Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Физкультура и спорт

История возникновения музеев. Особенности проведения тематических экскурсий

Тип: реферат
Категория: Физкультура и спорт
Скачать
Купить
Владивосток 2009Содержание1 История возникновения музеев …………………………………………………..32 Особенности проведения тематических экскурсий ……………………………..8Использованная литература …………………………………………...……………12История возникновения музеевМузей (от греч. museion – храм муз) – учреждение, занимающееся комплектованием, хранением и изучением предметов, представляющих историческую, культурную и научную ценность – произведений искусства, письменных источников, рукописных и печатных материалов и предметов, отражающих профиль коллекции и экспозиции музеев. Импульс к развитию музейного дела появляется с первым опытом в коллекционировании – когда предметы – подлинники, взятые из природы и естественной жизни, сохраняются не для утилитарных хозяйственных целей или как материальные ценности, а как документальные, мемориальные свидетельства или как ценности эстетические. Таковы были первые музеи – хранилища Кносского дворца в Микенах на Крите (16 в. до н.э.), коллекции Дворца ванов и Архив иньских оракулов (Китай, 13–12 вв. до н.э.), библиотека Ниневийского дворца (7 в. до н.э.) и др. Выбор коллекционируемых предметов всегда отражал приоритеты культурных интересов эпохи. В античную эпоху, начиная с 3 в. до н.э., коллекции храмов и частных собраний содержали в основном произведения искусства – галерея Варреса, Суллы, коллекции Сервилия, Красса, Лукулла, Помпея, Цезаря и др. В византийских же соборах и монастырях в первую очередь внимание уделялось святым мощам, предметам, принадлежавшим христианским святым, церковной утвари, иконам, рукописям и т.п. Начиная с 13 в., подобного рода собрания стали сосредотачиваться и в средневековых соборах и монастырях Франции, Италии, Германии и других европейских стран. Появление в Европе первых музеев, ставящих перед собою научные цели, относится к эпохе Возрождения. В них стали собирать образцы животного и растительного мира, минералы, геодезические и астрономические инструменты, предметы, представляющие этнографический интерес – что было связано с Великими географическими открытиями и развитием промышленности. В популярных дворцовых собраниях 16–18 вв. – кунсткамерах, мюнц-кабинетах, натуралиен-кабинетах – сосредоточивались естественнонаучные, этнографические и историко-художественные редкости. К этому же времени относятся собрания памятников античного искусства во Флоренции (Л.Медичи, 15 в.), Риме (Ватиканские музеи, 16 в.), Дрездене (Августа Саксонского, 16 в.) и др. В 17–18 вв. формируются многочисленные частные коллекции – исторические, археологические, естественнонаучные, искусствоведческие, многие из которых в 18–19 вв. легли в основу государственных национальных музеев. Первыми зданиями, предназначавшимися специально для размещения коллекций, были главным образом дворцовые галереи 17–18 вв. – например, Малый Эрмитаж в Петербурге, 1764–1767, архитектор Валлен-Деламот. Особый тип музейного здания сложился в 19 в. Как и во дворцах, приспособлявшихся под музейные функции, например, в Лувре, в этих зданиях залы располагались либо анфиладой, либо вокруг одного-двух внутренних дворов – Старый музей в Берлине, 1824–1828, архитектор . Со второй половины 19 в. музеи строили как комплекс экспозиционных залов, запасников, библиотек, аудиторий. Фасадам придавался парадный облик в классицистическом или национальном стиле, интерьеры отделывались в духе экспонируемых предметов. Во всем мире организацией музеев занимаются профессионалы-музееведы, опираясь на разработки и рекомендации специальной научной дисциплины – музеелогии или музееведения. Теория и методика музейного дела исследует происхождение музеев, их общественные функции, вопросы комплектования, научного документирования и т.д. Специалистов интересует как подбор и правильное хранение коллекции, так и то, как с максимальным эффектом раскрыть в предлагаемой экспозиции заложенные в музейной коллекции познавательные возможности и духовные ценности. Воздействие музеев на посетителей, эстетически, психологически и исторически грамотное создание экспозиций и выставок, научное просвещение, популяризация знаний из разного рода областей общественной и политической жизни – только небольшая часть вопросов, которыми занимается музееведение. В музееведение входят теория музейного дела, музееведческая историография, источниковедение, научные методы музееведческого исследования. Музееведение связано с общественными и естественнонаучными дисциплинами – историей, археологией, этнографией, литературоведением, зоологией, геологией, искусствознанием и др. В своей работе музееведы используют опросы, социологические наблюдения; методы естественных наук – сравнительную типологизацию, научное документирование, а для консервации и реставрации отдельных древних экспонатов – химический анализ, рентгенографию и спектрографию. Цель музееведческого исследования первоисточника, или музейного предмета, – не только отобрать предмет в соответствии с профилем музея, всесторонне описать и определить режим хранения или методы консервации и реставрации, но и выявить его коммуникативные и экспрессивные возможности. Затем, учитывая эмоциональный заряд, который он несет в себе, – подготовить к экспонированию и участию в научном и образовательно-воспитательном процессе. По музейной проблематике выходит много специальной научной литературы и периодики, среди них – международный журнал «Museum», издаваемый Международным советом при ЮНЕСКО, а также журналы «The Museum Journal» (Великобритания), «Museums» (США), «Musees de France» (Франция), «Наше наследие», «Труды НИИ культурологии» (Россия) и т.д. Музеи по типам и профилям делятся по принадлежности к определенной отрасли производства, науки, искусства на: исторические, естественнонаучные, искусствоведческие, литературные, технические, а также – на исследовательско-научно-просветительские (публичные), исследовательские (при НИИ) и учебные. К музеям исторического профиля относятся общеисторические, историко-революционные, военно-исторические, археологические, этнографические. К искусствоведческим – музеи изобразительного и прикладного искусства – художественные музеи и галереи, а также театральные и музыкальные. К техническим – политехнические, технические, отраслевые, транспорта и т.д. К музеям естественнонаучного профиля – зоологические, ботанические, геологические и т.п. Особую группу составляют мемориальные музеи. Широко распространены краеведческие комплексные музеи, сочетающие историческую и естественнонаучную специализации для конкретной местности. Уровень и постановка музейного дела в стране свидетельствует об общем культурном уровне народа, о том, как относятся граждане страны к своему прошлому, какими достижениями своей культуры дорожат и гордятся. Специалистов-музееведов готовят на исторических факультетах, в нау...
Другие файлы:

Особенности формирования и проведения городских экскурсий
Изучение особенностей создания городских экскурсий в Самарской области и Поволжье. Проект экскурсии "Ночная Волжская Венеция". Посещение мемориальных,...

Тематические парки как объекты туризма
История зарождения тематических парков. Основная особенность их развития в мире на современном этапе, причины экономического успеха. Тематика и объект...

Методика организации и проведения экскурсий в музей при изучении курса "Человек и его здоровье"
История становления экскурсии как формы обучения биологии. Значение экскурсий в школьном биологическом образовании. Структура учебной экскурсии, метод...

Туристско-экскурсионные ресурсы города Омска и Омской области для организации обзорных и тематических экскурсий
Особенности тематических и обзорных экскурсий. Туристические объекты города Омска и Омской области. Разработка обзорной экскурсии в Ачаирский Крестовы...

Классификация экскурсий
Экскурсия как вид деятельности, ее предмет и содержание, значение в современном обществе. Критерии классификации экскурсий, их разновидности и отличит...