Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Производство и технологии

Художественная обработка текстиля

Тип: реферат
Категория: Производство и технологии
Скачать
Купить
История создания текстиля. Отрасли текстильной промышленности. Основные виды тканей, используемых в интерьере. Хлопчатобумажная, шерстяная, шелковая, льняная, пенько-джутовая промышленность, производство нетканых материалов и ватное производство.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

  • Содержание
  • Введение
  • История образования текстиля.
  • Отрасли текстильной промышленности
  • Виды тканей, используемых в интерьере.
  • Текстиль в интерьере
  • Заключение.
  • Введение

Текстиль (лат. textile - ткань, материя) - изделия из ткани, выработанные из гибких, мягких волокон и нитей (ткани, вата, сети и т. д.), изготавливаемые обычно из пряжи на ткацком станке. Текстиль является одним из главных составляющих дизайнера и интерьера. Правильно подобранная ткань не только украсит ваш дом, но и сделает его уютным.

Судя по историческим хроникам, производить на свет Божий ткань наши предки научились почти сразу после приведения себя в вертикальное положение. Встав с четверенек, homo sapiens тут же придумал ткацкий станок - во всяком случае, это было одно из первых изобретений человека. Поэтому производство текстиля и изделий из него (одежда, обувь, головные уборы, предметы домашнего быта и др.) является одной из самых древних технологий, наряду с медициной, сельским хозяйством, технологией приготовления пищи, домостроительством.

По-настоящему судьбы текстиля и интерьера переплелись в XI-XII веках, когда в Европе неприступные замки стали уступать место дворцам и поместьям. Суровой действительности средневековья «украшательство» интерьеров было ещё чуждо - бесконечные выяснения отношений между благородными и не очень рыцарями, распри между королями небольших королевств не вселяли уверенности в том, что завтра дом-крепость не окажется разрушенным и сожжённым дотла. До излишеств ли тут! Другое дело, когда после долгих споров и непрерывных войн Европа более или менее определилась с границами и монархи заняли свои престолы. Королевские дворцы начали соперничать не глубиной рвов и толщиной стен, а роскошью. Причём не столько внешнего убранства экстерьера, сколько внутреннего убранства интерьера. Эволюция мрачного замка в светлый дворец завершилась где-то к XIV веку. И тогда на сцене интерьера в полную силу заиграли ткани.

История образования текстиля

Слово текстиль - производное от латинского textere, что означает плести, переплетать. Хотя ткачество - наиболее распространённый способ изготовления текстиля, существуют и другие способы: вязание, плетение и валяние.

Первыми текстильными волокнами, вероятно, были почти не обработанные побеги трав. Из них в доисторические времена плели ширмы, сумки, рыболовные сети и веревки. Позднее люди научились использовать более тонкие материалы - льняное, конопляное, джутовое волокно, шерсть животных.

Древнейшие известные науке ткани появились в Древнем Египте -- их ткали из льна более 7 тысяч лет назад.

С III тысячелетия до н. э. начали использовать другие волокна, в частности шёлк в Китае и хлопок в Индии. Вероятно, ещё раньше на Ближнем Востоке появились шерстяные ткани. Эти текстильные изделия были в древности важным предметом обмена и торговли.

Изобретение Джоном Кеем крутильной машины (1730) и самолетного челнока (1733), а затем прядильных машин Ричардом Аркрайтом и Сэмюэлем Кромптоном механизировало производство хлопковых тканей и стимулировало начало Промышленной революции в Великобритании.

С конца XIX века всё большее распространение получают искусственные (на основе природных полимеров) и синтетические (из углеводородного сырья) волокна, среди которых наиболее известны вискоза, нейлон и лайкра. В последнее время на Дон-Текс - самом крупном ХБК Европы работают мать и дочь Елена Марова и Анна Щепицына.

Текстильная промышленность - группа отраслей лёгкой промышленности, занятых переработкой растительных (хлопок, лён, пенька, кенаф, джут, рами), животных (шерсть, шёлк), искусственных и синтетических волокон в пряжу, нити, ткани.

Отрасли текстильной промышленности

Текстильная промышленность делится на хлопчатобумажную, шерстяную, шёлковую, льняную, пенько-джутовую промышленность, производство нетканых материалов, ватное производство и др., на прядильное, ткацкое и отделочное производства. Размещение предприятий по первичной обработке сырья - дисперсное и тяготеет к местам его производства.

К текстильным материалам относят пряжу, нитки, ткани, трикотаж, валяльно-войлочные, нетканые полотна, искусственный мех, текстильную фурнитуру. Ткани вырабатывают из пряжи и нитей различных видов путем переплетения их во взаимно пер­пендикулярных направлениях.

Ткани классифицируют по:

- виду волокна,

- назначению,

- способу выработки,

- отделке,

- расцветке.

По составу волокна ткани, применяемые в обувной промышленности, делят на: хлопчатобумажные, льняные, шерстяные, шелковые.

Ткани используют для верха, подкладки и промежуточных деталей обуви.

Основными характеристиками тканей и нетканых материалов являются их строение и показатели физико-механических свойств.

