Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Строительство

Шатровое зодчество XVI века

Тип: курсовая работа
Категория: Строительство
Скачать
Купить
Проблемы формирования общерусской школы зодчества. Исторические аспекты развития шатрового зодчества, его происхождение. Архитектурные памятники церковного зодчества: строительство шатровых храмов. Каменные шатровые храмы, особенности их построения.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Шатровое зодчество XVI века

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Исторические аспекты развития шатрового зодчества
  • 1.1 Происхождение шатрового зодчества
  • 1.2 Строительство шатровых храмов
  • Вывод по Главе 1
  • Глава 2. Архитектура шатрового зодчества
  • 2.1 Храмовая архитектура
  • 2.2 Особенности построения храмовой архитектуры
  • Вывод по Главе 2
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Введение

Шатровое зодчество XVI-XVII вв., черпающее свое начало в традиционной русской деревянной архитектуре, является уникальным направлением русского зодчества, которому нет аналогов в искусстве других стран и народов. Шатровые храмы Московского государства - неповторимый вклад России в мировую культуру.

Памятники древнерусской архитектуры в последние полвека исследованы достаточно детально с искусствоведческой точки зрения. Но лишь сравнительно недавно они стали рассматриваться в качестве комплексных историко-культурных объектов, имеющих, в том числе и источниковедческое значение для понимания всей истории культуры, в чем и заключается актуальность данной темы курсовой работы.

Подавляющее большинство архитектурных памятников, сохранившихся до нашего времени от XVI-XVII вв. - памятники церковного зодчества. Храмоздательная практика этого периода довольно ярко характеризует многие, зафиксированные в официальных документах, аспекты взаимоотношения человека и православной веры в том виде, в котором они реализовывались в исторической реальности. Историки архитектуры отмечают, что наряду с формированием национального варианта "предписанного" православия создается и национальный стиль зодчества на основе переработанных русской архитектурой предыдущего времени форм византийской архитектурной традиции, декоративных элементов архитектуры итальянского Возрождения, опыт общения с которой был приобретен во время строительства зданий Московского Кремля в XV-XVI вв., местного деревянного зодчества. Наивысшими формами выражения этого стиля стала шатровая архитектура и распространенные во второй половине XVI - XVII вв. пятиглавые храмы, образцом для которых, через посредство кремлевских Успенского, Архангельского и Благовещенского соборов, послужил владимирский Успенский собор XII в.

Целью курсовой работы является изучить Шатровое зодчество XVI века.

В ходе изучения необходимо рассмотреть следующие задачи:

1) Раскрыть исторические аспекты развития шатрового зодчества;

2) Рассмотреть архитектуру шатрового зодчества.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, 4 подглав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Исторические аспекты развития шатрового зодчества

1.1 Происхождение шатрового зодчества

Традиция устанавливать памятники зародилась в глубокой древности. Древнегреческие и древнеримские города были украшены многочисленными статуями выдающихся правителей и полководцев, триумфальными арками, напоминавшими о славных победах, торжественными колоннами Косточкин В.В. Русское оборонное зодчество конца XIII - начала XVI вв. - М.: Изд-во академии наук, 1962.С. 217. . В Древней Руси памятниками служили специально воздвигавшиеся кресты, часовни и в особых случаях храмы. Чаще всего сооружение храмов-памятников было связано с военными победами. Так, в память о победе над татаро-монголами на Куликовом поле (1380) был построен храм Рождества Богородицы в Бобреневском монастыре под Коломной. Знаменитый Покровский собор на Красной площади в Москве, больше известный как храм Василия Блаженного, был воздвигнут по повелению Ивана Грозного в честь победы русских полков над Казанским ханством в 1552 г.

Однако не только военные победы отмечали строительством храмов-памятников. Были и другие события, казавшиеся современникам достойными увековечения в кирпиче и камне. Один из самых счастливых и долгожданных дней в жизни московского государя Василия III наступил 25 августа 1530 г. Царь радовался не просто как отец, увидевший своего первенца, но и как правитель огромной неспокойной страны, понимавший, что если он не оставит наследника, то после его смерти в русских землях вновь начнутся смуты и междоусобья и здание единого государства, с таким трудом созданное его отцом Иваном III, даст опасные трещины. А ждать наследника Василию Ивановичу пришлось долго - целых 25 лет. Его первая жена, бездетная Соломония Сабурова, томилась в монастыре. Да и вторая, Елена Глинская, не сразу подарила ему наследника. Когда, наконец, сын родился, в Москве звонили колокола, люди в церквах горячо молились о здравии новорожденного княжича. Василий III дал благочестивый обет: построить деревянный храм-памятник во имя небесного покровителя своего долгожданного сына - святого Иоанна Предтечи. Ровно через год, в августе 1531 г., в урочище Старое Ваганьково, неподалеку от Кремля, обещанный Богу храм был поставлен.

