Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Физкультура и спорт

Адаптивная физическая реабилитация

Тип: реферат
Категория: Физкультура и спорт
Скачать
Купить
Адаптивная физическая реабилитация Дмитриев В. С.Адаптивная физическая реабилитация в содержательном, структурном и организационном аспектах рассматривается и представлена как:процесс и результат взаимосвязей и взаимодействий людей и среды в системе компенсаторного биопсихосоциального приспособления, формирования психоэмоциональной устойчивости и повышения адаптационных резервов организма реабилитанта на основе унаследованной индивидуумом «нормы регулирования», адекватного устранения материальных и социально-психологических барьеров окружающей среды и предупреждения возможных переходов в «наследственное» имеющихся патологических и других отклонений от «нормы»;многофакторная система социально-экономических, медико-биологических, психолого-педагогических и других мероприятий по целенаправленной активизации поведения и мышечной деятельности реабилитанта, способствующих формированию и совершенствованию знаний, умений и навыков по модификации психомоторной регуляции деятельности и компенсации недостающих функций, ориентирующаяся на экосистемный уклад общественной организации жизнедеятельности, принципы формирования бимодальных (в системе отношений «личность-общество») мотивационных установок и использующая преимущественно безмедикаментозные средства и методы адаптивной физической культуры и спорта;составная часть педагогической коррекционно-реабилитационной деятельности в общероссийской государственно-общественной системе духовно-нравственного, правового, социокультурного, профессионального воспитания и оздоровления нации.Феномен адаптивной физической реабилитации (АФР) - это системное явление и общественно-педагогический процесс.Концепция независимой жизни - обеспечения условий «равной личности» - рассматривает человека с физическими и интеллектуальными отклонениями в развитии не с точки зрения его патологии, а преимущественно в свете обеспечения его гражданских прав и ориентируется на экосистемные особенности, уклады социокультурной организации жизнедеятельности и адекватное устранение материальных и социально-психологических барьеров окружающей среды. В последнее время исследователи все больше склоняются к мнению, что психомоторные осложнения-нарушения являются не только следствием инвалидности и зачастую коренятся в особенностях общественной организации жизни.Адаптация определяется как динамический, непрерывный процесс многоаспектного взаимодействия индивида с окружающей средой, как результат рецип-рокных взаимодействий людей в системе социально-экономических, культурно-нравственных и исторических процессов.Привнося себя (со своими индивидуальными особенностями) в экосистему и адаптируясь, человек не только приспосабливается к обстоятельствам, но и «приспосабливает» окружающую среду под себя - трансформирует динамику и потенциал биологической и моральной составляющих динамической экосистемы.Под реабилитацией понимается комплекс биопсихосоциальных мероприятий по восстановлению и совершенствованию (при приобретенных нарушениях психодвигательной сферы) или научению и приобретению (аби-литация - при врожденных отклонениях в развитии) знаний, мотивационных установок и навыков по компенсации недостающих функций.Изучаемыми объектами АФР являются: экосистемы с психомоторными особенностями, физическая активность, обслуживание, «предоставление возможностей» - законодательная деятельность и правовая поддержка. При этом под экосистемой понимается группа индивидов в процессе взаимодействия (социального и физического) с окружающей средой и включающая в себя меж- и внут-рииндивидуальные различия и другие составляющие реальной жизни, влияющие на возможности и психомоторные особенности.Изучаемые аспекты АФР: адаптация человека, адаптивная физическая активность (АФА), АФ-культура (АФК), АФ-воспитание (АФВ) и адаптивный спорт -как средства улучшения качества жизни и здоровья людей с сенсомоторными и интеллектуальными ограничениями.К категории «реабилитант (адаптант)» отнесены: юридически оформленные инвалиды I, II и III групп; люди, выздоравливающие после травм и заболеваний; жители территорий «чернобыльского следа» (и подобных территорий ионизирующего «загрязнения»); лица преклонного возраста с устойчивыми отклонениями в состоянии здоровья - в общем, все дети и взрослые с отклонениями в развитии, конкретный человек - индивид, которому показана целесообразной коррекция психодвигательной сферы и функционального состояния организма с применением форм и методов адаптивной физической активности.