Архитектурные и градостроительные теории эпохи барокко и классицизма
Краткое сожержание материала:
Размещено на
[Введите текст]
ВВЕДЕНИЕ
История мирового градостроительства.
Города насчитывают уже несколько тысячелетий своего существования. Однако возвращение к прошлому нелегко, потому что большинство городов того времени уже не существует. О них рассказывают исторические описания, летописи, памятники старины, археологические раскопки и документы, которые наглядно подтверждают своеобразие национальных градостроительных традиций.
Каждый город имеет свою давнюю историю, следы которой можно обнаружить в том, какой характер имеет планировка города, в его силуэте и архитектуре. Средневековье, например, оставило Амстердаму самую узкую улицу в мире, ширина которой всего 81 см.
Первые сведения о строительстве города на основе определенных принципов мы находим в письменных документах Месопотамии. В описании города Урук прослеживаются представление людей о городе, каким он должен быть, его устройстве и способе застройки, связанными с зеленью и окрестностями. Идея города преломляется в призме религиозных верований. С помощью устройства города люди стремятся показать тогдашнее представление о мире: ступенчатая башня (Зиккурат), на верху которой должен находится Вавилон.
В библии выражается забота о величине города - приводится правило, согласно которому он должен иметь точно определенные размеры и быть окруженным сельскохозяйственными угодьями. И здесь находит место идея о ступенчатой башне. Город в Древнем Китае - это квадрат со стороной 5000 м.
Планы городов античной Греции - это первые классические градостроительные планы, рожденные высокой культурой, которая сформировала идеал города как модели общественного устройства. Античный архитектор Гипподам из Милета вводит регулярную застройку города с прямоугольной сеткой улиц. Эта система является основной схемой, по которой строятся римские военные лагеря, идеальные города Возрождения, города эпохи классицизма, промышленные центры XIX в. и многие современные города.
Особенностью каждого города является то, что он всегда находится в процессе развития. На протяжении истории человеческой цивилизации города меняют постепенно свой план и облик, обогащаясь новыми сооружениями, площадями, улицами, в зависимости от общественно-экономической формации, в которой они развивались. В различные эпохи любое общество стихийно или сознательно сохраняло, переустраивало и приспосабливало к своим потребностям города, которые получило в наследство от своих предшественников. Города европейского средневековья вырастают на развалинах античных поселений, а городам XVI - XIX вв. достаются в наследство средневековые поселения. Некоторые из этих поселений и сегодня существуют в качестве исторических центров многих современных городов, придавая им своеобразную и неповторимую привлекательность. Вместе с тем города различны между собой как по географическому положению, так и по экономическому и общественно-политическому значению в жизни государства и общества в целом.
Сегодня общество тоже использует градостроительное наследие, оставленное ему минувшими эпохами. Оно предусматривает его или включает в свои новые градостроительные решения, так как новое всегда рождается в недрах старого. Эта истина справедлива и для градостроительства. Развитие современного города не может не учитывать «факторы будущего». В прошлом жизненные процессы в городе не подвергались таким быстрым переменам, как в наше время. Сегодня темпы изменения социально-экономической структуры общества неизмеримо возросли. Поэтому проблема заключается в том, чтобы все то, строится и реконструируется сегодня, успешно могло служить людям в будущем, чтобы оно полноценно входило в ткань города.
Таким образом, если мы строим новые центры, жилые комплексы и промышленные предприятия, то создаем не только сегодняшние, но и будущее города. Этот шаг в будущее сопровождается усилиями по устранению недостатков наших городов и созданию более комфортных условий для жизни людей.
Несмотря на это человек до сих пор так и не построил свой «идеальный» город, который отвечал бы всем нуждам общества. Он всегда существовал и существует только в мечтах, только как город будущего.
Непрерывный рост населения Земли, особенно в городах, стремительное развитие производственных сил и невиданный размах научно-технической революции превращают развитие города в одну из актуальнейших проблем современности. Раздвигая свои границы, города срастаются один с другим. На территории обширных районов и целых областей образуются сплошные городские агломерации (Парижа, Лондона, Москвы и др.). на восточном побережье США крупнейшие города страны - Бостон, Нью-Йорк, Филадельфия, Вашингтон - срослись вместе, образовав супергород («мегаполис»), протянувшийся почти на четыре сотни километров. Подобная сплошь урбанизированная территория сложилась и на Японских островах в районе Токио-Осака-Нагоя.
Высокая концентрация населения в городах непрерывно ухудшает условия жизни людей и является источником новых, все более сложных проблем. По мере роста и развития городов возникают трудности различного свойства: непрерывное увеличение количества транспортных средств затрудняет движение и загрязняет окружающую среду; усложняется решение жилищного вопроса, ограничиваются возможности для осуществления нормального обслуживания населения.
