Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Физкультура и спорт

Возможности физиологических практикумов в оценке адаптации студентов к учебным нагрузкам

Тип: реферат
Категория: Физкультура и спорт
Скачать
Купить
Возможности физиологических практикумов в оценке адаптации студентов к учебным нагрузкамА.Г СоломоновСуть физиологической адаптации определяют физиологические реакции, направленные на приспособление организма к меняющимся условиям внешней среды через сохранение постоянства среды внутренней. В исследованиях адаптации, наряду с направлением по оценке влияния на организм человека экстремальных факторов среды, изучается адаптация к условиям трудовой деятельности. Для учащихся различных возрастных групп: школьников и студентов, существует проблема адаптации к учебным нагрузкам. Работоспособность учащихся и её динамика в учебном процессе изучается отечественными учёными давно и достаточно широко (1). Вместе с тем потребность в исследовании адаптации к учебным нагрузкам сохраняется в связи с их возрастанием и происходящим одновременно ухудшением адаптационного потенциала, определяемого через показатели здоровья. Отсутствие специального финансирования, а также дефицит времени у студентов, их малая ориентация на здоровый образ жизни заставляют пытаться решать эту потребность совмещением исследований с учебными занятиями. Для педагогических вузов максимальные возможности для этого имеются у включённого в учебный план всех специальностей блока медико-биологических дисциплин с физиологической направленностью и предусматривающих практические занятия. Эти дисциплины на дневном и заочном отделениях в основном курируются кафедрой анатомии и физиологии человека и животных. Они представлены в таблице 1.Таблица 1.Основные физиологические практикумы ЯГПУВ таблицу включены данные по дневному отделению. В ней не учитывается планирование деятельности студентов по курсовому и дипломному проектированию.Физиологические практикумы ставят перед учащимися цели расширения и укрепления знаний о закономерностях деятельности человеческого организма, его функциональных возможностях, формирования умений, практических навыков в проведении медико-биологических обследований, методик самоконтроля. Исследование адаптации своего организма к нагрузкам, в том числе и учебным, также может быть одной из целей практикумов. В статье предпринимается попытка анализа основных практикумов именно с этой стороны.Практикумы, выполняемые на младших курсах. Они знакомят с основами антропометрии, анализом осанки, определением росто-весовых показателей, лёгочных объёмов, с методами измерения артериального давления, частоты сердечных сокращений, оценки состояния нервно-мышечного аппарата (теппинг-тест), с динамометрией. Студенты обучаются навыкам гигиенической оценки помещения (освещённости, вентиляции, подбора учебной мебели), анализируют динамику умственной работоспособности во время занятия. Большинство занятий практикума не рассчитано на применение стационарного оборудования в связи с их проведением в самых различных аудиториях. Вместе с тем, даже достаточно простые методики могут дать достаточно объективную информацию об адаптационных возможностях студентов. В качестве примера приведём исследование чувства субъективного времени студентов нескольких факультетов ЯГПУ.Методом отмеривания во время практических занятий определялся субъективный минутный интервал, достаточно длительный и значимый как единица измерения, у студентов факультетов физического воспитания, филологического, исторического, естественно-географического. Студенты первого курса, испытывающие адаптационный стресс при переходе к социально новым условиям жизни, показали достоверно меньшее время длительности субъективной минуты (в среднем 52,5 секунды), чем старшекурсники (64,4 секунды на 3-ем и 57,6 секунды на 4-ом курсах). Достоверно ниже, на 16%, в этой выборке из 101 первокурсника была и успеваемость. Наиболее полное соответствие объективной и субъективной минуты наблюдалось у студентов нескольких групп заочного отделения факультета физического воспитания, наиболее социально зрелых и адаптированных к социальным нагрузкам. Среднее показанное ими время 58,2 секунды. Выполненное исследование подтвердило, что адаптация как морфо-физиологическое приспособление к конкретным условиям существования, обязательно включает адекватное отражение организмом уже существующих пространственно-временных отношений природы (2, с.189).