Проектирование валов
Краткое сожержание материала:
Размещено на
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ТРАНСПОРТА
Кафедра прикладной механики
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВАЛОВ
методические указания на курсовое проектирование и расчетно-графическую работу по дисциплине «Детали машин и основы конструирования» для студентов механических и немеханических специальностей очной и заочных форм обучения
Тюмень 2011
Утверждено редакционно-издательским советом
Тюменского государственного нефтегазового университета
СОСТАВИТЕЛИ: к.т.н., профессор В.Н. Кривохижа,
ассистент С.Ю. Михайлов.
© ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Тюменский государственный нефтегазовый университет» 2011 г.
1. Проектирование валов
Валом называют деталь, предназначенную для поддержания установленных на ней зубчатых колес, шкивов, звездочек и т. д., и для передачи вращающего момента.
Некоторые валы (например, гибкие, карданные) не поддерживают вращающиеся детали. Коленчатые и гибкие валы относят к специальным деталям и нами не рассматриваются.
Основными нагрузками на валы являются силы от передач и муфты. При расчетах принимают, что насаженные на вал детали передают силы и моменты на середине своей ширины.
Материалами для валов служат углеродистые и легированные стали (таблица 1).
Материалы и термообработка Таблица 1
Маркастали |
Диаметрзаготовки, мм |
ТвердостьНВ(не менее) |
Механическиехарактеристики, МПа |
Коэффи-циент |
|||
45 |
12080 |
240270 |
780900 |
540650 |
290390 |
0,090,10 |
|
40Х |
120 |
240270 |
790900 |
640750 |
380450 |
0,090,10 |
|
40ХН |
270 |
920 |
750 |
450 |
0,10 |
||
20Х |
197 |
650 |
400 |
240 |
0,07 |
||
12ХН3А |
260 |
950 |
700 |
490 |
0,10 |
||
18ХГТ |
330 |
1150 |
950 |
660 |
0,12 |
Для большинства валов применяют термически обрабатываемые среднеуглеродистые и легированные стали 45, 40Х; для высоконагруженных валов - легированные стали 40ХН, 20Х, 12ХН3А.
Выполняют расчеты валов на усталостную и статическую прочность, жесткость и колебания.
Для окончательного расчета вала необходимо знать его конструкцию, тип и расположение опор, места приложения внешних нагрузок. Вместе с тем подбор подшипников можно осуществить только тогда, когда известен диаметр вала. Поэтому расчет валов на прочность выполняют в два этапа: проектный и проверочный.
1.1 Проектный расчет валов
Проектный расчет вала проводят в такой последовательности:
1. Предварительно оценивают диаметр выходного конца вала из расчета только на кручение при пониженных допускаемых напряжениях
(1.1)
Принимают:
[ф] = (15…30) МПа - редукторных валов;
Полученные значения диаметра округляются до ближайшего размера
согласно ГОСТ 6636- 69 “ Нормальные линейные размеры”.
Так, из ряда указанного стандарта в диапазоне от 16 до 100мм предусмотрены следующие основные нормальные линейные размеры: 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 24, 25, 26, 28, 30, 32, 34, 36, 38, 40, 42, 45, 48, 50, 53, 56, 60, 63, 67, 71, 75, 80, 85, 90. 95, 100мм. Разрешается использовать для цапф вала под подшипники размеры 35, 55, 65, 70 мм.
Оценить диаметр вала можно, ориентируясь на диаметр того вала, с которым он соединяется: например, если вал вращается непосредственно электродвигателем, то диаметр его можно принять равным или близким диаметру выходного конца вала электродвигателя, т.е. .
2. После оценки диаметра вала разрабатывают конструкцию вала
Назначаются диаметры цапф вала (несколько больше диаметра выходного конца) и производится подбор подшипников. Диаметр посадочных поверхностей валов под ступицы насаживаемых деталей для удобства сборки принимают больше диаметров соседних участков (рис.1).
