Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Производство и технологии

Редуктор турбовинтового двигателя самолета

Тип: курсовая работа
Категория: Производство и технологии
Скачать
Купить
Проектирование редуктора, выполненного по схеме замкнутого дифференциального планетарного механизма, для высотного турбовинтового двигателя. Подбор чисел зубьев, проверочный расчет на прочность и контактную выносливость. Проектирование валов и осей.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Министерство образования и науки Украины

Национальный аэрокосмический университет им. Н.Е. Жуковского «ХАИ»

Пояснительная записка к курсовому проекту:

РЕДУКТОР ТУРБОВИНТОВОГО ДВИГАТЕЛЯ САМОЛЕТА

по дисциплине: «Конструирование машин и механизмов»

Харьков-2009

ВВЕДЕНИЕ

На малых и средних скоростях полета (до 500-650 км/ч) турбореактивные двигатели вытесняются турбовинтовыми. Это объясняется тем, что для указанного диапазона ТРД значительно уступает ТВД и по экономичности, и по взлетно-посадочным характеристикам.

ТВД состоит из тех же основных элементов, что и ТРД, но, помимо того, снабжен воздушным винтом, вал которого соединен с валом турбокомпрессора через редуктор.

Необходимость применения редуктора вызвана тем, что оптимальная частота вращения турбокомпрессора значительно больше оптимальной частоты вращения воздушного винта. Это объясняется тем, что в ТВД расширение газа в турбине происходит до давления, близкого к атмосферному, поэтому суммарная мощность турбины превышает потребную для привода компрессора газогенератора. Избыточная мощность турбины (сверх потребной мощности компрессора и агрегатов) передается на воздушный винт.

Мощность турбины ТВД при прочих равных условиях больше мощности ТРД.

Тяга ТВД создается в основном воздушным винтом (85-90 %) и только частично реакцией струи.

Одновальные ТВД отличаются относительной простотой конструкции и регулирования, однако применение редуктора несколько утяжеляет конструкцию и усложняет эксплуатацию силовой установки.

ТВД предназначены для установки на транспортные, пассажирские и вспомогательные самолеты, для которых скорость полета не очень важна. ТВД со свободной турбиной (турбовальные двигатели) широко используются на силовых установках современных вертолетов.

В данном курсовом проекте был спроектирован редуктор, выполненный по схеме замкнутого дифференциального планетарного механизма, для высотного турбовинтового двигателя.

1. ПОДБОР ЧИСЕЛ ЗУБЬЕВ

Планетарный редуктор выполнен по схеме (см. рис. 2.3.1).

Подбор чисел зубьев проведем по так называемым генеральным уравнениям, которые получаются совместным решением уравнений передаточного отношения (ПО), уравнений соосности, условий сборки с привлечением дополнительных зависимостей - параметров, характеризующих, как правило, конструктивные особенности и определяющих будущие свойства механизма. Для замкнутого планетарного механизма следует добавить уравнение соосности и необходимые параметры для цепи замыкания.

ПО редуктора:

ред = . (1.1)

Для замкнутых планетарных механизмов

iad = iadb + iadc, (1.2)

где a, b и c - центральные звенья дифференциала;

а - ведущее звено, не связанное со звеном замыкания;

d - ведомое звено.

i16 = i163 + i16H.

i16 = 1+ (1.3)

Для данного редуктора примем z3 = z6 и z1 = z4.

Пусть = x, тогда i16 = 1+ х + х2 = 11,96 и х = 2,848 = i13H.

Для простого планетарного -механизма с цилиндрическими колесами генеральные уравнения имеют вид:

; (1.4)

; (1.5)

, (1.6)

где N - любое целое число;

k - число сателлитов, k = 4;

i3 = 1+ i13Н = 1+2,848 = 3,848 = 77/20.

При подборе чисел зубьев необходимо, чтобы выполнялся ряд условий.

Уравнение соосности было заложено при самом подборе.

