Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Строительство

Творчество архитектора В.И. Баженова

Тип: реферат
Категория: Строительство
Скачать
Купить
Краткая биографическая справка из жизни В.И. Баженова, начало архитектурной карьеры. Работа над Большим Кремлёвским дворцом, другие проекты архитектора. Постройки Баженова в подмосковном Царицыне. Творчество Василия Ивановича после смерти Екатерины II.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Новосибирская государственная архитектурно-художественная академия

Реферат по теме:

Творчество архитектора В.И. Баженова

Новосибирск, 2013г.

Содержание

Введение

1. Происхождение, начало архитектурной карьеры

2. Работа над Большим Кремлёвским дворцом

3. Другие проекты архитектора

4. Постройки Баженова в подмосковном Царицыне

5. Творчество Баженова после смерти Екатерины II

Список использованной литературы

Введение

Баженов Василий Иванович [1(12).3.1737 или 1738, с. Дольское, близ Малоярославца (по другим данным - Москва), - 2(13).8.1799, Петербург], русский архитектор, рисовальщик, теоретик архитектуры и педагог; представитель классицизма. Родился в семье дьячка. Учился: в Москве у Д. В. Ухтомского (1753-55) и в Московском университете (1755); в Петербурге - у С.И. Чевакинского (с 1756), в АХ (1758-60) у А. Ф. Кокоринова и Ж.Б. Валлен-Деламота; как пенсионер петербургской АХ - в Школе изящных искусств в Париже (1760-62) у Ш. де Вайи. В 1762-64 посетил Италию, где был избран профессором Академии св. Луки в Риме и членом АХ в Болонье и Флоренции. С 1765 академик, в 1799 вице-президент петербургской АХ.

Баженов первым из русских архитекторов стал мыслить постройку в её связи с окружением, как объёмную композицию, активно организующую пространство города.

1. Происхождение, начало архитектурной карьеры

баженов архитектура кремлевский дворец

Прославленный и крупнейший русский архитектор Василий Иванович Баженов был широко известен и в России, и в Европе. Лучшие архитектурные академии XVIII века в Риме и Флоренции присудили ему учёные звания академика и профессора. Флорентийская и Болонская академии избрали его своим членом. Василий Иванович Баженов родился 12 марта 1737 года в селе Дольском Калужской губернии, в семье сельского псаломщика. Первоначальное образование он получил в Москве в Славяно-греко-латинской академии, откуда, как способный к графическим искусствам, был переведён в школу знаменитого московского зодчего Ухтомского. Из этой школы вышли крупнейшие архитекторы того времени: профессор А. Кокоринов, Карл Бланк, Матвей Казаков, Старов и другие выдающиеся мастера русской архитектуры.

В школе Ухтомского обучали архитектуре по правилам великих теоретиков архитектуры: Витрувия, Палладио, Серлио и Виньолы. Труды этих мастеров с многочисленными иллюстрациями и чертежами были настольными пособиями в школе Ухтомского. Сам Ухтомский в то время строил в Москве Красные ворота, колокольню Троице-Сергиевской лавры и многие другие сооружения в стиле нарядного барокко; вместе с тем он вёл работы в московском Кремле по достройкам и ремонту. Помогая Ухтомскому в его работе, В.И. Баженов хорошо ознакомился с архитектурой Москвы XVII в. и полюбил её своеобразную красоту.

Замечательны были в Москве последние постройки конца XVII в., когда в архитектуре появились новые формы - так называемое русское барокко. Ещё в начале XVII в. московский патриарх Никон, при участии иностранных мастеров, начал строить Новоиерусалимский монастырь, в котором уже намечались черты нарождающегося стиля. Лучшими образцами архитектуры являлись: колокольня Новодевичьего монастыря, церкви в Филях, Уборах и Дубровицах, сохранившиеся до нашего времени. Из гражданских зданий были замечательны: трапезные Троице-Сергиевской лавры и Симонова монастыря, дом Юсупова у Красных ворот, Сухарева башня и другие. Особенно хороши были церкви: Успенья на Покровке и Николы Большой Крест на Ильинке.

Воспитанный на архитектуре Москвы, В.И. Баженов ценил родную архитектуру, её живописность и красочность, хорошо связанные с северной природой. Этой любви он оставался верен всегда, даже создавая свой характерный стиль и своё направление в архитектуре. В своей знаменитой речи, произнесённой при закладке Кремлёвского дворца, он вспоминает памятники Москвы и восхваляет их красоту.

Из школы Ухтомского В.И. Баженов, проявивший большие способности к наукам, был откомандирован в Московский университет для изучения иностранных языков, где обучался вместе с писателями Фонвизиным и Новиковым.

В 1758 г. В.И. Баженов как один из способнейших к "изящным художествам" был направлен в Академию художеств в Петербург. Академия художеств, незадолго перед этим основанная И.М. Шуваловым, переживала свою лучшую пору. Президент её, меценат и вельможа И.М. Шувалов, искренно любил искусство и помогал наиболее талантливым ученикам. Помощником Шувалова был профессор А. Кокоринов. Преподавали в Академии профессор Чевакинский - ученик Растрелли, француз Валлен Дела-Мотт - крупный представитель школы французской классики, по проектам которого были выстроены здания Академии художеств и старого Эрмитажа, и много других профессоров с крупными именами.

