Совершенствование методов ультразвуковой дефектоскопии многослойных конструкций воздушных судов
Краткое сожержание материала:
Размещено на http:///
Размещено на http:///
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
НК- неразрушающего контроля
ИАТА- Международная ассоциация воздушного транспорта
GFRP - Углепластик
ПМК - (полимерные матричные композиты)
NASA - Национальное агентство по аэронавтике и исследованию космического пространства США
АКФ - Автокорреляционная функция
ОФ - Оптимальный фильтр
ЭЛТ - Электронно-лучевая трубка
ТО - Техническое обслуживание
ФМ - Фазоманипулированные
МСК- Метод свободных колебании
УЗК- Ультразвуковой контроль
УЗ- Ультразвука
EMAT- электромагнитные акустические преобразователи
ИК- инфракрасный
СОДЕРЖАНИЕ
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. МНОГОСЛОЙНЫЕ КОНСТРУКЦИИ В АВИАЦИИ
- 2. ДЕФЕКТЫ, ВСТРЕЧАЮШИЕСЯ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ
- 3. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ МНОГОСЛОЙНЫХ КОНСТРУКЦИЙ
- 3.1 Метод инфракрасный термографии
- 3.2 Акустические методы контроля многослойных конструкций
- 3.2.1 Импедансный метод
- 3.2.2 Метод свободных колебаний
- 3.2.3 Резонансный метод
- 3.2.4 Акустико-топографический метод
- 3.2.5 Велосиметрический метод
- 3.2.6 Метод прохождения (теневой)
- 3.2.7 Реверберационный метод
- 3.2.8 Эхо-импульсный метод
- 4. Проблемы, возникающие ПРИ Ультразвукавом эхо контроле многослойных композитных материалОВ
- 5. Совершенствование Ультразвуковой дефектоскопии с помощью фазоманипулирования сигнала
- 5.1 Простая математическая модель предлагаемого дефектоскопа
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В течение последних 50 лет, можно заметить большое увеличение использования метода неразрушающего контроля (НК) на авиационной технике. Совершенствование электроники и компьютерной техники открывали дверь новым возможностям развития НК. В настоящее время метод НК - это важнейший способ продолжения летной годности летательных аппаратов. Надо заметить что, моделирование новой концепции технического обслуживания (ТО) по состоянию контролем параметров стало причиной увеличения доверия к персоналу, осуществляющему НК.
Потенциал резкого и рентабельного постоянного контроля на высоко площадных комплексных технических структурах, разрешающие быстрее и чаще контролировать с низкой себестоимостью, таким образом поддерживать надёжности и безопасности Авиационной техники.
Несколько главных методов НК используется в ТО гражданской авиации. Визуальный метод, капиллярный метод, ультразвуковой контроль, вихретоковой метод, магнитный метод, термография, Рентген. У каждого свои преимущества и недостатки. Данная дипломная работа сосредоточивается на совершенствовании ультразвукового (УЗ) метода НК.
Ультраакустика (или ультразвук) представляет собой область интенсивных научных и технологических исследований. Она экстенсивно применяется в научной и инженерной деятельности. Ультразвук, который по своей сути является механической волной, взаимодействует с веществами. Разнообразие типов волн, от продольных до поверхностных, позволяет использовать их во всевозможных аспектах. Прогресс в области сенсоров, электронного инструментария, компьютеров, улучшение знаний о физическом взаимодействии - все это способствовало совершенствованию экспериментальной ультраакустики. Последние разработки в науке и технологии ультразвука в сферах неразрушающего контроля (НК), медицины, подводной акустики, молекулярного взаимодействия действительно впечатляют и открывают большие возможности для новых применений.
В 1880-х годах братья Кюри открыли пьезоэлектричество. Гальтон (1883), изучая акустический спектр, обнаружил существование УЗ в сигнале свистка. Свисток Гальтона считается одним из первых ультразвуковых генераторов. После этого проводится ряд исследований в области генерирования и обнаружения ультразвука. В начале ХХ века некоторые значительные разработки, связанные с коммерциализацией ультразвуковой технологии, обрели твердую почву. Вид и Лумис впервые использовали ультразвук с коммерческой точки зрения в конце 1920-х годов для распыления жидкости, контроля затвердевания, жидкой эмульгации и взаимодействие с живыми тканями. Файрестон (1940) создал первый коммерческий инструмент для УЗ дефектоскопии. После 1950-х масштабные технологические в электронике и компьютерах дали дополнительные преимущества отрасли УЗ инструментария.
Во всех отраслях УЗ важную роль играют технология преобразователей и электронный инструментарий. Вначале были пьезоэлектрические кристаллические преобразователи, а сегодня существует бесконтактные электромагнитные акустические преобразователи (EMAT), лазерные преобразователи и преобразователи воздушно-акустической связью.
Композитные материалы играют важную роль в многослойных конструкциях в аэрокосмической промышленности, показывают большую перспективу конструктору для оптимизации конструкции и обладания высокого соотношения прочность/вес. Контролем композиционных структур были опробованы некоторые техники НК, что доказало полезность ультразвуковых методов.
1. МНОГОСЛОЙНЫЕ КОНСТРУКЦИИ В АВИАЦИИ
После 1950-х годов, в авиации стали широко применяли многослойные конструкции из металлических и неметаллических материалов. Элементы неметаллические и комбинационные (металлы и неметаллы) структуры соединялись с использованием клея. Также элементы металлических структур соединялись, используя пайку или сварку. Кроме того склеенные и сварные элементы дополнительно закрепляется с использованием точечной сварки или заклёпок [10].
Под многослойными понимаются конструкции из металлических и неметаллических материалов, отдельные элементы которых соединяются между собой клеями, пайкой или иным способом. Основы типы таких конструкций представлены в табл. 1.
Таблица 1 Основные типы многослойных конструкций [10]
№ схемы |
Схема |
Материал элементов |
Вид соединения |
|
1 |
1-Металл или армированный пластик; 2-Металл или пластик |
Клеевое или паяное |
||
2 |
1,3- металл или армированный пластик; 2- соты из металлической фольги или неметаллической (стекло-пластик, бумага) ленты |
Клеевое или паяное |
||
\3 |
1,3,5- Армированный пластик; 2,4- соты из армированного пластика |
Клеевое |
||
4 |
1,3- Металл или армированный пластик; 2-пенопласт |
Клеевое |
||
5 |
1-Пластик армированный или неармированный; 2-Металл; |
Клеевое |
||
6 |
1,2,3- Пластик армированный или неармированный |
Клеевое |
||
7 |
1,2- металл или пластик |
Клеевое |
||
8 |
Армированный слоистый пластик (стеклотекстолит и т.п.) |
Слои материала, соединение связующим веществом |
В XX веке в авиационных конструкциях в основном применяли высокопрочные алюминиевые, магниевые и титановые сплавы. При выборе материала учитываются его механические свойства (придел прочности , текучести , сопротивления усталости при различных циклах изменения напряжений, модуль упругости Е, износостойкость, вязкость и др.), теплофизические и химические свойства ( коэффициент линейного расширения , теплопроводность , коррозионная стойкость и др.), плотность , стоимость и дефицитность сырья, степень освоения в производстве, технологические свойства ( пластичность, свариваемость, линейные качества), определяющие возможность применения наиболее производительных производственных процессов [13].
Таблица 2 Сравнительные характеристики материалов, применяемых в авиационных конструкциях [13]
Материал |
, |
,МПа |
,ГПа |
|
Алюминиевые сплавы: Деформируемые Литейные |
2,7 2,7 |
400…550 200…500 |
72 72 |
|