Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Производство и технологии

Построение размерной цепи

Тип: контрольная работа
Категория: Производство и технологии
Скачать
Купить
Решение линейной размерной цепи, обеспечивающее при сборке изделия полную взаимозаменяемость его собираемых составных частей. Сравнение результатов решений линейной размерной цепи, обеспечивающих их неполную взаимозаменяемость при наличии риска.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Оглавление

1. Исходные данные

2. Построение размерной цепи

3. Решение линейной размерной цепи, обеспечивающее при сборке изделия полную взаимозаменяемость его собираемых составных частей

4. Решение линейной размерной цепи, обеспечивающее при сборке изделия неполную взаимозаменяемость его собираемых составных частей

5. Сравнение результатов решений линейной размерной цепи, обеспечивающих при сборке изделия полную взаимозаменяемость его собираемых составных частей и их неполную взаимозаменяемость при оцененном значении риска

1. Исходные данные

Рис.1

На фрагменте сборочного чертежа (Рис. 1) представлен ступенчатый вал, установленный в корпусе на радиально-упорных роликовых конических подшипниках враспор. Сборочным параметром, согласно рисунку, является зазор между торцами наружного кольца подшипника и крышки - AД.

Известно:

· AД=0,20…0,85 мм; для удобства расчета примем: АД=мм

· заданные предельные значения размера AД: AДзад min= 0,3 мм, AД зад max= 1,1 мм;

· заданный допуск размера AД: TAД зад= 0,8 мм=800 мкм

линейная размерная цепь взаимозаменяемость

2. Построение размерной цепи

По сборочному чертежу выявлены составляющие звенья, ответственные за точность замыкающего звена AД. Каждому составляющему звену присвоен индекс. Общее число составляющих звеньев:n= 6.

На эскизе сборочного чертежа показаны размеры замыкающего звена и деталей, являющихся составляющими звеньями заданной размерой цепи:

Рис.2

Эскизы деталей, размеры которых являются составляющими звеньями:

Рис. 3 Рис. 4

Рис. 5 Рис. 6

Рис. 7

Рис. 8

Представлены размеры:

· A1 - ширина подшипника;

· A2 -размер между поверхностями шлицевого вала;

· A3 -ширина подшипника;

· A4 -высота буртика крышки;

· A5 -размер корпуса;

· A6 -высота буртика крышки;

Радиально-упорные подшипники А1 и А3-парные детали и имеют соответственно равные размеры.

Схема рассматриваемой размерной цепи:

Рис.9

С учетом конструкторских соображений назначены номинальные размеры составляющих звеньев:

· A1 =30 мм;

· A2 =240 мм;

· A3 =30 мм;

· A4=10мм;

· A5= 320мм;

· A6=10мм;

Для принятых номинальных значений составляющих звеньев должно выполняться равенство:

и - номинальные значения j-го увеличивающего и j-го уменьшающего звена соответственно;

m - число увеличивающих звеньев;

k - число уменьшающих звеньев.

Записываем всю принятую условную информацию о размерной цепи:

· номинальные значения всех составляющих звеньев:

A1 =30мм; A2 = 240мм; A3 =30мм; A4 = 10мм; A5 =320мм;A6 =10мм

· предельные отклонения составляющих звеньев:

A1 =30мм: Es = 0мкм; Ei = ?120мкм.

A3 =30мм: Es = 0 мкм; Ei = ?120мкм.

· размер замыкающего звена:

AД = 0 мм: Es = +1100 мкм; Ei= +300 мкм.

Увеличивающие звенья: A5 = 320 мм.

Уменьшающиезвенья: A1 = 30мм; A2 = 240мм; A3 = 30 мм; A4 = 10мм;

A6 = 10мм;

Составляющее звено - А2 выбрано в качестве согласующего звена.

3. Решение линейной размерной цепи, обеспечивающее при сборке изделия полную взаимозаменяемость его собираемых составных частей.

Размерная цепь решается методом максимума-минимума.

Решение размерной цепи методом максимума-минимума способом равных допусков. Вычисляем среднее значение допуска TAjср составляющих звеньев, допуски которых не заданы.

- сумма заданных допусков составляющих звеньев;

- общее число составляющих звеньев;

- число составляющих звеньев, допуски которых заданы.

Примем равным140 мкм.