Существует также и другой памятник, связанный с рождением Ивана IV, - знаменитый храм Вознесения в подмосковном великокняжеском селе Коломенском. Он был освящен 3 сентября 1532 г., накануне дня, в который за два года до того был крещен наследник Василия III. Своей удивительной красотой и необычными пропорциями новая церковь поразила воображение современников. Летописец восторженно отметил, что такая "велми чюдная" церковь "не бывала прежде сего в Руси". И действительно, храм в Коломенском открывал новую страницу в истории средневековой русской архитектуры. На крутом берегу Москвы-реки вознесся огромный, устремленный ввысь белокаменный столп. Его мощное основание вырастает из хитросплетения словно парящих над землей галерей. Многогранное стрельчатое основание храма завершается тройными заостренными кокошниками, напоминающими языки замершего пламени. А над ними на стройном восьмигранном основании возвышается шатер, венчающий все здание. Грани шатра перевиты узкими каменными гирляндами, похожими на нитки драгоценного жемчуга. Верх его покрыт небольшой аккуратной главкой с золоченым, сверкающим на солнце крестом. Символика нового храма была очевидна. Весь его облик, величественный и торжественный, говорил о двух событиях: небесном - о Вознесении Сына Божия к Отцу, на престол Царя царей, и земном - о рождении наследника престола Московского государства.

Главным, что отличало храм в Коломенском от всех предшествовавших ему русских храмов, был именно каменный (кирпичный) шатер. До того все русские храмы завершались сводами и венчающими их главами (куполами на барабанах). Главками венчались и колокольни. Правда, своды многих соборов в XV в. все сильнее и сильнее вытягивались вверх, однако ни одному зодчему не приходило в голову заменить их высоким шатром.

В 50-60-е гг. XVI в. мемориальные шатровые храмы поднялись в Балахне, Муроме, Коломне, Старице и других местах Мильчик М.И. Забытое наследство: можно ли спасти деревянное зодчество России? // Культура и общество, № 1, 2005.С. 57.. Высоким нарядным шатром был перекрыт центральный объем и главного храма-памятника во всем Московском государстве - Покровского собора на Красной площади в Москве (1555-1560), выстроенного в честь взятия Казани в 1552 г. Всего за два десятилетия, прошедших после появления первого каменного шатрового храма в Коломенском, этот новый вид архитектуры получил признание у русских зодчих, которые стали возводить шатровые храмы во многих городах и селах наравне с более привычными - с перекрытыми сводом.

Почти все шатровые храмы XVI в. имели одну и ту же композицию: на нижней кубической части (четверике), служившей основанием, строился восьмигранный столб (восьмерик), который венчал шатер. Однако зодчие, принимая эту общую схему, добивались необычайного разнообразия, и ни один шатровый храм не повторял другой.

1.2 Строительство шатровых храмов

Подавляющее большинство архитектурных памятников, сохранившихся до нашего времени от XVI-XVII вв. - памятники церковного зодчества Зайцев Б.П. Традиции деревянного зодчества // Архитектура и строительство России, № 3-4, 2005.С. 14.. Храмоздательная практика этого периода довольно ярко характеризует многие, зафиксированные в официальных документах, аспекты взаимоотношения человека и православной веры в том виде, в котором они реализовывались в исторической реальности. Историки архитектуры отмечают, что наряду с формированием национального варианта "предписанного" православия создается и национальный стиль зодчества на основе переработанных русской архитектурой предыдущего времени форм византийской архитектурной традиции, декоративных элементов архитектуры итальянского Возрождения, опыт общения с которой был приобретен во время строительства зданий Московского Кремля в XV-XVI вв., местного деревянного зодчества. Наивысшими формами выражения этого стиля стала шатровая архитектура и распространенные во второй половине XVI-XVII вв. пятиглавые храмы, образцом для которых, через посредство кремлевских Успенского, Архангельского и Благовещенского соборов, послужил владимирский Успенский собор XII...

Другие файлы:

Русское шатровое зодчество. Памятники середины XVI века
Книга посвящена шатровым храмам времен Василия III и Ивана IV Грозного. Русское шатровое зодчество середины XVI века - еще во многом остается загадкой...

Среднеитальянское зодчество XVI века

Немецкое зодчество XVIII века

Белокаменное зодчество
Белокаменные памятники Владимира и Суздаля. Влияние Владимиро-Суздальской школы на зодчество Московского княжества. Использование резного декора. Трад...

Русская архитектура
Архитектура Киевской Руси (X век — начало XII века)Владимиро-Суздальская архитектура (XII — XIII века)Новгородско-Псковская архитектура (Конец XII век...