Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Физкультура и спорт

Дифференцированный подход в физкультурном образовании

Тип: статья
Категория: Физкультура и спорт
Скачать
Купить
Дифференцированный подход в физкультурном образованииДоктор медицинских наук, профессор С.Н. СимоновАспирант А.Б. СтепанянСоискатель С.В.МеркуловТамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, ТамбовПо определению И. И. Сулейманова (1999), физкультурное образование есть целенаправленное физическое формирование человека. Дифференцированное физкультурное образование есть целенаправленное физическое формирование человека посредством развития его индивидуальных способностей [33].Предметно-теоретический анализ рассматриваемого явления следует начать с педагогического обоснования дифференцированного подхода к нему в нашей стране.Учитель стремится опереться на реальные возможности учащихся к обучению. Исследования Н. А. Менчинской, З. И. Калмыковой, выполненные еще в 70-е гг., показали, что ученики отличаются друг от друга прежде всего способностями к учению, которые можно обобщенно назвать словом "обучаемость". По мнению авторов, это "...способность к усвоению нового материала, характеризуемая быстротой и качеством формирования новых знаний, умений, навыков" [1].Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, З. И. Калмыкова считают, что обучаемость предопределяет разный темп продвижения школьников в овладении учебным материалом. Одним учащимся достаточно одной задачи и рассказа учителя, чтобы запомнить и усвоить вновь введенные понятия, законы, а другим придется дать десять задач и подробно все разъяснить [1].Исследования М. А. Данилова, И. Т. Огородникова, П. И. Пидкасистого, Т. И. Шамовой, Н. А. Половниковой показали, что учащиеся сильно дифференцируются по степени познавательной самостоятельности. Обычно это объясняется тем, что общеучебные умения учащихся развиваются неодинаково [1].В современной педагогике дифференциация обучения - это дидактический принцип, согласно которому для повышения эффективности создается комплекс дидактических условий, учитывающий типологические (индивидуальные) особенности учащихся (их интересы, творческие способности, обученность, обучаемость, работоспособность и т.д.), в соответствии с которыми отбираются и дифференцируются цели, содержание образования, формы и методы обучения [1].В нашей стране существуют школы, в которых учащиеся, обладающие неодинаковыми учебными способностями и интересами, посещают разные классы: одни классы предназначены для одаренных детей, другие - для учащихся со средними способностями, есть также классы коррекционные (для учащихся с затруднениями в учебе и задержками в развитии). Однако практика дифференцированного обучения показывает, что жесткая дифференциация учащихся на способных, средних и слабых с последующим длительным пребыванием в разных по содержанию и методам обучения классам имеет не только плюсы, но и существенные минусы. Отсутствие в классе "звезд", т. е. творчески одаренных, лишает остальных учащихся образцов, на которые следует равняться. В. М. Монахов, В. А. Орлов, В. В. Фирсов считают, что внутренняя дифференциация наиболее приемлема в средней школе, где возможно разделение учащихся на группы внутри класса с целью осуществления учебной работы с ними на разных уровнях и разными методами [26].М. В. Антропова для повышения результативности учебных занятий главным считает индивидуально-дифференцированное обучение для всех учащихся с учетом их состояния здоровья и типа двигательных и учебных действий. Высокое качество усвоения знаний в условиях индивидуально-дифференцированного обучения, по мнению М. В. Антроповой, достигается с меньшими издержками в состоянии здоровья подростков, чем при других системах обучения [2].Обучение развивает учащихся прежде всего своим содержанием. Однако содержание обучения по-разному усваивается учащимися и влияет на их развитие в зависимости от метода обучения. Поскольку перед обучаемыми ставятся новые познавательные и практические задачи, это вооружает их средствами решения предлагаемых задач, и обучение идет впереди развития. Вместе с тем оно опирается не только на актуальные достижения в развитии, но и на его потенциальные возможности.На первый взгляд образовательная система, предоставляющая всем одинаковые временные, содержательные и процессуальные условия, кажется справедливой и демократичной, но на самом деле неизбежно приводит к ситуации, о которой писал еще П. П. Блонский: "Развитые забивают неразвитых, учителю трудно работать в такой пестрой группе, он невольно предъявляет к слабым более высокие требования... Ставить слабого в одни условия с сильным, значит создавать неравенство" [23].Е. С. Полат более конкретен в своих высказываниях: "... способности каждого учащегося должны предопределять содержание и характер педагогической деятельности учителей; это означает, что наряду с инвариантной, обязательной для всех учащихся частью учебных программ в соответствии с действующими стандартами должны повседневно решаться вопросы дифференциации учебной деятельности, адаптации целей, содержания, методов, средств и организационных форм обучения к познавательным запросам и возможностям учащихся" [32].Еще в XVI в. Я. А. Коменский разработал с учетом индивидуальных способностей и типовых особенностей учащихся адаптированные методики обучения и тренировки для бойких, медлительных, сообразительных, непонятливых, упрямых, покладистых, усердных и нерадивых. Актуальность этих разработок неоспорима [цит. по 20].Бурное развитие капитализма в России на руб...
Другие файлы:

Развитие познавательной сферы умственно отсталого ребенка дошкольного возраста и дифференцированный подход к его обучению
Особенности развития и обучения детей с нарушением интеллекта. Задачи и направления индивидуально-группового коррекционно-развивающего просвещения дош...

Дифференцированный подход в обучении математики, как средство развития познавательных интересов у учащихся 1-ого класса
Сущность понятия дифференциации. Психолого-педагогические основы дифференцированного подхода. Возможности использования дифференциации в учебном проце...

Дифференцированный подход в обучении и воспитании
Дифференцированный подход в обучении и воспитании, - один из способов решения педагогических задач с учётом социально-психологических особенностей гру...

Компетентностный подход в образовании
Европейские тенденции глобализации в образовании, этапы их реализации и ожидаемые результаты. Компетентностный подход к образованию по Селезневой, про...

Дифференцированный подход к описанию документальных материалов (Методические рекомендации)