Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Строительство

Античная архитектура

Тип: реферат
Категория: Строительство
Скачать
Купить
Строительная техника архаического периода. Постройки дорического и ионического ордеров, их характеристика и особенности. Начало применения терракоты в строительстве. Основные черты древнегреческого градостроительства и планировки архитектурных ансамблей.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

1. Строительная техника архаического периода

В VII веке до н. э. в Греции развивается строительство из камня. Храмы этого века и последующего VI строятся главным образом из мягких пород камня, преимущественно известняка, беловатого, желтоватого и сероватого цветов. В Малой Азии также применялся и камень более твердых пород: мраморы и, реже, трахит.

Добыча строительного камня производилась в карьерах. Там же подвергались первоначальной обработке квадры, монолитные стволы и отдельные барабаны колонн; представление о приемах добычи и обработки камня дают остатки древней каменоломни «Кампобелло» в 12 км от Селинунта. Стволы колонн вырубались в карьере сразу круглыми, с учетом их утонения. Для этого прорезали в скале узкие кольцеобразные ходы, очерчивающие потребную массу камня. Добываемые таким образом массивы колонн весили иногда до 18 т. Для транспортировки эти блоки заделывались в колеса-катки.

Для подъема каменных блоков в них вырезались U -образные пазы, в которые вкладывался канат, иногда делались гнезда для специальных якорей и крючьев. Блоки барабанов колонн снабжались по боковым сторонам специальными выступами, облегчавшими обвязывание их канатами. Окончательная отделка производилась только после укладки блоков на место.

Инструментами каменотеса служили молотки, кирки, тесла, пилы (беззубые), сверла. При разбивке применялись: отвес, ватерпас, шнур, наугольник. Когда требовалось обтесать широкую ровную поверхность камня, прибегали к работе «по красному»: поверхность плоской плиты натиралась краской и прикладывалась к постели или вертикальной грани обрабатываемого камня, который затем обтесывался по полученным отметкам. Часто каменщики (или артели) отмечали обработанные ими блоки особым знаком.

Фундаменты эллинских зданий обычно выводились не сплошными, а только под стенами и отдельными опорами. Опорой стилобата служили пересекающиеся под прямым углом каменные стенки, на которые настилались прямоугольные плиты пола. Пространство между стенками засыпалось строительным мусором.

Квадровая кладка выполнялась из прямоугольных квадров, сложенных насухо горизонтальными рядами, с чередованием ложков и тычков. Цокольная часть состояла из орфостатов -- больших каменных плит, поставленных вертикально на ребро.

Тщательно выравнивались только наружные поверхности. У внутренних сторон старательно обтесывались только выступающие края; остальная поверхность слегка заглублялась, оставаясь отделанной более грубо. Такая техника -- она называлась по-гречески анафирозис--значительно облегчала безукоризненную пригонку квадратов и вместе с тем уменьшала количество работы. Камни соприкасались лишь краями своих поверхностей, и нагрузка воспринималась не всей постелью квадра, но это было допустимо ввиду больших запасов прочности в каменной кладке.

Крепление производилось металлическими пиропами и штырями, которые вставлялись в специальные врезы и заливались свинцом. Приемы наружной отделки кладки устанавливались позднее.

Помимо квадровой кладки, в зодчестве архаики применялась и более дорогая и сложная полигональная, которую не следует смешивать с циклопической кладкой из камней различной формы и размеров, подбиравшихся, но не притесывавшихся один к другому (такая кладка применялась в крепостных сооружениях микенской эпохи).

Для полигональной кладки подбирали камни неправильной многогранной формы, но примерно одинаковых размеров, причем каждый камень тщательно пригонялся (притесывался) к соседним. Вероятно, эту пригонку осуществляли с помощью свинцовой полосы, которой обжимали края соседних камней, получая таким образом точный шаблон нужного контура. Более или менее тщательно выполненная кладка, приближающаяся по типу к полигональной, часто применялась для фундаментов и нижней (цокольной) части сырцовых стен, выложенных из плоских глиняных кирпичей на глиняном растворе.

Стволы колонн более древних эллинских храмов вырубались из монолитов (Особенно часто делались монолитными стволы ионических колони. При стройности их пропорций - это естественная предосторожность. Витрувий описывает огромные трудности, которые пришлось преодолевать строителям храма Артемиды Эфесской при перевозке монолитных колонн. Монолитными были колонны храма на р. Илисе и храма Ники Аптерос); в последующее время их составляли из отдельных барабанов. И здесь плотно пришлифовывались только края постелей барабанов, а середина для экономии труда заглублялась, сохраняя грубо обработанную поверхность. В центре в особом гнезде ставился деревянный штырь, облегчавший пришлифовку посредством вращения барабанов. Каннелюры намечались на нижнем барабане и на шейке капители; на остальных барабанах каннелюры вытесывались только после их установки на место.

Архитравы в древнейшую эпоху, а в небольших зданиях и в последующее время, делались из монолитных блоков. В больших зданиях, начиная с VI века до н. э., их складывали из двух или трех плит, поставленных на ребро, благодаря чему значительно упрощалась техника транспортировки и строительства. Чтобы увеличить сопротивление балки изгибающим усилиям, блоки обычно вырубались так, чтобы при укладки слои в камне располагались в вертикальной плоскости. Такая конструкция позволяла перекрывать значительные пролеты (более 4 м).

