Исследование эмоционального компонента психической готовности спортсменов к соревнованиям
Исследование эмоционального компонента психической готовности спортсменов к соревнованиямВведениеСпециалисты в области спорта считают нестабильность результатов спортсмена прямым следствием его эмоционального состояния на соревнованиях. Многие тренеры видят одну из задач подготовки к соревнованиям в том, чтобы снять эмоциональное напряжение, изолировать спортсмена от стрессовых влияний. Называют это "повышением психологической надежности спортсмена". Возможно, что позитивный смысл психологической подготовки спортсмена как раз и состоит в пробуждении сил и способностей, которые могут вести его в непредсказуемой стрессовой ситуации соревнования.Современный уровень развития спорта высших достижений требует использования комплекса психологических мероприятий по улучшению подготовки спортсменов, в частности, внедрения эффективной системы психологического контроля. Создание такой системы предполагает учет основных положений психодиагностики. Сущность психодиагностики в спорте состоит в прогнозировании возможности достижения максимального результата. Точность прогноза во многом зависит от способности выделить достаточное количество психологических признаков и объединить их в систему.Психодиагностическое направление в первую очередь связано с развитием комплексных психологических исследований, рассматривающих человека как многоуровневую систему.Именно в комплексных исследованиях анализируются и сопоставляются основные психологические стороны человека, каждая из которых представлена широким арсеналом психических показателей, выявляющих многие отдельные грани психических свойств.Оптимизация спортивной деятельности требует знаний о принципиальных психологических закономерностях строения регуляторных процессов, которые, в конечном счете, обеспечивают ее эффективное осуществление.Сущность надежности спортивной деятельности заключается в устойчивости к повышению утомления и эмоциональному напряжению. В этом смысле, психическую готовность спортсмена можно рассматривать как наивысшую степень эффективности процесса психического регулирования его деятельности, благодаря которой достигается максимальная надежность осуществления этой деятельности.В чем же заключается практическая и научная актуальность данной темы?Саморегулирование деятельности является важнейшим компонентом психической надежности.Контролирование эмоций (эмоционального возбуждения) обуславливает четкую реализацию программы действий, в особенности на соревновательном этапе.Диагностика эмоционального компонента позволяет вносить коррективы в деятельность спортсмена.Цель исследования: Исследовать эмоциональный компонент непосредственной психической готовности спортсменов к соревнованиям.На основе анализа научно-методической литературы в дипломной работе были поставлены следующие задачи:Изучить эмоциональный компонент психической готовности в контексте оптимальной боевой готовности спортсмена к соревнованиям.Разработать конкурсно-юмористическую концертную программу “Мы – отряд!” – как ключ регулирования уровня эмоционального состояния.Исследовать уровень эмоционального возбуждения и эмоциональной устойчивости учащихся детско-юношеской спортивной школы (ДЮСШ) по игровым видам спорта (учебно-тренировочная группа 4 года обучения, баскетбол). Провести психотехнический тренинг, направленный на развитие параметров эмоционального возбуждения и эмоциональной устойчивости. Проверить эффективность влияния психотехнических средств на эмоциональный компонент психической готовности. Предмет исследования: эмоциональный компонент непосредственной психической готовности спортсменов к соревнованиям.Объект исследования: группа учащихся детско-юношеской спортивной школы (ДЮСШ) по игровым видам спорта (учебно-тренировочная группа 4 года обучения, баскетбол). Гипотеза: Психотренинг, состоящий из психотехнических игр и конкурсно–юмористической концертной программы, может выступать как фактор формирования эмоционального компонента психической готовности спортсменов к соревнованиям.Глава 1. Психическая готовность спортсмена к соревнованиям1.1 Психическая готовность спортсмена к соревнованиямИзучая литературу, посвященную психической готовности спортсмена к соревнованиям, мы обнаружили две точки зрения. В психологической подготовке Е. А. Калинин выделил четыре взаимосвязанных компонента [30]:Мотивационный – показатели мотивационных установок, некоторых волевых черт личности;Рефлексивный – показатели самоконтроля и саморегуляции;Эмоциональный – характеристики эмоционального состояния и его стабильности;Сенсомоторный – показатели сенсомоторики и внимания.Важнейшим психологическим компонентом деятельности спортсмена является психическая готовность к этой деятельности. В зависимости от конкретных условий, в которых осуществляется спортивная деятельность, качественно меняется и психическая готовность.Автор выделяет различные формы психической готовности:общую к осуществлению спортивной деятельности как базовую (фоновую) характеристику психической готовности, на основе которой происходит формирование его конкретных состояний;этапную к осуществлению определенных спортивных действий в условиях данного этапа подготовки;текущую к выполнению действий, обусловленных особенностями учебно-тренировочного процесса;непосредственную к выполнению соревновательных действий. В этом виде психической готовности целесообразно выделить три самостоятельные формы: предсоревновательную, собственно - соревновательную и постсоревновательную.Таблица 1 раскрывает комплексность по компонентам готовности. В ней показывается организация измерений состояний спортсмена по многим разноуровневым параметрам, относящимся к мотивационным, рефлексивным, эмоциональным и сенсомоторным проявлениям психической готовности.Таблица 1. Основные компоненты психической готовности спортсмена (Е. А. Калинин)Одна из форм реализации комплексного подхода состоит в том, что отмеченные разноуровневые компоненты измеряются в условиях различных психических состояний. Данные особенности целесообразно выявлять в процессе непосредственной спортивной деятельности. Наиболее подходящей для этого является соревновательная деятельность, так как в ее процессе происходит реализация программы действий и достижение основных целей спортсменов – необходимого результата. Поэтому вопрос об эмоциональном возбуждении мы будем рассматривать непосредственно на соревновательном этапе....