Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Строительство

Архитектура Казанского Собора

Тип: реферат
Категория: Строительство
Скачать
Купить
Проектирование и строительство архитектурного ансамбля Казанского Собора. История строительства Собора. Памятники Кутузову и Барклаю-Де-Толли, ограда и фонтан у Казанского Собора (парк Воронихина), Казанский мост. Внешнее и внутреннее убранство Собора.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Оглавление

Введение

Глава I. Проектирование и строительство архитектурного ансамбля

1.1 Собор

1.2 Площадь у собора

1.3 Памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю-Де-Толли

1.4 Ограда у Казанского Собора (сквер Воронихина)

1.5 Фонтан у Казанского Собора (сквер Воронихина)

1.6 Казанский мост

Глава II. Внешнее и внутреннее убранство собора

2.1 Внешнее убранство

2.2 Внутреннее убранство

Глава III. Словарь архитектурных терминов

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Икона Казанской Божией Матери, покровительницы государства Российского и дома Романовых, была привезена в Санкт-Петербург Петром І в 1710 году для освящения новой столицы Российской империи. Первоначально икону помещают в церковь Рождества Богородицы на Петроградской стороне. Но эта церковь была деревянной, постройка обветшала, и в 1727 году икону переносят в Троицкий собор близ Петропавловской крепости.

По проекту архитектора М.Г. Земцова 6 августа 1733 на Невском проспекте была заложена каменная придворная церковь. Работы по её постройке были закончены в 1737, и 3 июля того же года, в присутствии Императрицы Анны Иоанновны, она была освящена. Днём раньше в новую церковь, в сопровождении Императрицы, была перенесена икона Казанской Божией Матери.

В конце XVIII века старая постройка собора, выдержанная в скромном барочном стиле, перестала соответствовать новому облику столицы российской империи, и было принято решение заменить её новой, более соответствующей по стилю постройкой - «Новую соборную церковь Казанской Богоматери предположил воздвигнуть блаженной памяти Государь Император Павел I в 1800 году».

Глава I. Проектирование и строительство архитектурного ансамбля

1.1 Собор

казанский собор архитектурный

В 1799 году императором Павлом I был объявлен конкурс проектов нового собора, в котором участвовали известные столичные архитекторы П. Гонзано, Ч. Камерон, Тома де Томон и практически никому в то время не известный архитектор А.Н. Воронихин. Император потребовал от архитекторов, чтобы новый храм напоминал собор Святого Петра в Риме.

Довольно быстро, уже 14 ноября 1800 года, конкурс был закончен. Проекты П. Гонзано, Ч. Камерона и Тома де Томона были отклонены, а утвердили проект, выполненный А.Н. Воронихиным.

Победа Воронихина была неслучайна. Помимо его творческих способностей немалую роль сыграло то, что ранее он был крепостным графа А.С. Строгонова, назначенного председателем «Комиссии о построении Казанской церкви». Комиссия получила широчайшие полномочия от императорского двора, достаточно отметить, что в её распоряжение поступали все ассигнования, выделяемые на постройку собора. Помимо этого, ей передали государственные кирпичные заводы, Олонецкие мраморные каменоломни и материалы с мызы Пелла у невских порогов.

Собор был заложен в августе 1801 года, само действо закладки было обставлено весьма пышно и торжественно.

Собор, согласно проекту, был построен в форме вытянутого латинского креста. Высота его вместе с куполом составляет 71, 6 метра. В соответствии с традицией, его алтарная часть выходит на восток. Это создало определённые сложности при проектировании собора, т.к. при таком расположении алтарной части главный фасад собора должен быть обращён на улицу (Казанская), а не на невский проспект, куда выходит боковой фасад. Воронихин решил эту проблему весьма оригинально - собор смотрит северным фасадом на невский проспект, где от фасада, в сторону Невского проспекта, раскрывается грандиозная колоннада из 96 поставленных в четыре ряда коринфских колонн. Она охватывает широкую площадь перед собором. Концы колоннады заканчиваются монументальными порталами, решенными как сквозные проезды. Эти колонные, как и облицовка кирпичных стен собора, были выполнены из пудожского камня, который добывался у деревни Пудость, рядом с Гатчиной. Ступени колоннады и облицовка цоколя выполнены из серого сердобольного гранита.

Возведением колоннад, обращённых к невскому проспекту, изготовлением гранитных монолитов и пьедесталов для скульптур, а также укладкой каменных полов занимался С.К. Суханов и его артель.

Снаружи купол первоначально был покрыт тёмно-серым луженым железом, позднее в 1840-х годах его покрыли светло-зелёной краской, затем его покрытие имитировало бронзу.

Воронихин предполагал повторить колоннаду и на южном фасаде собора, но эта его идея не осуществилась из-за смерти графа Строгонова в 1811 году, после чего прекратилось финансирование дальнейших работ.

Сама постройка, обошедшаяся казне в 4,7 млн. рублей, заняла по тем временам немного времени - всего десять лет и была окончена в 1811 году.

Открытие собора состоялось 15 сентября в высочайшем присутствии, его освятил митрополит Амвросий. Освящение собора происходило по частям, по мере готовности.

