Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Физкультура и спорт

Содержание профессионального образования и условия его реализации на факультете физической культуры педагогического ВУЗа

Тип: статья
Категория: Физкультура и спорт
Скачать
Купить
Содержание профессионального образования и условия его реализации на факультете физической культуры педагогического ВУЗаКандидат педагогических наук, доцент А. М. ТихоновТ. А. ПоляковаПермский государственный педагогический университет, ПермьЗанимаясь проблемой затруднений, возникающих у учителей физической культуры в профессиональной деятельности, мы не могли обойти стороной и причины их возникновения. Наши исследования показали, что современный учитель не соответствует требованиям сегодняшнего образования. О низком уровне субъективного контроля и неумении решать проблемы (а это одна из ключевых компетентностей) мы уже упоминали в наших более ранних публикациях [5-7]. Что же касается другой ключевой компетентности - коммуникативной и психологического здоровья, то результаты исследований оказались следующими.О коммуникативной компетентности можно судить по способам разрешения конфликтных ситуаций, умению давать словесную инструкцию в устной и письменной форме. Результаты исследования способов реагирования на конфликтные ситуации учителей физической культуры представлены в табл. 1, умение давать словесную инструкцию - на рис. 1.Отказавшись от авторитарной школы, более 60 % учителей не смогли прийти к субъект-субъектным отношениям с учениками. Возникли проблемы и с применением на практике принципов демократизации, гуманизации и деятельностного подхода. Как на главную причину того, почему не применяются данные подходы, все учителя указывали на незнание способов их осуществления.Исследование самоактуализации (или психологического здоровья, как это и трактует А. Маслоу) выявило средние показатели (психологическую норму) по всем шкалам, кроме Самоуважения и Самопринятия. Средние данные по этим шкалам соответствуют самоактуализирующимся личностям. Но такое положение дел очень затрудняет выход на межличностный уровень общения, так как представление о природе человека у них не такое радужное, как о себе.Результаты выявления предметной компетентности представлены на рис. 4. Тест-билеты были составлены таким образом, что выявлялись все разделы вузовской программы по лёгкой атлетике (техника видов, обучение, тренировка, правила соревнований, судейство). Принимая во внимание, что теоретические знания - это объяснительные знания, мы включили в них вопросы, объясняющие правильность выполнения элементов техники.Апофеозом стали исследования по выявлению уровня сформированности семантических и понятийных структур. Требовалось передать смысл основных понятий физической культуры ("физическая культура", "физическое упражнение", "бег", "прыжок", "метание" и др.). Степень сформированности понятий учителей оказалась на одном уровне (низком) с учениками (в исследовании принимали участие ученики 5, 6, 7, 8, 11-х классов).Вывод из этих исследований однозначный: работать и решать задачи современной школы учителя не могут.Ориентируясь на положения Стратегии и Концепции (с нашей точки зрения, содержание профессиональной педагогической подготовки должно соответствовать запросам развития школьного образования), мы разработали содержание подготовки учителей физической культуры. Сутью его является развитие личности в процессе усвоения знаний. Принимая во внимание слабые звенья подготовки с точки зрения современной школы, свою задачу мы видим в том, чтобы передать опыт творческого мышления, творческой поисковой активности по решению новых проблем.Таблица 1. Предпочитаемые способы разрешения конфликтных ситуаций учителями физической культуры, %Таблица 2. Содержание работы над техникой элементов видов лёгкой атлетикиАнализ данных теории физического воспитания, психологии физического воспитания и спорта, касающихся закономерностей формирования двигательного навыка, показал, что между основными положениями развивающего образования (РО) (РО обозначено в Стратегии как условие достижения конечного результата общего образования) и факторами, влияющими на эффективность формирования двигательного навыка, имеется много точек соприкосновения.Рис. 1. Уровень знаний учителей физической культуры и студентов экспериментальной и контрольной групп. Сокращения: КГ - контрольная группа; ЭГ - экспериментальная группа; ОЗ - объяснительные знания; ТУ - знание техники упражнений; ООТ - умение выделять основные опорные точки упражнений; ПУ - подбор упражнений для отработки элементов; СПр - судейство и правила соревнований; СИ - умение дать словесную инструкциюЭто: субъектность деятельности (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев); самоконтроль и самооценка как основа формирования субъекта деятельности (Н. А. Бернштейн; Б. Ф. Ломов, Б. Б. Коссов, О. А. Конопкин; В. П. Озеров; Е. Н. Сурков); умение действовать по инструкции, составление инструкций (М. М. Боген, П.Я. Гальперин, А. В. Запорожец); осознание ошибок, преднамеренное выполнение неправильных действий (Е. П. Ильин), осознание ощущений и чувств как основа рефлексии (А. В. Запорожец, М. И. Лисина); формирование образа действия (М. М. Боген, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец); создание условий для проявления творческих способностей (Г. А. Самсонадзе).Весь процесс обучения мы построили на основе решения учебных задач в такой последовательности.1. Выполнение разных видов изучаемого дви гательного действия. Делается это для того, чтобы: а) научиться выделять отдельные элементы в целостном двигательном действии; б) способствовать произвольному управлению двигательными действиями; в) способствовать развитию интеллекта: восприятия, семантических и понятийных структур, воображения, креативности. Необх...
Другие файлы:

Специфика реализации полномочий органов управления ВУЗа
Специфику полномочий органов военных вузов. Подчинение всех структур вуза реализации его задач как учреждения науки, образования и культуры. Подраздел...

Концепция валеологического образования студентов физкультурного вуза
Современные тенденции общественной жизни вызвали необходимость в создании гуманистической концепции, а вместе с ней и в соответствующих изменениях в с...

Модель интегративного подхода в комплексной подготовке военных специалистов в условиях гражданского морского вуза
Особенности и направления реализации процесса интеграции гражданского и военного профессионального образования на современном этапе, оценка необходимо...

Адаптивная физическая культура
Учебное пособие «Адаптивная физическая культура» раскрывает содержание наиболее важных, составляющих методологическую основу разделов дисциплин: «Тео...

Влияние внеучебной работы на формирование экологической культуры студентов
Внеучебная деятельность ВУЗа. Аспекты экологического образования. Методологические подходы к проблеме воспитания экологической культуры. Организация в...