Деревянные потолки в развитом виде представляли филенчатую вязку с квадратными или ромбовидными ячейками меж балочек перекрытия, покрывавшимися дощечками (калиммамч). Каменные плафоны V века воспроизводят эту деревянную конструкцию.

Крыши были двухскатные. Деревянные стропила опирались на верхние части антаблемента, причем частичная разгрузка производилась промежуточными брусьями, передававшими часть тяжести крыши на стены храма. Кровля выстилалась черепицей из обожженной глины или, в редких случаях, из мрамора. Черепица была двух типов. Широкими и плоскими соленами выстилалась вся поверхность кровли. Узкими желобчатыми калиптерами накрывались продольные швы между соленами. Выкладка производилась рядами от нижнего края к коньку крыши, где укладывались особые коньковые черепицы. Под глиняной черепицей на стропилах сооружалась обрешетка. Большие по размерам мраморные черепицы непосредственно настилались на стропила.

Находками подтверждается, что в ранних храмах терракотовые облицовки применялись ко всем частям деревянных конструкций. В некоторых древнейших каменных постройках (сокровищница гелоян в Олимпии, храм Зевса в Сиракузах, храмы Селинунта и Метапонта) наблюдается повторение этого приема: керамическая облицовка применялась в этих храмах для венчающих карнизов и даже для каменных балок.

Обычно здания, сооруженные из пористого камня, покрывались тонким слоем штукатурки и раскрашивались. Штукатурная облицовка каменных храмов позволяла более тонко обработать детали. С утратой штукатурки исчезли некоторые детали сооружении, а профили сохранившихся деталей и обломов утеряли, вероятно, долю былой точности и плавности линий. Значение такой деформации не следует, однако, преувеличивать: штукатурка часто была очень тонкой мелкозернистой мраморной пленкой, покрывавшей камень налетом в 0,5--2 мм толщиной, и лишь повторявшей тщательно выполненные формы камня.

2. Постройки дорического ордера

В VIII веке до н. э. в первых дорических храмах, строившихся из деревянных, большого сечения, брусьев и из кирпича-сырца, сложились основные элементы установившегося в дальнейшем типа: целла с пронаосом в антах и наружная колоннада с двухскатной крышей и фронтонами. Следующий, VII век до н. э. -- период дальнейшего совершенствования эллинской архитектуры, -- период, подготовивший эпоху классики. Это -- период возникновения первых подлинно монументальных сооружений и разработки, хотя и незавершенной, всех основных форм и элементов храмовой архитектуры и дорического ордера. Дошедшие до нашего времени постройки VII века до н. э. (храм в Фермосе и др.) являются уже настолько зрелыми образцами периптера, что, несомненно, они должны были иметь целый ряд предшественников. Нужно думать, что в конце VIII и в начале VII века до н. э. было построено значительное количество храмов, до нас не дошедших. В этих постройках, быть может не сразу, а путем известных исканий, были выработаны основные формы периптера, характерные для эпохи поздней архаики.

В это же время широко распространились и новые строительные материалы: вначале терракота, затем тесаный камень.

Строительная керамика сыграла в развитии храма важную и многостороннюю роль. Начало применению терракоты в строительстве положили мастера коринфского круга.

Вскоре терракота стала применяться в строительстве очень широко: терракотовая черепица заменила кровельный настил из глины, терракотовыми облицовками коробчатого профиля стали защищать деревянные части перекрытия от сырости и загнивания, терракотовые детали стали важнейшим элементом декора, как пластического (в качестве украшений крыши: акротерии, антефиксы), так и цветового, поскольку все облицовки расписывались. В росписях господствовали темные тона (черный, коричневый, темно-красный) и применялся преимущественно геометрический орнамент. Более светлая гамма появляется несколько позже, нередко вместе с мотивами растительного орнамента (пальметтами и др.). Внедрение керамики обогатило полихромию эллинской архитектуры и подготовило последующую раскраску оштукатуренных каменных зданий.

Применение терракоты определило направление пластической разработки ряда деталей и форм.

Заполнение терракотой про...

Другие файлы:

Русская архитектура
Архитектура Киевской Руси (X век — начало XII века)Владимиро-Суздальская архитектура (XII — XIII века)Новгородско-Псковская архитектура (Конец XII век...

Архитектура компьютера
Происхождение термина "архитектура ЭВМ", его содержание. Классическая архитектура ЭВМ и принципы фон Неймана, направления и перспективы ее совершенств...

Архитектура ЭВМ
Понятие "архитектура ЭВМ". Принципы построения ЭВМ, которые относятся к архитектуре. Архитектура электронной вычислительной машины, построенной на при...

Романское искусство. Архитектура. Скульптура. Живопись
Введение Романская ахитектураРоманская архитектура в ГерманииРоманская архитектура в ИталииМонастырь как Небесный ИерусалимРоманская архитектура во Фр...

Архитектура агентов, их классификация и свойства
Принципы работы архитектур агентов. Классификация агентных архитектур. Реагирующая агентная архитектура, ее практическое применение. Консультационная...