Анализ конкурентной среды организации
ВведениеЗнание реакции реальных и потенциальных конкурентов даёт предприятию возможность предугадывать образ их поведения и выбирать наиболее выгодное для себя «поле борьбы». Это особенно важно при принятии решений, затрагивающих наиболее уязвимые позиции соперников.Исследование деятельности конкурирующих фирм как и анализ спроса, осуществляется в три этапа:выявление действующих и потенциальных конкурентов;анализ показателей деятельности, целей и стратегии конкурентов;выявление сильных и слабых сторон деятельности конкурентов.Анализ конкуренции на рынке осуществляется в рамках общей системы сбора и обработки информации, действующей на фирме. Существует большое количество открытых источников информации о деятельности конкурирующих фирм:рекламные проспекты;ежегодные отчёты;тексты выступлений руководителей;обзоры в коммерческой периодике;материалы конференций;торговые выставки и ярмарки.Кроме того, исследование деятельности конкурентов должно опираться на оперативные источники информации, в том числе сведения, полученные от потребителей, экспертов рынка, государственных правовых и экономических учреждений, с биржи. Важный момент получения данных о деятельности конкурентов – опросы потребителей, дилеров по сбыту продукции.Конкурентные отношения между предприятиями.Выявление действующих и потенциальных конкурентов производится на основе одного из подходов:первый связан с оценкой потребностей, удовлетворяемых на рынке основными конкурирующими фирмами;второй ориентируется на классификацию конкурентов в соответствии с типами рыночной стратегии, ими применяемой.При первом подходе конкурирующие фирмы группируются в соответствии с типом потребностей, которым удовлетворяет их продукция, и выделяются следующие основные группы конкурентов:фирмы, ориентирующиеся на удовлетворение всего комплекса запросов, предъявляемых потребителями к данному товару;фирмы, специализирующиеся на удовлетворении специфических потребностей отдельных сегментов рынка;фирмы, намечающие выход на рынок с аналогичной продукцией;фирмы, обслуживающие другие сегменты рынка аналогичной продукцией, выход которых на данный рынок является вероятным;фирмы, производящие товары-заменители, способные вытеснить данный продукт из рынка.Для выявления наиболее важных конкурентов и их роли на рынке сбыта, компании широко используют методы так называемого «ассоциативного» опроса потребителей, выявляя, с какими полезными качествами или условиями потребления покупатель ассоциирует тот или иной товар известного на рынке конкурента. Подобные методы используются и при анализе конкурентов на рынке средств производства. Метод выявления конкурентов на базе группировок по типу стратегии применяется многими фирмами. В основе данного подхода лежит группировка конкурентов в соответствии с ключевыми аспектами их ориентации в производственно- сбытовой деятельности:стратегия в области экспансии на рынке (рост/поддержание);стратегия в области ценовой политики и политики качества;стратегия в области технологии.Такие исследования позволяют выявить наиболее потенциально-опасных конкурентов, к которым чаще всего относятся:фирмы, склонные к рыночной экспансии, которые действуют на географически смежных рынках;фирмы, следующие стратегии диверсификации производства и работающие в данной или смежных областях;крупные фирмы, покупатели продукции данной компании;крупные поставщики материалов, сырья и оборудования для данной компании;мелкие фирмы, которые в результате поглощения крупной компанией, становятся сильными конкурентами на рынке.Факторы конкуренции между фирмами:уровень нормы прибыли по отрасли – интенсивность борьбы будет тем больше усиливаться, чем значительнее будет масса прибыли, подлежащая разделу;темпы роста по отрасли – развивающаяся отрасль создаёт для участников условия в завоевании новых рынков, отрасль, пребывающая в упадке вынуждает рассматривать все предприятия, как противников;степень концентрации отрасли – отрасль, в которой действует большое число фирм, более подвержена интенсивной конкуренции, соглашения между фирмами затруднены;степень диверсифицированности предприятий отрасли – в отрасли, где предприятия не имеют больших отличий, конкуренция основана на разнообразии предоставляемых услуг;стратегические цели предприятий отрасли – если отрасль состоит в основном из предприятий, которые дифференцирует свои инвестиции, то конкуренция ужесточается;структура цен предприятий отрасли – если в фазе зрелости или упадка в отрасли наблюдается значительное преобладание фиксированных цен предприятий, то данная отрасль будет более «конкурентной», чем та, где преобладают свободные цены;отношения предприятий отрасли с банками – отрасль, состоящая из фирм, пользующихся значительной банковской поддержкой, легче переносит потрясения;значительные препятствия на выходе из отрасли – «барьеры на выходе» имеют различное происхождение и связаны с:правительственными мерами, направленными на запрет выхода из отрасли;с активами, имеющими высокий показатель специализации, трудно продаваемые без потерь;выходными санкциями: возмещение убытков потребителям, пользующихся гарантированными поставками, высокие выходные пособия и др.;потеря доверия акционеров или банков.Методы оценки конкурентов.Для проведения анализа конкурентов, необходимо определить всех предпринимателей, которых можно отнести к кругу реальных или потенциальных конкурентов. Изучения последних имеет особенное значение в условиях быстрого расширения рынка, высокой рентабельности, и должно быть направлено на те же области, которые были предметом анализа собственного потенциала предприятия:возможные стратегии конкурентов;текущее положение конкурентов;их финансовые возможности;предпринимательская философия и культура;цели конкурентов.Практически собрать все данные, необходимые для анализа конкурентов, невозможно, поэтому часто используется следующие исследования конкурентов:метод, предложенный американским учёным М. Портером (в соответствии с рис. 1);Он заключается в сведении информации к четырём элементам, а именно: