Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Строительство

Архитектурные памятники церковного зодчества Киевской и Владимиро-Суздальской Руси

Тип: реферат
Категория: Строительство
Скачать
Купить
Соборы–памятники архитектуры Киевского периода. Спасо-Преображенский собор в Чернигове. Церковь Параскевы Пятницы. Искусство Владимиро-Суздальского княжества XII-XIII веков. Фрагменты росписи Дмитриевского собора. Успенский собор города Владимир.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Тема

Архитектурные памятники церковного зодчества Киевской и Владимиро-Суздальской Руси

1. Соборы - памятники архитектуры Киевского периода

Собор святой Софии в Новгороде Первоначально Софийский собор был деревянным. Строительство каменного собора началось в 1045 г. и завершилась в 1050 г. Пять мощных куполов Софии Новгородской были подняты над монолитным кубическим храмовым зданием. В XI в. Святая София возвышалась громадой розовой плинфы (плоский кирпич) над невысокими деревянными палатами. Фасад украшали бронзовые врата немецкой работы, попавшие в Новгород в 1187 г. как трофей. Изнутри собор был расписан фресками.

В течение восьми веков София Новгородская несколько раз горела, терпела разрушения и перестраивалась. Лишь в 1900 г. в результате реставрации были открыты фрески XI в. и восстановлен первоначальный вид храма. Во время Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) храм пострадал от артиллерийского обстрела и был разграблен немцами. В послевоенное время его отреставрировали, но многие драгоценные фрески погибли безвозвратно. До нашего времени дошли лишь немногочисленные фрагменты.

Собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм. Храмы подобного типа строились на Руси только в XI веке, к ним помимо новгородской Софии относятся: Софийские соборы в Киеве и Полоцке, а также Киевская церковь Ирины и Георгия. Апсид три, центральная пятигранная, боковые -- округлые. С трех сторон центральное строение окружают широкие двухэтажные галереи. Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа. Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов.

Основной объём собора (без галерей) имеет длину 27 м и ширину 24,8 м; вместе с галереями длина составляет 34,5 м, ширина 39,3 м. Высота от уровня древнего пола, находящегося на 2 метра ниже современного, до вершины креста центральной главы -- 38 м.

Стены храма, имеющие толщину 1,2 м, сложены из известняка разных оттенков. Камни не обделаны (подтёсана лишь выходящая на поверхность стен сторона) и скреплены известковым раствором с примесями толчёного кирпича. Арки, арочные перемычки и своды выложены из кирпича.

2. Спасо-Преображенский собор в Чернигове заложен по приказанию могущественного князя Мстислава Владимировича в середине XI в. Когда этот черниговский князь, сын Владимира Святославича, задумал воздвигнуть каменный собор в своей столице, за образец он пожелал взять Десятинную церковь. Учёные полагают, что собор строи ли константинопольские мастера. По словам летописи, в год кончины Мстислава, погребённого в ещё не достроенной церкви в 1036 г., сидящий на коне всадник мог рукой достать верх стены собора. Как и все киевские храмы того времени, он был возведён из плинфы и необработанного камня, редкими рядами вкрапленного в кладку. Кирпичи образовывали полосы на поверхности стены благодаря особой технике, применявшейся в Константинополе: кладке «с утопленным рядом». Слой раствора скрывал рады плинфы, чуть сдвинутые в глубь стены. Эти так называемые «утопленные ряды» чередовались с обычными. Храмы тогда не штукатурили, и кирпичный орнамент, выполненный с помощью чуть розоватого раствора из-за добавленного в него толчёного кирпича, помимо нарядности придавал храму неповторимую лёгкость. Кирпичный орнамент изящно огибал оконные проёмы, стелился по стене крестами или поясами меандра. На стенах апсид мастера выкладывали высокие полукруглые плоские ниши (тремя и двумя ярусами соответственно на центральной и боковых апсидах).

В своей основе это был пятиглавый храм типа вписанного креста с развитой алтарной частью и нартексом - помещением с западной стороны храма. Из-за него храм получался вытянутым, прямоугольным. Нартекс обязательно отделялся от наоса - центральной части храма - стеной, но с арочными проёмами, ведущими соответственно в каждый из нефов. Один из самых красивых элементов архитектуры Спасо-Преображенского собора - тройные аркады, расположенные в трех ярусах подкупольного квадрата между боковыми столбами. В нижних аркадах были использованы необычные для Руси византийские колонны. Сами аркады - очень древний архитектурный мотив, встречающийся в византийских храмах с V в. Вторящие друг другу широкие и торжественные арочные дуги придают пространству храма зрительные единство. Внутреннее пространство Спасо-Преображенского собора обладает необычным свойством, которое называют пластикой архитектуры. В покое стен чувствуется перетекание тяжести от одной опоры к другой, перед глазами выстраивается всё сложное многообразие арочных переходов. Русская архитектура начиналась здесь триумфом света, величия и необычайной гармонии. Стены храма задают ритм внутреннему пространству и, построив объём, создают красоту крупных, весомых и как бы круглящихся объёмов. В Спасо-Преображенском соборе явлено в рукотворном творении торжество небесной власти. Мудрое и высокое наследие Византии, может быть, нигде более так не ощущается в архитектуре Древней Руси.