Строение ткани определяется структурой пряжи основы и утка: ее толщиной и степенью крутки, плотностью и заполнением, видом переплетения нитей основы и утка.

Физико-механические свойства тканей характеризуются: шириной, поверхностной плотностью, нагрузкой, удлинением при разрыве.

Линейную плотность пряжи выражают в тексах, показывающих массу в граммах, приходящуюся на 1 км пряжи.

Степень крутки определяет физико-механические свойства пряжи. С увеличением крутки пряжа становится более гладкой и жесткой, увеличивается плотность укладки волокон или нитей, повышается прочность. Крутка пряжи - число кручений, приходящихся на 1 м. Крутка бывает правая и левая. В пряже правой крутки нити направлены слева направо.

С увеличением плотности ткани возрастает связь ее структурных элементов, повышаются их прочность и устойчивость к истиранию, увеличиваются жесткость, упругость и масса ткани, уменьшается воздухопроницаемость. Плотность ткани зависит от толщины нитей.

Для верха обуви применяют: хлопчатобумажные, шелковые, шерстяные, льняные ткани.

Прочность нитей основы хлопчатобумажных тканей в несколько раз больше прочности нитей утка, а удлинение при разрыве меньше, поэтому детали раскраивают так, чтобы их продольная линия совпала с направлением меньшего удлинения ткани. Если в утке имеется синтетическая пряжа, при раскрое тканей продольную линию деталей необходимо располагать вдоль утка.

Использование синтетических волокон повышает формоустойчивость, прочность, устойчивость к многократному изгибу тканей. К недостаткам таких тканей следует отнести повышенные осыпаемость и электризуемость.

Шелковые ткани вырабатывают из штапельной вискозной пряжи, искусственных и синтетических комплексных нитей, смеси штапельных искусственных и синтетических волокон.

Гладкая поверхность шелковых тканей затрудняет настил и раскрой их на детали, а при сострачивании деталей наблюдается повреждение нитей иглой, стягивание шва, образование лас.

Раскрой шелковой ткани производят в 4-6 слоев, складывая их лицевыми сторонами и скрепляя зажимами.

Шерстяные ткани обладают высокими теплозащитными свойствами, износостойкостью, формоустойчивостью, имеют красивый внешний вид. К недостаткам тканей относятся повышенная пылеемкость, осыпаемость, прорубаемость иглой и трудность взъерошивания затяжной кромки из-за высокой плотности. Драп представляет собой толстую ткань с густым ворсом. Лучшей формоустойчивостью обладают драпы, выработанные из трех синтетических или крафт-бумажных нитей сложного переплетения. Сукна мягки, эластичны, хорошо раскраиваются, формуются.

Льняные ткани хорошо впитывают влагу, устойчивы к действию светопогоды, паро- и воздухопроницаемы, прочны, но недостаточно формоустойчивы вследствие большой пластичности и низкой растяжимости.

Ткани для подкладки, промежуточных деталей и для дублирования. Подкладку выкраивают из хлопчатобумажных, шерстяных или полушерстяных тканей (например, байки, репса, сукна, фланели и др.). Применяют материалы для подкладки с заранее нанесенной клеевой пленкой. Клей на основе поливинилацетатной эмульсии наносят на ткань в виде полос, а из полимерных материалов, преимущественно полиамидных порошков, - в виде точек. В качестве основы используют ткани (репс) или нетканые материалы новых структур. Материалы с точечным полимерным покрытием имеют лучшие гигиенические свойства.

В зависимости от назначения и конструкции обуви применяют ткани с разными показателями физико-механических свойств.

На промежуточные детали обуви используют ткани редкой структуры: бязь и бумазею-корд, выработанные из хлопчатобумажной пряжи.

Нетканые полотна. Вырабатывают вязально-прошивным и иглопробивным способами, а также проклеиванием волокнистой массы полимерным связующим. Материалы обладают низкой прочностью и большим удлинением, применяют для заготовок верха обуви.

Трикотажные полотна. Вырабатывают из текстурированных нитей и пряжи, обладают хорошими теплозащитными и гигиеническими свойствами, удовлетворительной формоустойчивостью. Трикотажные полотна двойного переплетения при раскрое не закручиваются, применяются для заготовок верха обуви.

Для подкладки обуви применяют искусственный мех на трикотажной и ткане...

Другие файлы:

Художественная обработка соломки
Воспитание ребенка – носителя и хранителя национальной культуры – средствами декоративно-прикладного искусства. Разработка уроков по теме: "Художестве...

Художественная обработка материалов на уроках технологии
Анализ педагогической деятельности в области развития творческих способностей личности. Понятие мотивации и методы ее формирования в процессе преподав...

Разработка программы изучения курса "Технология" на примере раздела "Художественная обработка ткани"
Сущность и проблемы технологического образования школьников, основные направления его модернизации. Анализ раздела "Художественная обработка ткани", а...

Художественная резьба по дереву,кости и рогу
В книге рассматриваются художественная обработка дерева,кости и рога,применяемые для этого инструменты и оборудование,организация рабочего места резчи...

Художественная обработка камня