Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Физкультура и спорт

Экзаменационный стресс как один из факторов развития близорукости у студенческой молодежи

Тип: реферат
Категория: Физкультура и спорт
Скачать
Купить
Экзаменационный стресс как один из факторов развития близорукости у студенческой молодежиКандидат педагогических наук С.А. МарчукКандидат биологических наук В.А. МарчукРоссийский государственный профессионально-педагогического университетУральской государственной юридической академии, ЕкатеринбургВ настоящее время интенсификация образовательного процесса в вузах приводит к возрастанию психоэмоциональных нагрузок на студента, что не может не сказаться на состоянии его здоровья [6, 14], а гиподинамия в период сессий - к снижению адаптации организма и различного рода неблагоприятным последствиям [4, 7, 13].Среди всех видов заболеваемости студентов особое место занимает нарушение зрения. Известно, что офтальмологическая близорукость занимает второе место по инвалидности и является социально значимой проблемой [1].В настоящее время установлено, что близорукостью чаще страдают лица, имеющие отклонения в состоянии здоровья [8, 9] и физическом развитии [10].Практика показывает, что в период обучения в вузе улучшения зрения у студентов с близорукостью не происходит, что требует изучения данной проблемы и принятия мер по предупреждению прогрессирования близорукости.По данным большинства исследователей, в период обучения в вузе серьезную угрозу здоровью студентов представляет экзаменационный стресс. Во время экзамена организм учащихся претерпевает большие психофизиологические изменения, значительно повышается частота сердечных сокращений, возрастает артериальное давление, уровень мышечного и психоэмоционального напряжения, проявляются отрицательные эмоции - неуверенность в своих силах, чрезмерное волнение, страх и т.д. [2, 3, 5, 11, 12]. После сдачи экзамена психические и физиологические показатели не сразу возвращаются к норме. Обычно требуется несколько дней, для того чтобы параметры артериального давления вернулись к исходным величинам [12].Из вышесказанного можно сделать вывод, что психоэмоциональный стресс, получаемый в период сдачи экзамена, является причиной функциональных изменений и может привести к развитию ряда серьезных заболеваний.При изучении динамики состояния здоровья студентов Российского государственного профессионально-педагогического университета (РГППУ) в период обучения в вузе с помощью качественного анализа установлено, что заболевание зрительного анализатора от года к году растет, опережая динамику других заболеваний. На 1-м курсе каждый третий учащийся вуза имеет нарушение зрения. По мере перехода с курса на курс количество студентов с более высокими степенями близорукости увеличивается на 5 - 8%.Для выявления причин, вызывающих ухудшение зрения, мы провели исследования, с помощью которых получены сравнительные результаты некоторых психофизиологических параметров студентов, имеющих нормальное зрение и близорукость.Исследуя функциональное состояние студентов с близорукостью (n=25), мы обнаружили, что в день подготовки к экзамену в конце учебного дня достоверно снижаются показатели остроты зрения (на 27%), времени зрительно-моторных реакций (на 31%), объема и скорости переработки зрительной информации (на 16%), КЧСМ (на 17%) в сравнении с данными межсессионного периода.Анализ анкетирования показал, что в день сдачи экзамена у 90% тестируемых студентов (n=80) отмечался высокий уровень тревожности. После сдачи экзаменов 28% обследуемых указали на чувство сильной усталости, головную боль и сонливость. Такие симптомы указывают на наличие напряжения, что говорит о застойном характере процессов возбуждения и проявлении умственного утомления в связи с перевозбуждением нервной системы.Из вышеизложенного можно заключить, что в период обучения в вузе выявлены критические периоды, обусловленные стрессовым фактором - экзаменом, в которые у студентов снижаются исследуемые психофизиологические показатели и ухудшается острота зрения.В то же время следует отметить, что в определенных ситуациях психологическое напряжение может стимулировать учащегося, к мобилизации своих знаний и личностных резервов для решения поставленных перед ним учебных задач.Поэтому, изучив реакции психофизиологических функций на учебные стрессовые ситуации, преподаватели кафедры физического воспитания разработали программу с рекомендациями по оптимизации уровня учебных и психоэмоциональных нагрузок и расширению адаптационных возможностей организма студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, в нашем случае - близорукость.