К сожалению, не всё запланированное архитектором было воплощено в жизнь. К примеру, Воронихин планировал установить в портиках восемь монументальных бронзовых статуй и четыре композиции. Для этого им были предусмотрены по сторонам входов каждого портика по четыре полукруглых ниши. Однако было отлито в 1811 году только четыре бронзовые фигуры: князь Владимир (1805 г. работы С.С. Пименова), Иоанн Креститель (1805 г. работы И.П. Мартоса), князь Александр невский (1810 г. работы С.С. Пименова) и Андрей Первозванный (1809 г. работы В.И. Демут -Малиновского), которые установили в ниши северного портика. Помимо этого, у проездов колоннады, на высоких пьедесталах должны были стоять две фигуры коленопреклонённых крылатых архангелов Гавриила и Михаила, обращённых лицами друг к другу. Пьедесталы стоят и поныне, а фигур архангелов нет, хотя на картине художника Ф.Я. Алексеева «Вид Казанского собора», написанной в начале XIX века, они явно просматриваются. Это не дорисовка художника, а реально стоящие на своих местах статуи, однако они были временные, изготовленные из гипса и тонированные под бронзу. В петербургском климате гипс долго не продержался, и то, что осталось от статуй, через тринадцать лет было разобрано.

Сохранилось ещё два гранитных пьедестала у концов решётки на Казанской улице. Там должны были стоять гранитные фигуры апостолов Петра и Павла. Модели этих статуй разработал Воронихин. Однако ни этих скульптур, ни их временных аналогов так и не появилось.

1.2 Площадь у собора

По первоначальному проекту Воронихина на площади со стороны Невского проспекта по центральной оси собора должен был быть установлен обелиск. Он и был установлен, но временный - из дерева. По проекту Воронихина этот обелиск должен был быть выстроен из камня, однако его так и не заменили каменным аналогом, и в 1826 году, когда он сильно обветшал - его просто разобрали.

1.3 Памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю-Де-Толли

Значение Казанского собора как памятника Отечественной войны усилилось после того, как на площади перед северным фасадом были установлены памятники героям Отечественной войны 1812 года - фельдмаршалам М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю-де-Толли, - ставшие выдающимся произведением монументальной скульптуры 1830-х годов.

Решение о необходимости установки памятников было принято Александром I в 1818 году.

Исполнение моделей памятников было поручено в 1823 году немецкому скульптору Э. Лауницу, ученику Б. Торвальдсена. Однако Лауницу не удалось создать убедительных образов русских полководцев, и в 1829 году заказ был передан молодым русским скульпторам, воспитанникам Академии художеств - Б.И. орловскому и С.И. Гальбергу.

Эскизы, представленные Орловским, получили одобрение, и в январе 1830 года он приступил к исполнению статуй.

Модель статуи М.И. Кутузова Орловский закончил в 1831 году. В 1832 году статую отлил из бронзы литейщик В.П. Екимов. Отливку статуи М.Б. Барклая-де-Толли Екимов выполнил в мае 1836 года.

Статуи установлены на пьедесталах, исполненных по проекту В.П. Стасова из гранита, добытого и вытесанного мастером С. Сухановым. Сооружением памятников руководил архитектор К.А. Тон. Торжественное открытие состоялось 25 декабря 1837 года.

Статуи отличаются большим портретным сходством и правдивостью психологических характеристик. В мощной и величественной фигуре Кутузова Орловский дал образ победителя наполеоновских полчищ, ученика и сподвижника великого Суворова.

Кутузов изображён в фельдмаршальском мундире, задрапированный в плащ. В правой руке - обнажённая шпага, в левой - фельдмаршальский жезл. У ног - знамёна французской армии. Сверху знамён - одноглавые орлы, такие же, как на знамёнах над могилой Кутузова. На пьедестале Кутузова высечена надпись: «ФЕЛЬДМАРШАЛУ КУТУЗОВУ-СМОЛЕНСКОМУ 1812»

Фигура Барклая-де-Толли менее динамична. Он держит маршальский жезл в опущенной левой руке. Взгляд его устремлён вдаль. На его пьедестале высечено следующее: «ФЕЛЬДМАРШАЛУ КНЯЗЮ БАРКЛАЮ-ДЕ ТОЛЛИ 1812. 1813. 1814 и 1815».

В конце XIX века площадь перед собором была превращена в партерный сквер, засаженный низкорослым кустарником.

В годы Великой Отечественной войны было принято решение не закапывать символы российской доблести в землю, для защиты от осколков и снарядов....

Другие файлы:

Храм и синтез искусств: Казанский собор в Санкт-Петербурге
История открытия Казанского собора в Санкт-Петербурге. Особенности проекта архитектора А.Н. Воронихина (расположение фасада, внешний и внутренний обли...

Архитектура XV-XVI веков
Особенности архитектуры Архангельского собора: крестово-купольная система, декорированный фасад, полукруглые закомары. Композиция и геометрия шедевров...

Соборы московского Кремля
Строительство Успенского собора. Галереи, площадки и парапеты крылец Собора Покрова Пресвятой Богородицы. Начало строительства Собора святого Архистра...

Архитектура и искусство Казани
Казань - экзотический цветок Востока на европейском поле России. Живя всю жизнь здесь, мы как-то свыклись с ней и мало задумываемся о том, чем же она...

Анализ деятельности Казанского федерального университета
Знакомство с историческими этапами становления Казанского университета. Рассмотрение основных задач Казанского федерального университета: подготовка с...