Для всех рассчитываемых составляющих звеньев допуски назначаем равными вычисленному значению .

140 мкм.

Допуск согласующего звена вычисляем по выражению:

- согласующее звено с порядковым номером p;

- сумма допусков всех рассчитываемых составляющих звеньев без учета допуска согласующего звена.

Схема расположения заданного поля допуска замыкающего звена:

Рис. 10

Схемы расположения полей допусков всех звеньев (кроме согласующего звена). Поля допусков для звеньев A1, A3, A5назначим как для основного вала, так как эти звенья охватываемые; для прочих размеровA4,A6симметрично относительно номинала.

A1A3

Рис. 11Рис. 12

A4A5

Рис. 13Рис.14

A6

Рис. 15

Определение координат середин полей допусков всех звеньев:

Координата середины поля допускабудетопределятся по формуле:

- координата середины поля допуска j-го звена

- нижнее предельное отклонение j-го звена

- значение поля допуска j-го звена

Запись соотношения, связывающего координаты середин полей допусков замыкающего и составляющих звеньев.

В общем виде соотношение имеет вид:

- координата середины поля допуска замыкающего звена;

и - координаты середин полей допусков j-го увеличивающего и j-го уменьшающего звена соответственно.

Подставляя в уравнение числовые значения координат середины заданного поля допуска замыкающего звена и числовые значения координат середин полей допусков всех составляющих звеньев (кроме согласующего звена), вычисляем значение координаты середины поля допуска согласующего звена .

Вычисление предельных отклонений согласующего звена согласно выражениям:

Построение схемы расположения поля допуска согласующего звена, с указанием на ней координаты середины его поля допуска.

А2

Рис.16

Проверка выполнения условия взаимозаменяемости. При сборке методом полной взаимозаменяемости должно соблюдаться условие:

120+140+120+140+140+140=800 мкм

Проверка выдерживания замыкающего звена в заданном диапазоне:

a) Вычисление возможных значений предельных отклонений замыкающего звена по выражениям:

и - возможные значения верхнего и нижнего отклонений замыкающего звена соответственно;

и - принятые верхнее и нижнее отклонения Aj-го увеличивающего звена;

и - принятые верхнее и нижнее отклонения Aj-го уменьшающего звена.

б) Построение схемы расположения поля допуска возможных значений замыкающего звенаAД, предельные отклонения которого вычислены только что в предыдущем пункте.

Рис. 17

в) Вычисленные возможные значения предельных отклонений замыкающего звена не выходят за пределы заданных значений.

Запись окончательно принятых размеров всех составляющих звеньев размерной цепи.

Размеры цепи, мм

Решение размерной цепи методом максимума-минимума способом назначения допусков одного квалитета.

Вычисление среднего значения числа единиц допуска аm, содержащееся в допусках рассчитываемых составляющих звеньев.

- сумма заданных допусков составляющих звеньев. Число таких звеньев ;

- сумма единиц допусков составляющих звеньев, допуски которых вычисляются. Число таких составляющих звеньев: .

- среднегеометрическое крайних значений каждого интервала номинальных размеров.

: Размерный интервал от 180 до 250.

: Размерный интервал от 10 до 18.

: Размерный интервал от 315 до 400.

По ГОСТ 25346-82 устанавливаем, что полученное выше числовое значение аm находится в интервале между...

Другие файлы:

Расчет сборочной размерной цепи
Расчет сборочной размерной цепи методом полной взаимозаменяемости и вероятностным методом. Решение размерной цепи методом максимума-минимума и вероятн...

Расчет технологических размерных цепей
Построение технологического процесса изготовления вала на основе размерного анализа. Расчет диаметральной конструкторской сборочной цепи. Определение...

Определение величины допуска на составляющие звенья размерной цепи
Расчет допусков на составляющие звенья размерной цепи, обеспечивающих величину заданного замыкающего звена редуктора ЦД2-35-ВМ в установленных задание...

Выбор и расчет посадок для гладких соединений c расчетом размерной цепи
Изучение критериев выбора и проведение расчета посадок колец подшипников качения, шпоночных и шлицевых соединений с целью определения взаимодополняемо...

Анализ конструкции и точности механической обработки размерной цепи
Расчет размерной цепи методами полной, неполной и групповой взаимозаменяемости, пригонки, регулировки. Определение суммарной погрешности при фрезерной...