Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Физкультура и спорт

Технология проектов - инновационное направление в подготовке специалистов среднего звена

Тип: реферат
Категория: Физкультура и спорт
Скачать
Купить
Технология проектов - инновационное направление в подготовке специалистов среднего звена Кандидат педагогических наук, доцент Е.В. Воробьева А.А. Григорьев, Иркутский техникум физической культуры, Иркутск Общепризнанно, что статус, авторитет и профессионализм личности в значительной степени определяются уровнем сформированности интеллектуальной сферы, самостоятельностью мышления, качеством ума, способностью не только аргументировать правильность своей точки зрения, но и понять точку зрения другого человека, проявить находчивость, сообразительность, остроумие. С уровнем развития самостоятельности мышления связаны способность принимать обдуманные и взвешенные решения, возможность прогнозировать будущее, формировать стратегию жизнедеятельности, строить адекватный образ "я", ориентироваться в ситуациях, людях, проблемах [4]. Таким образом, главным стратегическим направлением в системе профессионального образования должен быть личностно ориентированный подход, в котором личность студента была бы в центре внимания педагога-психолога, чтобы традиционная парадигма образования (преподаватель - студент-учебник) была со всей решительностью заменена новой парадигмой - учебник -студент-преподаватель [5]. В условиях личностно ориентированного обучения преподаватель выступает в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности студентов, компетентным консультантом и помощником. Его профессиональные умения должны быть направлены не просто на контроль знаний и умений студентов, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний [4]. Одним из направлений личностно ориентированного обучения является технология проектов, т.е. обучение в сотрудничестве.[3]. В основе технологии проектов лежит развитие познавательных навыков студентов, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление. Организация работы ориентирована на самостоятельную деятельность студентов: индивидуальную, парную или групповую, которая выполняется в течение определенного отрезка времени. Данная технология предполагает решение педагогической проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов и средств обучения, а с другой - интегрирование знаний и умений в определенной области деятельности. Результаты проектов должны быть внедрены в конкретную деятельность. При использовании технологии проектов необходимо учитывать следующие требования [5]: 1. Наличие значимой в исследовательском и творческом плане проблемы. 2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов. 3. Самостоятельная деятельность студентов. 4. Структурирование содержательной части проекта. 5. Внедрение проекта в практическую деятельность. С целью оптимизации и совершенствования педагогического процесса по дисциплине "Технология физкультурно-спортивной деятельности - плавание" в ИТФК проведено педагогическое исследование по внедрению в учебно-воспитательный процесс технологии проектов. Исследование проводилось с 1 сентября 2002 г. по апрель 2003 г., в качестве испытуемых участвовали пять учебных групп по 25 студентов второго года обучения. Были составлены контрольная группа из 50 человек и экспериментальная из 75. Цель исследования - способствовать формированию профессиональных умений и навыков через самостоятельный творческий поиск студента. Содержание дисциплины "Технология физкультурно-спортивной деятельности - плавание" подразделяется на три относительно самостоятельных и вместе с тем тесно взаимосвязанных педагогических блока. Первый блок - теоретическое обоснование закономерностей построения и конструирования техники спортивных способов плавания; второй - методико-практические аспекты, основанные на приобретении профессионально-педагогических умений и навыков в проведении учебных и физкультурно-оздоровительных мероприятий с различным контингентом населения и применением здоровьесберегающих технологий. Третий блок - практический - заключается в освоении техники спортивных способов плавания. В контрольной группе система обучение осуществлялась с использованием объяснительно -иллюстративного и репродуктивного методов обучения. В экспериментальной группе система преподавания и учения осуществлялась с использованием технологии проектов. В педагогическом процессе деятельность студентов экспериментальной группы планировалась в двух направлениях - теоретическом и практическом: В теоретическом: - осуществлялся поиск информации (учебник, научно-методическая литература, компьютерная информация, видеоматериал) по тематике; - изучались общие основы технологии обучения технике двигательного действия; В практическом: 1. В контексте логической направленности: - определить методы обучения технике двигательного действия; - определить структурный и фазовый составы техники двигательного действия; - определить задачи обучения технике двигательного действия с учетом его фазового состава. 2. В контексте операционной направленности: - подобрать имитационные и подводящие упражнения для освоения ТДД с учетом поставленной проблемы. 3. В контексте "причинной" направленности: - определить типичные ошибки и пути их исправления в процессе обучения ТДД. 4. В контексте мотивационно-психологической направленности: - реализация проекта ТДД в реальных условиях. В зависимости от типа учебного материала студентам читались лекции с использованием объяснительно-иллюстративного, репродуктивного и проблемного методов и их сочетаний с акцентом на самостоятельно полученных студентом знаниях. На методико-практических занятиях студенты уточняли полученные знания путем самостоятельного решения проблемных заданий и разработки обучения технике двигательного действия или развития физических способностей. Сравнительный анализ традиционного обучения и технологии проектов: Работа на занятиях строилась по технологии индивидуального обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетами. На таких занятиях акцент делается главным образом на предметном контексте деятельности, в основе которого лежит приобретение ЗУН стандартной и творческой деятельности [1, 2]. Практические занятия предусматривали выполнение практических заданий с использованием творческой и самостоятельной деятельности студентов. По окончании эксперимента была проведена тестовая оценка уровней сформированности знаний, умений и навыков по модифицированной методике 4-уровневого освоения знаний В.П. Беспалько. Значительно большая успешность освоения знаний и интеллектуальных умений разноплановой методической деятельности отмечена в экспериментальной группе. Особенно ярко это выражено на втором, третьем и четвертом уровнях. Получены достоверные различия средних величин: на первом уровне при р< 0,005; на втором, третьем и четвертом - при р<0, 001.
Другие файлы:

Особенности стрессоустойчивости менеджеров среднего звена
Определение понятия "стресс", его типология и физиологические основания возникновения. Анализ психологических особенностей профессиональной деятельнос...

Анализ аттестации управленческого персонала среднего звена
Рассмотрение современных методов оценки персонала, выявление их достоинств и недостатков. Исследование проблем и недостатков системы аттестации управл...

Использование метода проектов в обучении детей старшего дошкольного возраста физическим упражнениям
Проектная деятельность, как технология активизации обучения. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Примерный план работы воспитателя...

Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях
Основными целями системы среднего профессионального образования являются подготовка специалистов среднего звена и создание условий для развития личнос...

Развитие композиционных навыков у учащихся среднего звена средствами тематического рисования
Исторические аспекты тематического рисования. Сравнительный анализ понятий композиции и видов тематического рисования, их приемов и выразительных сред...