В образовательный процесс студентов, имеющих близорукость, была введена оздоровительная программа, включающая в себя разработанные комплексы мероприятий релаксационной направленности, компьютерную программу и учебное пособие, с помощью которых студенты самостоятельно могли выполнять тестирование и тренинг.В компьютерную программу входили видеотренинг "Safe eyes" для снятия зрительного утомления и тесты по самодиагностике. В учебном пособии представлены методы тестирования физических, психофизиологических и зрительных параметров студентов, средства и методики релаксационной направленности с целью профилактики зрительных нарушений.В учебный процесс студентов был введен комплекс средств оздоровительно-релаксационной направленности, который использовался в разных формах организации рабочего дня студента. Он включал в себя упражнения, формирующие правильную осанку и развивающие физические качества; методики, снимающие психическое напряжение и умственное утомление; специальные упражнения для тренировки мышечного аппарата глаза.В период зачетно-экзаменационной сессии были введены занятия физическими упражнениями по 1 ч 2 раза в неделю. Для снятия психофизического напряжения включены упражнения циклического характера умеренной интенсивности и подвижные игры.В содержание программы по физическому воспитанию были дополнительно введены общеразвивающие комплексы в сочетании с упражнениями специфической направленности, нормализующие функции мышечного аппарата глаза, и методики, способствующие снятию психофизического напряжения. В процессе самостоятельной подготовки при работе с учебником студентам предлагалось через каждый час выполнять специальные упражнения, снимающие психическое и зрительное напряжение, продолжительностью 3 - 5 мин, через 3-4 ч - упражнения общеукрепляющей направленности (20-30 мин). При работе на компьютере через каждые 40 мин использовали специальную автоматизированную программу - видеотренинг "Safe eyes" (3-5 мин). Перед экзаменом - обязательную прогулку или легкий кросс 10 - 15 мин.Для подтверждения результативности предложенных нами оздоровительных мероприятий мы исследовали состояние психофизиологических функций студентов с близорукостью группы контроля (ГК), занимающихся по обычной учебной программе, и студентов группы профилактики (ГП), в образовательный процесс которых были включены мероприятия по профилактике близорукости.При систематическом использовании оздоровительно-релаксационных мероприятий в период экзаменационной сессии мы обнаружили, что у студентов ГП исследуемые характеристики за день до экзамена не имели явно выраженных колебаний и были достоверно выше в сравнении с ГК.Наличие положительного эффекта обусловлено снятием иррадиирущих тормозных процессов с центров, ответственных за переработку зрительно-смысловой информации за счет переключения с одного вида деятельности на другой.Именно это способствует оптимальному течению нервно-психических процессов, предупреждая развитие острого стресса. А это, в свою очередь, корректирует состояние психофизиологических функций, сохраняя остроту зрения и здоровье студентов в период обучения в вузе.Список литературы1. Аветисов Э.С. Близорукость. - М.: Медицина, 1986. - 240 с.2.2. Бадиков В.И., Быкова Е.В., Климина Н.В. Теория функциональных систем П.К. Анохина в изучении психофизических показателей результативной деятельности студентов // Вестник Российской АМН, 1997, № 12, с. 45-49.3. Бароненко В.А., Люберцев В.Н., Рапопорт Л.А. Основы здорового образа жизни. - Екатеринбург: изд-во УГТУ, 1999. - 410 с.4. Бодров В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс //Психол. журн., 1996, т. 17, № 4, с. 64-74.5. Данилова Н.Н., Астафьев С.В. Изменение вариабельности сердечного рит...
Другие файлы:

Электоральное поведение студенческой молодежи (на примере ТвГУ)
Основные методы изучения электорального поведения региональной студенческой молодежи. Становление и развитие социологии выборов. Специфика молодежи ка...

Изучение националистических настроений студенческой молодежи
Характер националистических интересов среди студенческой молодежи, теоретические и методологические основы его изучения. Проявления ксенофобии в совре...

Характер националистических интересов среди студенческой молодежи
Выявление отношения молодежи к различным организациям ксенофобского толка (скинхедам), национальным меньшинствам. Анализ факторов, влияющих на уровень...

Представления студенческой молодежи о брачном партнере (социологический анализ на примере студентов вузов г. Москвы)
Исторический опыт и формы семейно-брачных отношений. Теории выбора брачного партнера. Динамика развития представлений о будущем супруге у студенческой...

Проблемы студенческой молодежи на современном этапе
Теоретико-методологичекие основы социологического анализа актуальных проблем студенческой молодежи в современной России. Распределение свободного врем...