения данных о деятельности конкурентов – опросы потребителей, дилеров по сбыту продукции.
  • Конкурентные отношения между предприятиями.
  • Выявление действующих и потенциальных конкурентов производится на основе одного из подходов:
  • первый связан с оценкой потребностей, удовлетворяемых на рынке основными конкурирующими фирмами;
  • второй ориентируется на классификацию конкурентов в соответствии с типами рыночной стратегии, ими применяемой.
  • При первом подходе конкурирующие фирмы группируются в соответствии с типом потребностей, которым удовлетворяет их продукция, и выделяются следующие основные группы конкурентов:
  • фирмы, ориентирующиеся на удовлетворение всего комплекса запросов, предъявляемых потребителями к данному товару;
  • фирмы, специализирующиеся на удовлетворении специфических потребностей отдельных сегментов рынка;
  • фирмы, намечающие выход на рынок с аналогичной продукцией;
  • фирмы, обслуживающие другие сегменты рынка аналогичной продукцией, выход которых на данный рынок является вероятным;
  • фирмы, производящие товары-заменители, способные вытеснить данный продукт из рынка.
  • Для выявления наиболее важных конкурентов и их роли на рынке сбыта, компании широко используют методы так называемого «ассоциативного» опроса потребителей, выявляя, с какими полезными качествами или условиями потребления покупатель ассоциирует тот или иной товар известного на рынке конкурента. Подобные методы используются и при анализе конкурентов на рынке средств производства. Метод выявления конкурентов на базе группировок по типу стратегии применяется многими фирмами. В основе данного подхода лежит группировка конкурентов в соответствии с ключевыми аспектами их ориентации в производственно- сбытовой деятельности:
  • стратегия в области экспансии на рынке (рост/поддержание);
  • стратегия в области ценовой политики и политики качества;
  • стратегия в области технологии.
  • Такие исследования позволяют выявить наиболее потенциально-опасных конкурентов, к которым чаще всего относятся:
  • фирмы, склонные к рыночной экспансии, которые действуют на географически смежных рынках;
  • фирмы, следующие стратегии диверсификации производства и работающие в данной или смежных областях;
  • крупные фирмы, покупатели продукции данной компании;
  • крупные поставщики материалов, сырья и оборудования для данной компании;
  • мелкие фирмы, которые в результате поглощения крупной компанией, становятся сильными конкурентами на рынке.Факторы конкуренции между фирмами:
  • уровень нормы прибыли по отрасли – интенсивность борьбы будет тем больше усиливаться, чем значительнее будет масса прибыли, подлежащая разделу;
  • темпы роста по отрасли – развивающаяся отрасль создаёт для участников условия в завоевании новых рынков, отрасль, пребывающая в упадке вынуждает рассматривать все предприятия, как противников;
  • степень концентрации отрасли – отрасль, в которой действует большое число фирм, более подвержена интенсивной конкуренции, соглашения между фирмами затруднены;
  • степень диверсифицированности предприятий отрасли – в отрасли, где предприятия не имеют больших отличий, конкуренция основана на разнообразии предоставляемых услуг;
  • стратегические цели предприятий отрасли – если отрасль состоит в основном из предприятий, которые дифференцирует свои инвестиции, то конкуренция ужесточается;
  • структура цен предприятий отрасли – если в фазе зрелости или упадка в отрасли наблюдается значительное преобладание фиксированных цен предприятий, то данная отрасль будет более «конкурентной», чем та, где преобладают свободные цены;
  • отношения предприятий отрасли с банками – отрасль, состоящая из фирм, пользующихся значительной банковской поддержкой, легче переносит потрясения;
  • значительные препятствия на выходе из отрасли – «барьеры на выходе» имеют различное происхождение и связаны с:
  • правительственными мерами, направленными на запрет выхода из отрасли;
  • с активами, имеющими высокий показатель специализации, трудно продаваемые без потерь;
  • выходными санкциями: возмещение убытков потребителям, пользующихся гарантированными поставками, высокие выходные пособия и др.;
  • потеря доверия акционеров или банков.
  • Методы оценки конкурентов.
  • Для проведения анализа конкурентов, необходимо определить всех предпринимателей, которых можно отнести к кругу реальных или потенциальных конкурентов. Изучения последних имеет особенное значение в условиях быстрого расширения рынка, высокой рентабельности, и должно быть направлено на те же области, которые были предметом анализа собственного потенциала предприятия:
  • возможные стратегии конкурентов;
  • текущее положение конкурентов;
  • их финансовые возможности;
  • предпринимательская философия и культура;
  • цели конкурентов.
  • Практически собрать все данные, необходимые для анализа конкурентов, невозможно, поэтому часто используется следующие исследования конкурентов:
  • метод, предложенный американским учёным М. Портером (в соответствии с рис. 1);
  • Он заключается в сведении информации к четырём элементам, а именно:
    Другие файлы:

    Маркетинговые исследования конкурентной среды организации
    Понятие конкуренции и конкурентной среды. Направления деятельности предприятия на примере ОАО "Первая Образцовая типография" филиал "Дом печати - ВЯТК...

    Стратегическое планирование организации: стратегический анализ
    Сущность стратегического анализа как комплексного исследования внешней и внутренней среды организации и методы ее проведения. Оценка отрасли и конкуре...

    Исследование конкурентной среды фирмы на примере ООО "Темп-Авто"
    Основные технико-экономические показатели и маркетинговая деятельность фирмы. Теоретические аспекты проведения исследования конкурентной среды. Общая...

    Конкурентная среда предприятия и факторы производственного воздействия на нее
    Понятие и типы конкурентных рынков. Основы анализа конкурентной среды: SWOT-анализ, PEST–анализ и анализ стратегических зон хозяйствования. Оценка кон...

    Разработка конкурентной стратегии организации на примере компании ООО "Аркон Авто"
    Понятие конкурентной стратегии организации и факторы, влияющие на ее формирование, направления анализа, принципы реализации. Характеристика экономичес...