Курс экологии человека. Для Ярославского государственного педагогического университета этот курс сравнительно новый, лабораторный практикум апробирован в течение двух лет на 76 студентах 4-х групп географов. Конечная цель практикума – показать и изучить зависимость состояния человека как биологического существа от параметров внешней среды при трудовой деятельности. Традиционно экология человека в рабочих условиях рассматривается как дисциплина, включающая в себя физиологию труда (3, с.464). Поэтому основные подходы взяты из практикумов по физиологии труда, когда производится оценка функционального показателя до и после воздействия фактора среды. При отборе работ для практикума ориентировались на следующие критерии:Простота постановки. Работы выполняются студентами, по очереди выступающими в ролях экспериментатора и испытуемого и не имеющими достаточных навыков работы с оборудованием. Кратковременность работы. Может быть выполнена за 90 минут занятия. Изучаемые показатели чувствительны к действующему фактору, динамика их величины не носит случайного характера. Изучаются наиболее значимые функциональные системы, прежде всего те, что определяют поведение в окружающей среде (системы анализаторов). Показатели могут иметь диагностическое значение в оценке потенциала здоровья.В семи занятиях практикума воздействующими факторами являлись: непрерывные и прерывистые звуки, смещающиеся в поле зрения чёрно-белые полосы, вращательные, вибрационные, температурные, а также физические нагрузки. Программируемый микрокалькулятор МК-56 и сборник стандартных статистических программ (4) позволяли проводить предварительную математическую обработку и достоверно оценить результаты в течение занятия в любом кабинете. Для оценки достоверности различий серий наблюдений, проведённых до и после воздействия факторов в одной и той же группе обследуемых, применялся разностный метод с использованием t- критерия Стьюдента. За достоверные принимались отличия при р0,05. По основным работам занятия получены следующие результаты.Занятие 1. Чувство времени и влияние на него внешних ритмов. В отличие от работы предыдущих практикумов оценивалась не только длительность субъективной минуты. Строился графически профиль индивидуального восприятия времени по 6-и точкам: 1, 5, 10 секунд и 1, 5, 10 минут. Замеры проводились в трёх повторностях, для 5-и и 10-и минут – в двух. Секундные интервалы оценивались методом самоотмеривания, испытуемый самостоятельно включал и выключал электронный секундомер. Проводилась оценка субъективной минуты при воздействии двух внешних ритмов, отличающихся 2-х кратным соотношением нарастания скорости ударов электрометронома от 12 до 120 ударов: за минуту и за 30 секунд. Для 4-х подгрупп студентов достоверно отличие в длительности субъективной минуты при различных ритмах метронома на 5,5 секунды, t Стьюдента = 2,54, стандартная ошибка среднего значения S = 2,25, р меньше 0,02. Таким образом подтверждается влияние внешних, экзогенных ритмов на ход внутренних часов.Занятие 2. Влияние звуков на умственную работоспособность. Оценка работоспособности проводилась по методикам с применением таблиц Анфимова. Затем в аудиторию в течение 10-и минут подавался через микрофоны наушников звук от звукового генератора с плывущей частотой 200-8000 Гц, 80 дБ. Частота и скорость её изменения изменялась экспериментатором произвольно. Сразу проведённое повторное обследование в выборке 39 человек выявило увеличение количества просмотренных знаков в среднем на 96 при S = 14,5; t =6,69; р меньше 0,001. Одновременно возрастает количество допущенных ошибок, в среднем на 0,78; S =0,38; t =2,04; p меньше 0,05. Так как относительный прирост количества ошибок больший, чем относительный прирост количества просмотренных знаков, то проявляется активирующее влияние на кору мозга применяемого звука с одновременным растормаживанием её деятельности. Повышение работоспособности при данных условиях эксперимента наблюдалось как в начале, так и в конце трудового дня. Звуковой раздражитель в данном объёме является стимулирующим.Занятие 3. Влияние зрительной нагрузки на величину критической частоты слияния мельканий (КЧСМ). Для задания 10-и минутной нагрузки использовали чёрно-белую спираль Плато, вращающуюся с частотой 2 об/сек. В выборке из 44 человек после нагрузки повторное определение КЧСМ по трём изм...
Другие файлы:

Основы теории адаптации и закономерности ее формирования у спортсменов
Рассмотрение теории адаптации как совокупности знаний о приспособлении организма человека к условиям окружающей среды. Проявления адаптации к физическ...

Адаптация организма к физическим нагрузкам
Динамика функций организма спортсмена при адаптации и ее основные стадии. Физиологические основы адаптации организма спортсмена к физическим нагрузкам...

Биохимические источники поддержания общей работоспособности спортсмена
Биомеханика физиологических движений (удара и защиты) в боксе. Выносливость как показатель работоспособности спортсмена. Механизмы усталости и адаптац...

Понятие адаптации
Адаптация как одно из ключевых понятий в экологии человека. Основные механизмы адаптации человека. Физиологические и биохимические основы адаптации. А...

Экспериментальное изучение интеллектуальных характеристик студентов в период социально-психологической адаптации на первом курсе
Психофизиологическое развитие в юношеском возрасте. Понятие и виды адаптации. Когнитивное развитие юношеского возраста. Особенности адаптации студенто...