Условие соседства при хl=1:

(z1 + z2) sinb ? z2 + 2,(1.7)

(z4 + z5) sinb ? z5 + 2, (1.8)

где b - половина минимального центрального угла между двумя сателлитами (при равномерном расположении последних b=).

(26 + 24)sin ? 24 + 2,

т.е. условие выполняется.

Условие сборки удовлетворяется при:

(1.9)

Здесь k2 - число сателлитов перебора, k2 = 5;

N1 и N2 - любые целые числа.

т.е. условие выполняется.

2. РАСЧЕТ НА ПРОЧНОСТЬ

2.1 Проектировочный расчет 1-й ступени

Принятые материалы

Таблица 2.1.1

Элемент передачи

Заготов-ка

Марка стали

Термообработка

уно1, МПа

Твердость по поверх-

ности

суммарная продолжительность действия нагрузки

Шестер-ня z1

Поковка

18 ХГТ

Цемен-

тация

23HRC

НRC 60

t =

=39*104

Колесо z2

Поковка

18ХГТ

Цемен-

тация

23HRC

НRC 60

t =

=39*104

Расчет 1-й ступени z1-z2

Подводимая к валу шестерни мощность (N, кВт) задается следующей упрощенной циклограммой:

Рис. 2.1.1 - Циклограмма нагружения

Крутящие моменты на шестерне при трех режимах (см. циклограмму):

М1=(2.1.1)

где n1=12200об/мин - частота вращения шестерни;

1. Эквивалентные числа циклов перемены напряжений при расчете на контактную выносливость:

NН1= NF=n1 Н С1t=11180*4*39*104=11744*107; (2.1.2)

где сi - число нагружений зуба за один оборот колеса, с1 = с3 = 4, с2 = 1;

Эквивалентные числа циклов перемены напряжений при расчете на изгиб:

Для определения эквивалентного числа циклов перемены напряжений колеса z2 вычислим частоту его вращения n2:

n2H =n2 - nH =( n1 - nH)=об/мин;

i12H = (2.1.4)

2. Допускаемые напряжения:

а) контактные:

(2.1.5)

где уHO - предел контактной выносливости,

уHO1,2 = 23 HRC,

уHO1 = 23*60 = 1380 (МПа),

уHO2 = 23*60 = 1380 (МПа);

sH - коэффициент безопасности. Для передач, отказы которых ведут к тяжелым последствиям, sH = 1,2;

kHL - коэффициент долговечности. При NHE > NHO в расчетах принимают NHE = NHO и kHL=1, т.е. kHL1=1 и kHL2=1.

Для прямозубых передач с одинаковой или близкой твердостью материалов зубьев шестерни и колеса за расчетное принимают меньшее напряжение из двух допускаемых, т.е.

б) изгибные:

(2.1.6)

где уFO - предел изгибной выносливости. Примем уFO1,2 =750 МПа;

sF = s * sFґґ - коэффициент безопасности,

где s - коэффициент, учитывающий нестабильность свойств материала зубчатого колеса и степень ответственности передачи. Примем s

Другие файлы:

Редуктор турбовинтового двигателя самолета
Необходимость применения редуктора. Оптимальная частота вращения турбокомпрессора и воздушного винта. Подбор чисел зубьев. Эквивалентные числа циклов...

Проектирование пассажирского турбовинтового самолета
Статистическое проектирование облика самолета. Назначение, тактико-технические требования к самолету, условия его производства и эксплуатации, определ...

Редуктор для высотного турбовинтового двигателя
Расчет вала винта. Проектирование оси сателлитов планетарной ступени. Расчет специальных опор качения, роликов ступени перебора. Проверка подшипников...

Формирование облика турбовинтового двигателя АИ-24
Конструктивная схема двигателя АИ-24. Выбор температуры газа перед турбиной, степени повышения полного давления в компрессоре. Потери в элементах прот...

Термогазодинамический расчет основных параметров двигателя боевого самолета типа ТРДФ на базе АЛ-31
Основные параметры рабочего процесса ТРДДФ и двигателя. Газодинамические расчеты узлов двигателя боевого самолета: вентилятора, компрессора высокого д...