Финансирование научно-технического прогресса в РФ
Финансовая академия при Правительстве Российской ФедерацииИнститут переподготовки и повышения квалификациикадров по финансово-банковским специальностям КУРСОВАЯ РАБОТАпо курсу «Финансы»«ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСЕКОГО ПРОГРЕССА В РОСССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»Выполнил: студент группы Руководитель: Москва, 2000СодержаниеВведениеСостояние российской науки в переходный периодГосударственная научно-техническая политикаВопросы бюджетного финансирования научно-технического прогресса4.1.Затраты на науку и получатели бюджета4.2.Федеральные целевые программы4.3. Кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм4.4. Дополнительные способы финансированияНовые формы финансирования в научной сфере5.1. Государственные научно-технические программы5.2. Государственные научно-технические центры5.3. Конкурсы, гранты, тендеры5.4. Частная наукаЗаключениеДавно известно, что если у страны нет дееспособной экономики, то у нее нет настоящего. А если нет науки дееспособной и перспективно, эффективно развивающейся и востребованной, то нет будущего.(Из выступления В.В.Путина на встрече с научно-технической общественностью 8 февраля 2000 г. г.Зеленоград)1. ВведениеНаучно-технический потенциал любой страны - важнейший национальный ресурс, одна из основ промышленного развития, обновления общественной и научной жизни. Эффективная организация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и использование научных знаний обеспечивают успех государств и транснациональных корпораций на рынках высоких технологий, экономический рост в этих странах. Уровень развития науки во многом определяет эффективность экономической деятельности, обороноспособность, защищенность личности и общества от воздействия неблагоприятных природных и антропогенных факторов.Однако люди принимают как данное все удобства современной цивилизации, потому что промежуток между появлением результатов научной работы и основанными на них технологическими достижениями зачастую превышает продолжительность человеческой жизни. Поэтому общество, если оно заботится о будущем, должно обеспечивать не только научные направления, которые определяются сиюминутными практическими потребностями. Настоящая работа имеет целью изложить наиболее важные моменты государственной научно-технической политики Правительства Российской Федерации по отношению к государственной поддержке науки в России, а также охарактеризовать новые формы государственного и негосударственного финансирования научно-технического прогресса.2. Состояние российской науки в переходный период В эволюции взаимоотношений государство-наука в СССР, а затем и в России, большое значение и влияние имели политические установки государства. Результатом советского периода развития стал уникальный тип науки, характеризовавшийся широтой фронта исследований, высоким уровнем милитаризации, монополизма и ведомственности, слабостью связей с высшим образованием, неспособностью к восприятию рыночных инновационных механизмов, а также неразвитостью связей с мировым научным процессом. В отличие от европейской науки, которая существует самостоятельно и независимо в основном за счет совмещения научной деятельности с преподавательской, российская наука родилась и выросла благодаря попечительству государства, на его средства, всецело зависела от него, им же регулировалась. С таким багажом российская наука вступила в период реформ. В переходный период место науки в системе национально-государственных интересов изменилось в сторону снижения ее престижа и статуса. Наука была исключена из числа областей, требующих наибольшего внимания со стороны государства. Причина заключалась в том, что наука не рассматривалась в качестве инструмента решения тех организационно-экономических задач, которые находились в центре внимания правительства: быстрая финансовая стабилизация, предотвращение спада в базовых отраслях, запуск необратимых реформ. К тому же принципиально новая ситуация в военно-политической области снизила интерес властных структур к оборонному комплексу в целом и оборонной науке в частности. Исключение составляли те области наук или научные организации, которые представляли собой потенциальную опасность при снижении государственной поддержки: ядерная физика, исследования в области химического и бактериологического оружия и прочие. Остальная часть науки стремительно теряла былой статус. Экономическая ситуация, на фоне которой происходили изменения в сфере науки, была весьма неблагоприятной и характеризовалась следующими основными параметрами: Усилилось падение производства в целом и в отдельных его звеньях; Были нарушены механизмы установления технологического равновесия между отраслями; Из-за нарастания инфляционных процессов большинство отраслей не имели реальной потребности в использовании резервов научно-технического потенциала; Неэффективность системы финансово-бюджетных и кредитно-денежных рычагов, расстройство бюджетной сферы послужили причиной резкого ухудшения финансового положения в науке; Процессы акционирования и приватизации в научной сфере протекали медленно и неоднозначно. Трудности изменения характера собственности в науке существенно выше, чем в промышленности; Разрыв хозяйственных связей вызвал разрушение инновационного процесса. Немалую роль здесь сыграл распад СССР, поскольку типичны были случаи, когда научные исследования осуществлялись в России, опытно-экспериментальные работы - в Белоруссии, а внедрение - на Украине. В этих условиях государство продекларировало селективную политику поддержки науки. Это направление...