Предметное «поле» АФА значительно шире «функционирования на основе навыков и хорошей тренированности», что является сферой деятельности и предметом интереса традиционных спортивных наук. Двигательно-мышечные ощущения лежат в основе познания окружающей действительности, с их помощью в сознании человека отражаются пространственные и количественные особенности предмета. Совершенствование физической активности, обучение моторным навыкам и повышение тренированности - не самоцель АФА, а одна из составляющих социально значимого будущего результата, включающего надежды, отношения и деятельность - гибкую подстройку под реальные возможности индивида, - обучение приемам адаптации к постоянно изменяющимся условиям среды, а также получение положительных эмоций в процессе обучения и тренировок.Методологической основой системы АФР, как составной части комплекса педагогической коррекцион-но-реабилитационной деятельности в части формирования информационно-содержательных закономерностей, психомоторных и интеллектуальных характеристик ре-абилитантов, служат принципы системности, индивидуализации и адекватности.Основные элементы деятельности педагога-реабилитолога:цель, выражающая представление о будущем идеальном результате;мотив, раскрывающий социально и личностно значимые причины (побуждения) деятельности субъекта-реабилитанта;средства, как необходимый и достаточный педагогический инструментарий для осуществления деятельности;непосредственные профессионально-педагогические действия и операции;планируемый и реальный результат деятельности;оценка реального результата и соответствующая корректировка деятельности при необходимости.Задача педагога-реабилитолога заключается не в одномоментной коррекции действий инвалида-реаби-литанта, а в том, чтобы активизировать раскрытие потенциальных возможностей и реабилитационную деятельность индивида, оснастить его способами совершения такой деятельности и в предоставлении ему возможности свободно, самостоятельно и осознанно производить выбор, становясь субъектом собственных отношений и жизни.Основными принципами АФР являются:возможно более ранняя диагностика отклонений в развитии физических качеств, сенсорных анализаторов и/или интеллекта реабилитанта с учетом медицинских показаний и противопоказаний к его занятиям адаптивными физическими упражнениями и адаптивным спортом;возможно более раннее начало и целенаправленность реабилитации, сочетание двигательного и интеллектуального развития реабилитанта;комплексный характер реабилитации, а также совместная деятельность специалистов-реабилитологов, которые обучают, и семьи, которая сопровождает реа-билитанта и способствует развитию учения и навыков реабилитации и адаптации;индивидуальность и адресность системы реабилитационных мероприятий;самостоятельность деятельности реабилитанта-адаптанта - вся система, все навыки и умения, каждое упражнение и действие отрабатываются с реабилитан-том и самим реабилитантом;мотивационные аспекты для индивида и общества, сглаживание противоречий между реабилитантом-адап-тантом и социумом;бытовое (самообслуживание), профессионально ориентирующее, репродукционное и другие виды и направленности воспитания личности.Основные условия по внедрению АФВ-АФР в образ (стиль) жизни реабилитанта-адаптанта:возможно более полное развитие природных задатков человека;наличие высокой взаимосвязи между воспитанием и уровнем здоровья, систематический мониторинг физического развития реабилитантов;
Другие файлы:

Физическая реабилитация при хирургическом вмешательстве по поводу бронхоэктатической болезни
Этиология, факторы риска и эпидемиология, диагностические критерии, клиническая и физическая реабилитация больных с бронхоэктатической болезнью. Перви...

Программа "Адаптивная физическая культура" (для лиц с ограниченными возможностями здоровья)
Практико-ориентированная образовательная программа профессиональной переподготовки кадров для крупномасштабных международных мероприятий "Адаптивная ф...

Комплексная профилактика заболеваний и реабилитация больных и инвалидов
В пособии рассматриваются две взаимосвязанные проблемы - восстановления и сохранения здоровья человека, роль факторов риска в этом процессе.Среди посл...

Адаптивная физическая культура
Учебное пособие «Адаптивная физическая культура» раскрывает содержание наиболее важных, составляющих методологическую основу разделов дисциплин: «Тео...

Физическая реабилитация детей при детском церебральном параличе
Детский церебральный паралич, его описание и характеристика симптомов. Физическая реабилитация, лечение и гимнастика заболевания и ее проведение. Осно...