Рядом со Спасским собором стоит Борисоглебский собор, заложенный в 1120 году князем Давидом как княжеская усыпальница. Высота сооружения в самом высоком, среднем, нефе до свода маковки -- 25 метров. Храм построен исключительно из древнерусской плинфы, природный камень здесь не использовался. Плинфа изготовлялась из белой каолиновой глины; в отличие от кладки Спасо-Преображенского собора, кладка Борисоглебского собора вполне современная -- порядовая: один ряд плинфы клался на другой. В то время княжества постоянно вели междоусобные войны, и церкви часто становились последней надеждой и крепостью горожан; поэтому толщина стен здания была 1,5--2 метра. Для оборонных же целей делались и окна-бойницы. В плане Борисоглебский собор близок к романскому стилю -- он поражает своей монументальностью, спокойствием, мощью.

Самой интересной чертой и важнейшим элементом здания являются резные капители, завершающие его внешние полуколонны. Только в трех княжествах Киевской Руси использовали резной камень; черниговские барельефы -- лучшие и имеют большую художественную ценность. На капителях изображены фантастические животные и растения, сплетенные в сложный орнамент. Такие образы напоминают о языческом периоде. Речь идет о так называемом зверином стиле в искусстве, который широко использовался при изготовлении ювелирных украшений для скифских царей. Сегодня образцы звериного стиля можно увидеть в убранстве зданий XII века в Южной Франции.

Ворота весом 50 кг были отлиты в Южной Германии в городе Аугсбург по эскизу неизвестного черниговского художника. В центральной части каждой створки изображения, соответственно, святых Бориса и Глеба, выше и ниже -- образы четырех евангелистов. В самом низу изображены пророк Исайя и царь Давид, в верхней части -- Богоматерь и архангел Гавриил, на самой верхушке -- благословляющий Христос, а по центральной оси сверху донизу расположены изображения десяти царей Иудеи. Самую нижнюю же часть врат украшает герб гетмана Украины Ивана Мазепы. Царские врата являются бесценным шедевром искусства, который дошел до нас почти неповрежденным.

В интерьере Борисоглебского собора хранится самый интересный памятник Чернигова, его символ и талисман -- белокаменный рельеф, оригинально украшавший западный портал сооружения. Он изображает Черниговского Зверя -- фантастическое существо с головой собаки, парой лап, птичьими крыльями и обвитым лозой чешуйчатым туловищем, которое заканчивается змеиным хвостом.

Логично завершает серию памятников киеворусского строительства его самая ценная жемчужина -- церковь Параскевы Пятницы, возведенная на рубеже XII и XIII веков около городской рыночной площади и названная в честь святой покровительницы торговли.

Византийский стиль, доминировавший в первых русских культовых сооружениях, основывался на богатом и поразительном интерьере, задачей которого было убедить людей в преимуществах христианской веры. Позже ситуация изменилась: верующие шли в церковь, чтобы быть ближе к Богу, чтобы пообщаться с ним. Храмы приобретали близкие к человеческому телу пропорции. В то же время архитекторы стали уделять значительно больше внимания экстерьерам сооружений. В Европе эта тенденция проявилась в переходе от романского стиля к готике. Храмы утратили сходство с оборонительными башнями, они устремились ввысь, их высота начала в полтора-два раза превышать горизонтальные измерения. Внешние стены утратили романскую монументальность и благодаря красивой пропорциональности стали создавать радостный, изысканный и возвышенный образ.

Церковь Параскевы Пятницы является крестово-купольным храмом, стремящимся ввысь. Ее размеры в плане относительно невелики -- 12х10,5 м, с абсидой -- 15х10,5 м, однако внутренняя высота от пола до высшей точки купола составляет 27 м. Она на два метра превышает высоту своего «предшественника» -- Борисоглебского собора. Устремленность здания ввысь усиливается тремя ярусами.

Архитектурные черты, впервые появившиеся в Пятницкой церкви, получили дальнейшее развитие в русском, украинском, румынском храмовом строительстве. Пятницкая церковь возведена намного раньше всех московских шатровых церквей XVI века. На нее очень похожа московская церковь Вознесения, построенная в 1532 г. в селе Коломенском, которая является первым шатровым каменным сооружением Московии. В русской архитектуре закомары превратились в кокошники. Закомара -- это конструктивный архитектурный элемент, внешняя дуга свода. Кокошник же является элементом сугубо декоративным, это плоская пластина, по форме схожая с лепестком цветка или с головным убором русских женщин (отсюда и название).

Другие файлы:

Белокаменное зодчество
Белокаменные памятники Владимира и Суздаля. Влияние Владимиро-Суздальской школы на зодчество Московского княжества. Использование резного декора. Трад...

Архитектурные жемчужины Киевской Руси
Архитектурные памятники Киева как самые интересные достопримечательности столицы Украины. Характеристика архитектурных жемчужин Киевской Руси: "Дом пл...

Шатровое зодчество XVI века
Проблемы формирования общерусской школы зодчества. Исторические аспекты развития шатрового зодчества, его происхождение. Архитектурные памятники церко...

Русские земли в удельный период и борьба с иноземными захватчиками XII–XIII век
Политическое дробление Киевской Руси. Победы Александра Невского над шведскими и немецкими феодалами. Сражение владимиро-суздальской рати с монголами....

Архитектура домонгольской Руси
Отличительные черты в экстерьере домонгольского храма: членение фасада плоскими вертикальными пиастрами (лопатками) на прясла. Крестово-купольная сист...