Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Производство и технологии

Проработка конструкции муфты свободного хода вертолёта Ми-28

Тип: контрольная работа
Категория: Производство и технологии
Скачать
Купить
Требования, предъявляемые к муфте свободного хода. Основные достоинства роликовых муфт. Описание и характеристики узла: прототип, корпус, системы уплотнения, фланец привода. Основные рабочие элементы муфты. Основные периоды цикла движения звеньев муфты.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Муфта свободного хода (МСХ), или обгонная муфта - передаточный механизм, ведущее и ведомое звенья которого, могут автоматически соединяться и разъединяться в зависимости от их относительного движения. Основное назначение МСХ на вертолёте - автоматическое отсоединение отказавшего двигателя от редуктора и обеспечение безопасности полёта на авторотации или с одним работающим двигателем.

МСХ является необходимым элементом в кинематической цепи передачи мощности от двигателя к валу несущего винта, с возможностью разрыва этой цепи в процессе полёта. Конструкция МСХ позволяет исключить двигатель в случае выхода его из строя и обеспечивает авторотацию вертолёта.

Проектируемая муфта свободного хода относится к нереверсивным роликовым фрикционным механизмам одностороннего действия с внутренней звёздочкой и одиночным расположением цилиндрических роликов.

Требования, предъявляемые к МСХ.

При выборе геометрии главных элементов МСХ следует руководствоваться соображениями кинематического, динамического, технологического и эксплуатационного характера.

1.Соображения кинематического характера сводятся к требованию, чтобы основные звенья могли быть построены простыми геометрическими приёмами, а геометрические параметры этих звеньев обеспечивали необходимый угол заклинивания.

2.Соображения динамического характера состоят, в основном, из следующих требований:

а) Равномерное распределение нагрузки между роликами.

б) Наибольшей прочности и жёсткости основных звеньев механизма.

в) Минимального износа наиболее нагруженных элементов.

3.Требования технологического характера определяются тем, чтобы звенья механизма могли быть изготовлены современными высокопроизводительными методами. Наиболее трудоёмкой деталью в изготовлении МСХ с единичным расположением роликов является звёздочка и, прежде всего, её рабочие (контактные) поверхности. Особые трудности представляет точная обработка закалённой рабочей поверхности наружной звёздочки, которая достигается шлифованием с помощью малого абразивного круга или посредством притирочного шлифования. Гораздо проще производится окончательная обработка рабочих поверхностей внутренней звёздочки, которую можно выполнять на плоско шлифовальных или затыловочных станках обычными технологическими приёмами. Благодаря простоте изготовления внутренней звёздочки, механизмы с такой звёздочкой получили наибольшее распространение в современных машинах и механизмах.

4.Требования эксплуатационного характера:

а) Обеспечение надёжности и долговечности механизма.

б) Безударность и бесшумность его работы.

в) Легкость монтажа и демонтажа механизма.

г) Простота ремонта.

д) Обеспечение взаимозаменяемости.

Достоинства роликовых муфт.

1. Способность передавать большие нагрузки при относительно малых габаритных размерах.

2. Высокие относительные скорости звеньев и небольшие моменты от сил трения в период свободного хода.

3. Заклинивание с минимальным углом относительного поворота звеньев, лёгкость расклинивания.

4. Технологичность.

5. Простота эксплуатации и ремонта.

Описание и характеристики узла

Описание прототипа.

Прототипом является МСХ вертолёта МИ-28Н.

МСХ прототипа выполнена в виде отдельного узла, имеет собственный корпус, крепление, уплотнительные элементы, включена в общую систему смазки главного редуктора. Рассматриваемая муфта свободного хода относится к нереверсивным роликовым фрикционным механизмам одностороннего действия с внутренней звёздочкой и одиночным расположением цилиндрических роликов. Основными конструктивными элементами МСХ являются: звёздочка, ролики, обойма, корпус, система уплотнения, фланец привода.

Корпус.

Корпус МСХ образован фланцевым винтовым соединением корпуса и склепанных вместе дефлектора и форсунки. Дефлектор образует спокойную зону в месте вращения обоймы (и, как следствие, улучшение эвакуации масла из этой зоны, обеспечивая его циркуляцию, что благотворно влияет на температуру масла. Форсунка обеспечивает подачу масла под давлением к шариковым подшипникам вала звёздочки. К корпусу крепятся фланец системы уплотнения узла, запрессовываются стаканы под подшипники.

Система уплотнения.

Уплотнение состоит из системы: обойма, 3 разрезных чугунных уплотнительных кольца, фланец, маслоотражатель.

Фланец привода.

Крепится к пластинчатой муфте соединительного вала. Передаёт мощность на вал звёздочки с помощью эвольвентных шлицев.

Звёздочка. Ролики. Обойма.

