Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Физкультура и спорт

Уличный баскетбол в физическом воспитании студентов высших учебных заведений

Тип: статья
Категория: Физкультура и спорт
Скачать
Купить
Уличный баскетбол в физическом воспитании студентов высших учебных заведенийА. В. МазуринаКандидат педагогических наук, профессор, заслуженный тренер Российской Федерации О. Е. ЛихачевСмоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, СмоленскВведение. Сложившееся положение в высшей школе не соответствует требованиям научной организации учебного труда студентов [1]. В настоящее время обучение в высших учебных заведениях характеризуется все возрастающей, чрезмерной учебной нагрузкой на студента, негативно отражающейся на здоровье будущего специалиста [8, 13]. Эта перегрузка усугубляется и состоянием современной системы физического воспитания, которая не решает проблемы восполнения недостаточной двигательной активности студентов [4, 6, 11].В связи с этим поиск и внедрение новых завоевавших популярность у молодежи видов двигательной активности (видов спорта) имеют первостепенное значение для повышения интереса и соответственно эффективности процесса физического воспитания студентов [3, 11, 14]. Примером таких новых видов двигательной активности является увлечение современной молодежи быстро набирающими популярность модифицированными видами классических спортивных игр - занятиями мини-футболом, стритболом, пляжным волейболом, пляжным гандболом, регболом и др. [10].Недостаточное научное обоснование методики проведения занятий, организации и форм соревнований в данных видах физической активности затрудняет их использование в процессе физического воспитания студентов, что предопределило направление нашей работы.Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать методику использования занятий и организацию проведения соревнований уличным баскетболом в учебном процессе по физическому воспитанию студентов младших курсов вузов.Методы и организация исследования. Для решения задач исследования использовались теоретический анализ и обобщение научно-методических работ и документальных материалов; антропометрическое обследование; метод индексов [9]; методы функциональной диагностики [5, 15]; методы оценки образа жизни; педагогическое наблюдение; констатирующий эксперимент; формирующий эксперимент; математико-статистические методы обработки результатов исследования.В исследовании приняли участие 106 студентов 1-2-го курсов (юноши) Смоленского государственного педагогического университета, Смоленской государственной медицинской академии, Смоленского филиала Московского энергетического института.Работа проводилась в четыре этапа с 2002 по . На первом и втором этапах - теоретико-поисковом и аналитико-экспериментальном - изучались состояние и проблемы физического воспитания и рекреации студентов, уточнялись гипотеза, цель и задачи исследования. Проводился сбор информации об образе жизни, двигательной активности и состоянии здоровья студентов 1-2-го курсов.На третьем и четвертом этапах исследования - экспериментально-формирующем и обобщающе-оценочном проводилась оценка эффективности разработанной экспериментальной методики проведения занятий и различных форм организации соревнований по уличному баскетболу, а также сравнительный анализ эффективности занятий уличнымбаскетболом с занятиями другими видами двигательной активности.Результаты и их обсуждение. В процессе изучения состояния здоровья студентов 1-го курса было установлено, что количество юношей, поступивших на 1-й курс, с различными хроническими заболеваниями составило 16 %, освобожденных от занятий физической культурой - 3, 7 %, зачисленных в подготовительную медицинскую группу - 17, 3 %. При анализе историй болезней было выявлено, что динамика количества простудных заболеваний, а также уровня состояния здоровья у студентов ухудшается за период обучения в вузе.Физиологическая напряженность занятий уличным баскетболомОдна из возможных основных причин подобной негативной динамики выявилась при анализе образа жизни студентов. Выяснилось, что в течение дня студент большую часть времени проводит в малоподвижном, "сидячем" режиме. Основное время посвящено учебным занятиям и подготовке к ним - 24, 31 и 8, 33 %, если сюда добавить время на просмотр телепередач, время на сон и другие бытовые дела с малой двигательной активностью, получается, что практически 85 % суточного времени студенты ведут статический образ жизни и только около 50 мин в день затрачивается на ходьбу в медленном темпе. На занятия спортом или другими видами двигательной активности в сутки в среднем затрачивается 12 - 15 мин, что не может решить проблему преодоления гипокинезии.Изучение уровня физической подготовленности студентов выявило, что к наиболее отстающим физическим качествам по сравнению с нормами, предусмотренными контрольными нормативами программ по физическому воспитанию студентов, относятся выносливость (62 % от должных норм), сила (64 %), быстрота (53 %). Зафиксированный уровень физической подготовленности подтверждает сложившееся неблагополучное положение с состоянием физической подготовленности студентов младших курсов.На следующем этапе исследования проводилось определение физиологической напряженности игровой деятельности в стритболе. Одна игра, как правило, длится не более 15 мин, но необходимо учитывать, что в процессе занятия и соревнования каждому участнику приходится участвовать в 2-4 играх.При изучении двигательных действий установлено, что за 15 мин игрок в среднем преодолевает расстояние до , из которых шагом - около . Совершает 24 прыжка, из которых 4 - при выполнении броска в прыжке и 8 - при овладении мячом, отскочившим от кольца, остальные - при игре в защите.За время игры занимающийся...
Другие файлы:

Лор заболевания. Учебное пособие для студентов высших медицинских учебных заведений
В пособии освещены механизмы развития, клинические проявления, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и проявления заболеваний ЛОРорганов. Д...

Позиционирование высших учебных заведений на рынке образовательных услуг
Теоретические основы маркетингового позиционирования высших учебных заведений, рынок образовательных услуг, роль маркетинга в его развитии. Инновацион...

К вопросу об использовании шейпинг-программ в физическом воспитании студенток высших учебных заведений
Физическое воспитание в высших учебных заведениях является неотъемлемой частью образования. От качества организации и проведения занятий со студентами...

Конспекты лекций для медицинских вузов (учебное пособие для студентов высших медицинских учебных заведений)
Пособие содержит материалы о закономерностях возникновения, способах выявления, методах исследования и оценки медицинских фактов, служащих источником...

Теория эволюции.
М.: ВЛАДОС, 2005. - 380 с. Допущено Министерством образования и науки РФ в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, об...