Диаметр цапфы вала подшипника
, (1.2)
где - высота заплечика (рис.1, а, в).
Диаметр под колеса
, (1.3)
где r - координата фаски подшипника (рис.1, а, б, в).
Высоту заплечика, координату r фаски подшипника принимают в зависимости от диаметра d (мм):
d……..17-22 24-30 32-38 40-44 45-50 52-58 60-65 67-75 80-85 90-95
..… 3 3,5 3,5 3,5 4 4,5 4,6 5,1 5,6 5,6
..…1,5 1,8 2,0 2,3 2,3 2,5 2,7 2,7 2,7 2,9
r…………1,5 2 2,5 2,5 3 3 3,5 3.5 3,5 4
Рис.1
Для вычерчивания конструкции и составления расчетной схемы вала можно принимать (см. рис. 1):
? длину посадочного конца вала ;
? длину ступицы колеса , где - диаметр отверстия в ступице;
? длину промежуточного участка тихоходного вала , быстроходного вала цилиндрической передачи , червячной передачи .
Окончательные размеры выявляют после расчета шпоночного (шлицевого) соединения или после подбора посадки с натягом.
Окончательные размеры и определяют при конструировании крышек подшипников, после выбора типа уплотнения и при конструировании корпусной детали.
Окончательные размеры и получают после выбора муфты, размеров шкива, звездочки, расчета шпоночного (шлицевого) соединения.
Для наружной резьбы конических концов валов принимают:
· диаметр резьбы ;
· длину резьбы в зависимости от диаметра
мм…..12…24 27 30 36…42 48…64
, мм….. 1,2 1,1 1,0 0,8 0,7
Выполняют проверочный расчет выбранной конструкции на сопротивление усталости и на статическую прочность.
1.2 Проверочный расчет валов на прочность
1.2.1 Выбор расчетной схемы и определение расчетных нагрузок
При составлении расчетной схемы валы рассматривают как балки, шарнирно закрепленные в жестких опорах, одна из которых подвижная. Нагрузки, передаваемые валам со стороны насаженных на них деталей, полагают сосредоточенными приложенными в середине ступицы. Силами тяжести валов, насаженных на вал деталей пренебрегают. Пренебрегают в большинстве случаев и усилиями, растягивающими или сжимающие вал. Оси координат на расчетной схеме следует направлять вдоль векторов основных внешних сил.
На рис.2, а представлена расчетная схема ведомого вала цилиндрического редуктора с прямозубыми колесами, нагруженного вращающим моментом, окружной силой , радиальной силой и консольной силой, действующей на вал со стороны муфты,.
Из приведенной на рис 2, а расчетной схемы видно, что вектор окружной скорости расположен в горизонтальной плоскости, а вектор радиальной силы - в вертикальной плоскости.
В общем случае для муфт - для входных валов редукторов и выходных валов одноступенчатых редукторов; - для выходных валов многоступенчатых редукторов. Данные формулы учитывают, что на конце вала может быть установлена не только муфта, но и ш...
Проектирование валов электродвигателя
Кинематический расчет привода электродвигателя, определение требуемой мощности. Расчет быстроходного и тихоходного валов, подшипников. Проверочный рас...
Проектирование стенда для промывки масляных каналов коленчатых валов автомобилей ЗИЛ-130
Комплексная модернизация стенда, путем внедрения в его конструкцию передвижной опоры и универсальной моющей насадки, что даст возможность выполнять пр...
Проектирование привода силовой установки
Проведение расчета передаточного отношения, скорости вращения валов с целью выбора электродвигателя. Определение допускаемых контактных напряжений зуб...
Проектирование деталей машин
Энергетический и кинематический расчет привода. Выбор материала и термической обработки колес. Проектный расчет валов. Расчет подшипников качения. Опр...
Изготовление коленчатых валов
Служебное назначение и требование к точности коленчатых валов. Материал и способы получения заготовок для коленчатых валов. Механическая обработка кол...