Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Производство и технологии

Схемы транспорта шахт и рудников

Тип: реферат
Категория: Производство и технологии
Скачать
Купить
Взаимоувязанное пространственное расположение транспортных горных выработок и эксплуатируемых в выработках средств транспорта как основа схемы подземного транспорт шахты или рудника. Подсистемы транспортной подземной системы. Выбор транспортных средств.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Реферат

Схемы транспорта шахт и рудников

Понятие о технологической схеме подземного транспорта

Схемы подземного транспорта любой шахты или рудника в каждый момент времени характеризуются взаимоувязанным пространственным расположением транспортных горных выработок и эксплуатируемых в этих выработках средств транспорта.

Для действующих шахт они динамичны и периодически меняются в связи с изменением расположения очистных и подготовительных забоев в пределах шахтного поля и заменой средств транспорта в процессе эксплуатации. Схемы транспорта проектируемых объектов составляются на наиболее характерные периоды их эксплуатации: сдача шахты или рудника в эксплуатацию, освоение проектной мощности и максимальное удаление горных работ.

Технологическая схема подземного транспорта, - по которой транспортируются основной грузопоток (уголь, руда) из очистных забоев и грузопотоки из подготовительных забоев к скиповому стволу, а также люди, вспомогательные материалы и оборудование к рабочим местам, состоит из ряда отдельных транспортных звеньев, объединенных между собой узлами сопряжений. Главным определяющим фактором в общей схеме является схема транспорта основного грузопотока из очистного забоя. Она в значительной степени предопределяет схему транспорта из подготовительных забоев и схему вспомогательного транспорта.

Схемы вспомогательного транспорта отличаются от схем транспорта угля или руды тем, что вспомогательные материалы и оборудование доставляются в шахту часто по нескольким вертикальным или наклонным стволам, а также по скважинам и шурфам (при сравнительно небольшой глубине вскрытия) или по штольням, а в подземных условиях для их доставки используются дополнительно вентиляционные выработки и выработки специального назначения.

Транспортная подземная система шахты или рудника может быть разделена на взаимосвязанные подсистемы участкового и магистрального транспорта.

Участковый транспорт представляет собой совокупность транспортных средств и устройств, размещенных в горизонтальных и наклонных выработках, расположенных в контурах выемочной панели, блока, выемочного участка, этажа за пределами добычного выемочного участка (лава, камера и т.д.).

Магистральный транспорт представляет собой совокупность транспортных средств и устройств размещаемых в главных горизонтальных и капитальных - наклонных выработках, по которым осуществляется транспортирование грузов от выемочных участков до околоствольного двора или поверхности шахты (при наличии наклонного ствола или автотранспортного уклона, штольни).

При одном и том же пространственном расположении горных выработок возможно применение различных видов транспорта, следовательно, на каждой шахте можно получить множество вариантов технологических схем транспорта, которые будут отличаться друг от друга числом видов транспорта.

В зависимости от этого, наиболее характерного, показателя все технологические схемы транспорта (по основному грузопотоку) могут быть разделены на две принципиальные группы: - с одним видом транспорта и комбинированные (два и более видов транспорта).

На большинстве действующих шахт и рудников в связи с разнообразными горно-геологическими и горнотехническими условиями разрабатываемых месторождений наиболее широко применяют различные комбинированные схемы транспорта.

Выбор технологической схемы транспорта проектируемой шахты или рудника должен производиться при комплексной оптимизации горного предприятия, в экономико-математической модели которого подсистема "Подземный транспорт" является одной из составных частей.

Оценка множества вариантов и оптимальная компоновка подсистемы "Подземный транспорт" производится после принятия основных решений по проектируемому предприятию, в том числе: по мощности, схемам и параметрам вскрытия и подготовки, системам разработки, схемам вентиляции, схемам механизации очистных и подготовительных работ, схемам горных работ и протяженности горных выработок, схемам группирования пластов и порядка их отработки.

Методика оптимальной компоновки систем подземного транспорта ориентирована на комплексную оценку множества вариантов подсистемы. Суммарные капитальные затраты и эксплуатационные расходы по подземному транспорту включают затраты и расходы по: транспортированию угля, руды, породы, материалов, оборудования и людей в пределах всей обще шахтной схемы; приему-отправлению (погрузке, разгрузке, перегрузке) грузов и людей в местах сопряжения транспортных звеньев.

При выборе схемы и средств транспорта для действующего горного предприятия, т.е. при заданных схемах горных выработок, а также для реконструируемого и вновь проектируемого предприятия в случаях, когда учет транспортных расходов существенно не влияет па схему горных выработок, решается только задача по оптимизации транспорта, т. с. исходя из заданной схемы горных выработок, значений и направлений грузопотоков определяются оптимальные параметры подсистемы транспорта по критерию минимума транспортных расходов.

Проектирование и совершенствование схем транспорта новых, реконструируемых и действующих шахт и рудников должно производиться в строгой увязке с комплексом решений по прогрессивной технологии добычи полезного ископаемого, определенной основными технико-экономическими направлениями развития отраслей горнодобывающей промышленности.

Технологические схемы подземного транспорта рудников

Основным фактором, определяющим выбор той или иной технологической схемы подземного транспорта на рудниках, является принятая схема вскрытия и подготовки рудного тела.

При вскрытии вертикальными и наклонными стволами подготовка пологих и наклонно залегающих месторождений осуществляется проведением откаточных выработок по руде на уровне почвы (рис.1, а) или чаще в виде концентрационных (полевых) выработок (рис.1, б) по породе ниже уровня почвы рудного тела, на которые отбитая в блоках руда перепускается через участковые рудоспуски и грузится в транспортные средства.

Концентрационные выработки, по которым как правило, осуществляется откатка руды локомотивными составами до околоствольного двора, находятся вне зоны обрушения, что гарантирует их устойчивость и проведение пути с рациональным профилем. Рудоспуски способны аккумулировать руду, поэтому работа локомотивной откатки на концентрационном горизонте не зависит от работы добычных забоев и средств доставки до рудоспусков.

Подготовка рудных тел крутого падения осуществляется этажными (рис.1, в) или групповыми (рис.1, г) квершлагами.

При этажной подготовке подъемные сосуды загружаются на каждом этаже. При подготовке групповыми квершлагами руду перепускают с верхних этажей по капитальным рудоспускам на групповой квершлаг, на котором концентрируется добыча с вышележащих (через один или несколько) этажей.

При разработке месторождений в гористых местностях вскрытие месторождения осуществляется штольней (рис.1, д). Перепуск руды с верхних горизонтов производится по капитальному рудоспуску, а спуск-подъ...

Другие файлы:

Строительство стволов шахт и рудников
Рассмотрены назначение и классификация стволов шахт и рудников, методы выбора рационального способа их строительства, технологические схемы оснащения,...

Транспортные машины и оборудование шахт и рудников
В книге изложены основы теории, конструктивных решений, выбора и эксплуатационного расчета и оборудования шахт и рудников, правила их эксплуатации и...

Мероприятия газового режима
Требования газового режима к шахтам, классификация шахт на категории по газу. Установление относительной газообильности калийных и других рудников, ск...

Машины и оборудование для шахт и рудников: Справочник
Приведены справочные данные по машинам и оборудованию для очистных, подготовительных и вспомогательных работ, подземному транспорту.Отражены общие све...

Телеуправление вентиляторами местного проветривания
Аппаратура автоматического контроля и централизованного диспетчерского управления вентиляторами местного проветривания шахт и рудников; возможности уп...