Эти элементы являются основными рабочими элементами МСХ. Звёздочка представляет собой вал с особыми профилированными площадками. Опирается на 3 подшипника качения: 2 шариковых и 1 роликовый. Шариковые подшипники - с четырёхточечным контактом, внутренние обоймы шарикоподшипников садятся на вал звёздочки с натягом, внешние устанавливаются в стаканы по переходной посадке. Стакан запрессовывается в корпус с натягом, в обойму - с зазором. Люфты в осевом направлении выбираются с помощью специального прижима, состоящего из кольца, штырей и прижимных пружин. Роликовые подшипники не имеют внутренней обоймы, что позволяет сэкономить массу, и фиксируются в осевом направлении с помощью стопорного кольца.

Обойма представляет собой вал, со шлицами получающий мощность от звёздочки и передающий мощность далее через шлицевую муфту на коническую ступень входного редуктора. Кроме того, обойма является корпусом для стакана одного из шарикоподшипников. Ролики являются телом, посредством заклинения которого мощность со звёздочки передаётся на обойму. Ролики подбираются для каждой из площадок отдельно с разницей по длине не более 0,01 мм. Прижимное устройство - групповое. Сепаратор, допускающий значительно большие скорости относительного движения звеньев в период свободного хода, чем индивидуальные прижимы, позволяет разместить большое количество роликов. С помощью специальных поддавливающих пружин и конструкции сепаратора он постоянно упирается в ролики и отводит их в положение предшествующее заклинению. Также сепаратор позволяет разделять ролики на площадках друг от друга и на одинаковом расстоянии. В осевом направлении ролики удерживаются с помощью специальных щёк, поддавливаемых 9-ю пружинами. Опирающиеся на упоры пружины прижимают сепаратор к роликам и перекатывают их к плоским площадкам заклинения. Этим выполняются требования безударного и бесшумного включения, равномерного нагружения и износа тел качения - роликов. Стопорение деталей на валу звёздочки выполняется с помощью стопорных гаек и пластин.

Работа муфты свободного хода.

Полный цикл движения звеньев МСХ включает 4 периода:

1. Свободный ход.

2. Заклинивание.

3. Заклиненное состояние.

4. Расклинивание.

Свободный ход.

Под периодом свободного хода МСХ понимают время движения механизма, в течение которого ведомое звено (обойма) движется с большей угловой скоростью, чем ведущее. При этом ролики расклинены и под действием сил трения в контакте с обоймой вращаются в окнах сепаратора. Свободный ход продолжается с момента окончания процесса расклинивания МСХ до момента начала периода заклинивания.

Заклинивание и заклиненное состояние.

Под заклиниванием МСХ понимают процесс перекатывания роликов в сужающуюся часть клинового пространства между звёздочкой и обоймой в результате действия сил трения в контакте, вызванных перемещением ведущего звена относительно ведомого в направлении передачи крутящего момента. Этот процесс характеризуется ростом сил нормального давления и сил трения сцепления между обоймой и звёздочкой, потерей энергии на разрыв масляной плёнки и накоплением потенциальной энергии деформации. Процессу заклинивания предшествует момент, соответствующий окончанию периода свободного хода, когда угловые скорости обоймы и звёздочки становятся равными. Заклинивание начинается когда угловая скорость звёздочки становится больше угловой скорости обоймы и заканчивается заклиненным состоянием, когда их скорости равны.

Расклинивание.

Период расклинивания МСХ характеризуется уменьшением передаваемого муфтой крутящего момента от значения, соответствующего заклиненному состоянию, до нуля. По мере уменьшения крутящего момента основные звенья освобождаются от деформаций. Под действием сил упругости происходит перемещение ролика в более широкую и цилиндрическую часть клинового пространства. Одновременно с этим ведущее и ведомое звенья поворачиваются относительно друг друга.

Описание проектируемой муфты свободного хода.

Проектируемая МСХ отличается от прототипа увеличением передаваемой мощности в 1,5 раза. При этом конструктивно изменятся геометрия основных элементов, участвующих в заклинении (звёздочка, обойма), а следовательно и непередающие нагрузку элементы конструкции.

По заданию на выполнение расчёта следующие элементы оставлены без изменений: ролики (диаметр), прижимные пружины (диаметр сечения), винты крепления фланца к корпусу. Также прежним оставлено число оборотов главного вала и угол заклинивания роликов.

Другие файлы:

Фрикционные остановы
Виды фрикционных останов подъемно-транспортных механизмов: кулачкового типа и роликового (муфты свободного хода). Принцип работы муфты, выбор угла зак...

Механические муфты
Муфты постоянного соединения: понятие, назначение, классификация. Недостаток втулочной муфты. Виды относительного смещения соединяемых валов. Общий ви...

Разработка надежной тяговой передачи с ремонтопригодной и контролепригодной муфтой электропоездов серии ЭР9
Анализ данных эксплуатации тяговых передач электропоездов с механической частью. Особенности конструкции и ремонта резинокордовой муфты. Расчёт динами...

Расчет муфты сцепления
Расчетный вращающий момент. Методика проектного расчета муфты. Прочностные и проверочные расчеты. Удельная работа трения, давление. Тепловой расчет му...

Муфты: назначение, классификация, виды
Описание конструкций и основное предназначение муфт. Классификация муфт. Глухие, жесткие, компенсирующие подвижные муфты. Стандартами предусмотрены ра...