Под руководством Дела-Мотта В.И. Баженов заканчивает своё образование в Академии и, получив звание "архитектурии помощника", в ранге прапорщика, в сентябре 1760 г. уезжает пенсионером в Париж. Там он поступает в Академию художеств и с увлечением в течение двух лет работает под руководством профессора де-Вальи. Он тщательно изучает европейскую архитектуру, и успехи его так велики, что французские профессора предсказывают ему блестящую будущность. Несколько моделей памятников архитектуры, собственноручно исполненных в это время В. И. Баженовым, поразили профессоров мастерством своего исполнения настолько, что некоторые не верили, что модели - дело его рук. В.И. Баженов посылает отчёты в Петербург. В 1762 г. Петербургская академия художеств присуждает ему звание адъюнкта. По окончании Парижской академии В.И. Баженов едет заканчивать своё образование в Италию.

Рим, куда уехал В.И. Баженов, был центром художественной жизни Европы. Туда стекались лучшие передовые художники, там изучалось великое наследие древности, производились обмеры памятников, раскопки, создавались имена и слава молодых талантов. В.И. Баженов живёт полной жизнью, изучая великие произведения и общаясь с большими европейскими мастерами; он находится в курсе передовых устремлений молодёжи, устраивает выставку своих работ, моделей и проектов. Среди моделей - Собор святого Петра в Риме, корпус Лувра Перро и другие памятники. На В.И. Баженова обращают внимание художественные круги Италии. Он участвует в конкурсе на проект монументальной лестницы для Капитолия вместе с лучшими мастерами Италии и Франции.

Римская академия святого Луки присуждает молодому В.И. Баженову диплом академика и профессора, а Флорентийская и Болонская академии избирают его своим членом. Петербургская академия предоставляет ему средства на дополнительное путешествие по Италии. Он посещает Флоренцию, Венецию, Геную, где с увлечением работает. По возвращении в Париж профессора архитектуры принимают его с почётом, как равного.

Прославленный и окрылённый успехом, молодой В.И. Баженов весной 1765 г. возвращается в Петербург и попадает на торжество открытия только что отстроенного здания Академии художеств. На торжестве присутствует Екатерина II с двенадцатилетним наследником Павлом, которому представляют В.И. Баженова. Президентом Петербургской академии художеств в это время был назначен Бецкий, проводивший в Академии новую воспитательную и учебную реформу. В.И. Баженову эта реформа не понравилась. Вероятно, это и послужило причиной охлаждения к нему Академии. За выставленные работы ему всё же присуждается звание академика. Работы В.И. Баженова имеют громадный успех, им заинтересовываются придворные круги. Однако кафедры профессора в Академии ему не предложили.

К этому времени архитектурный облик Петербурга был ещё далеко не закончен. Столица была хорошо, но не вполне обстроена. Нужно было ещё заканчивать гранитные берега Невы, создавать новые памятники и ввести большую строгость в архитектуру этого великолепного города, задуманного Петром I.

На развилке могучей Невы, в самом начале закладки города, Пётр I выстроил крепость, собор и колокольню с высоким золотым шпилем, а на набережных Васильевского острова - здание двенадцати коллегий и дворец Меньшикова. В дальнейшем при Елизавете вырастает Зимний дворец в пышном стиле любимого её архитектора В. В. Растрелли. Масштаб города правильно угадан, здания как бы вырастают на новых проспектах, на берегах каналов Невы.

Однако Екатерина II и Бецкий критически отнеслись к барочной архитектуре Петербурга. Были вызваны новые архитекторы-иностранцы: англичанин Камерон и итальянец Кваренги, внесшие строгий классический характер в новые строения столицы.

В.И. Баженов, воспитанный на французской классике, несмотря на свой выдающийся талант, не подошёл к новому направлению. Он получил только заказ построить на Каменном острове небольшой дворец для наследника Павла, который и закончил со свойственным ему вкусом.

Рис. 1 - Деталь проекта Смольного института

Вторым его произведением была постройка Арсенала на Литейном, который также исполнен в формах французской классики. Самой лучшей его работой того времени является проект здания Смольного института, исполненный по заказу Екатерины. Задуманный свободно и широко, великолепно графически выполненный рукой самого мастера, проект этот расценивается как одно из выдающихся художественных произведений второй половины XVIII в. Игорь Грабарь в своей "Истории русского искусства" говори...

Другие файлы:

Frank Lloyd Wright
В книге емко представлено творчество Ф.Л.Райта. Особая значимость издания заключается в авторской концепции итальянского архитектора-теоретика Бруно Д...

Творчество архитектора Мельникова
Краткая биография и своеобразие творческого пути К.С. Мельникова. Реализованные и неосуществлённые архитектурные работы. Проект саркофага для Мавзолея...

Творчество Cантьяго Калатрава
Сантьяго Калатрава как один из самых гениальных архитекторов современности. Особенности стиля архитектора, его проекты на границе архитектуры и инжене...

Творчество О. Бове
Краткий очерк биографии жизни и деятельности Осипа Ивановича Бове - российского архитектора, знаменитого реконструкцией Москвы после пожара 1812 года....

Антонио Гауди-и-Корнет
Антонио Пласид Гильем Гауди-и-Корнет — каталонский архитектор. Его биография, становление, раннее творчество. Роль знакомства с Эусеби Гуэлем в развит...