Сегодня необходим средовой подход, понимание сооружения в контексте его пространственного окружения. Сохранение и обновление исторически сложившейся городской среды, органическое включение новых зданий в ткань старой застройки. Творческое осмысление национальной и классической архитектурной традиции, формирование и развитие региональных архитектурных направлений. Органическая преемственность в развитии структуры, преодоление издержек нормативного подхода к проектированию городов, внедрение научных методов моделирования и прогнозирования процессов городского развития - все это различные проявления по сути дела одной и той же концепции архитектурного пространства.
В ее основе - отношение к городу, к городской среде, как к сложной системе естественно-искусственного происхождения. Город есть нечто большее, чем то, что мы проектируем и строим. Это часть сложного и многообразного мира, в котором мы существуем и который подчиняется объективным законам развития. Проектировщик может оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на сложный, определяемый многими факторами процесс городского развития и, в частности, на формирование городских пространств, только в том случае, если он как можно более полно использует естественную «инерцию» этого процесса, направляя его в нужное русло.
ГОРОДА БАРОККО В ЕВРОПЕ
В XVI - XVII вв. рост хозяйственной деятельности привел к развитию городов, которые приобретают масштабы, не известные средневековью. Строительство новых и перестройка средневековых храмов изменяет силуэт городов. Очень важным становится также изменение масштаба. Новые соборы, монастыри, дворцы, виллы и замки, которые стали богаче по форме, пластически насыщенные, намного превышают своими размерами существующую застройку. Пространства получают иной масштаб и новый образ.
На рубеже XVI и XVII вв. Ренессанс сменился новым художественным стилем - барокко (итал. - «причудливый», «странный»). В XVII в. стиль барокко распространяется по всей Европе (до второй половины XVIII в.).
Блестящим центром барочной архитектуры стал папский Рим, который по своей экономической основе резко отличался от других городов Италии. Он не был крупным торговым или производящим центром. Папский Рим являлся столицей католического мира. Сюда стекались средства из всех городов и стран Европы. Этим и объясняется, что главными заказчиками строительства в Риме были папы.
Истоки барокко заложены в позднем творчестве Виньолы, Палладио и особенно Микеланджело. Архитекторы барокко не вводят новые типы зданий, но находят для старых типов построек - церквей, палаццо, вилл - новые конструктивные, композиционные и декоративные приемы, которые в корне меняют форму и содержание архитектурного образа. Они стремятся к динамичному пространственному решению, применяют сложные планы с преобладанием криволинейных очертаний. Композиции барокко всегда сложны и в сложности заключается один из художественных принципов барокко. Барочные композиции всегда имеют ось симметрии или отчетливо выраженный композиционный центр.
Строительная деятельность, связанная с возведением городов, сосредотачивается в крупных столицах. Все чаще используется теоретические концепции, известные со времен Возрождения, но претерпевшие некоторые изменения. Появляется схема города, имеющая вместо одной несколько центральных площадей. Планы городов становятся конкретными, согласованными с природными условиями и специфическими особенностями местности.
Быстрый рост городов сопровождался массовой стихийной застройкой кварталов. Начиная со второй половины XVII в., в связи с развитием в городах крупной промышленности перед градостроителями возникают острые проблемы, связанные с водоснабжением, канализацией и т.п. Однако в период развития барокко больше внимания уделяется площадям и улицам.
Определенный интерес представляют построенные в Италии барочные дворцы и загородные виллы, окруженные садами, расположенными террасами на склонах холмов. Загородные виллы периода барокко отличаются осевым построением композиции, большую часть которых занимает обширный регулярный парк с павильонами, скульптурными группами, фонтанами, каскадами водопадов, широкими лестницами. Наиболее инте...
Москва эпохи русского классицизма
Школа классицизма конца XVIII – первой трети XIX века. Архитектурные ценности мирового значения. Переработка наследия античного зодчества. Архитектура...
Изучение архитектурных стилей XVIII-начала XIX вв.
Особенности барокко, классицизма и ампира в архитектуре, их отличительные черты. Примеры достижений архитектуры барокко, классицизма и ампира в Петерб...
Золотой век классицизма
Эпоха возникновения классицизма как литературного направления в период царствования во Франции Людовика XIV. Возникновение классицизма в России. Золот...
История костюма эпохи барокко
Характеристика развития костюма эпохи барокко, эстетический идеал красоты и особенности тканей, цветов, орнамента. Особые черты женского и мужского ко...
Архитектурные стили Москвы
Смена архитектурно-художественного стиля барокко на классицизм в России в 1760-х гг. Характерные особенности классицизма. Расцвет русской архитектуры,...