Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Строительство

"Универсальное пространство" как квинтэссенция творчества Миса ван дер Роэ

Тип: реферат
Категория: Строительство
Скачать
Купить
Краткая биография Людвига Мис ван дер Роэ. Сущность метода "универсального пространства". Характеристика ряда знаменитых архитектурных произведений данного направления: концепция зданий, конструктивное решение, особенности организации пространства.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

ПГАСиА

Кафедра Основ архитектуры

Реферат

на тему

«Универсальное пространство» как квинтэссенция

творчества Миса ван дер Роэ

Вып. ст. гр. 622

Манухина К.Е.

Днепропетровск

2011

Содержание

мис роэ метод универсальное пространство

Краткая биография

Сущность метода «универсального пространства»

Примеры применения метода «универсального пространства»:

1. Павильон Германии в Барселоне

2. Фарнсворт-хаус

3. 50х50

4. Иллинойский технологический университет

5. Капелла Иллинойского технологического института

6. Театр в Мангейме

7. Конвеншн-холл

8. Новая Национальная галерея

Заключение

Список литературы

Краткая биография

Людвиг Мис ван дер Роэ родился в 1886 году в Аахене. Его отец был тесальщиком камня и смог дать ему первые уроки строительного искусства. Людвиг учился сначала в народной, а затем в ремесленной строительной школе, работал подручным на стройках, часто там же, где и его отец. Это была суровая трудовая школа. В пятнадцать лет Людвиг поступил чертежником-рисовальщиком в мастерскую гипсовой орнаментики, где в это время изготавливали по заказам шаблоны орнаментов всех стилей и эпох.

В 1905 году он переехал в Берлин, где начал работать у архитекторов, специализирующихся по сооружениям из дерева. В 1907 году он самостоятельно построил свой первый дом - дом Риля. И в 1908 году молодой Мис устроился в проектное бюро Беренса. Петер Беренс, выдающийся архитектор немецкого классицизма, считается одним из первых европейских дизайнеров, он был среди первых архитекторов, которые начали проектировать современные промышленные сооружения. Именно от Беренса Мис ван дер Роэ воспринял его новый подход к конструкциям как к первооснове архитектуры.

В 1913 году Мис ван дер Роэ покинул Беренса и открыл в Берлине свое проектное бюро. Он сразу оказался в первых рядах архитекторов-авангардистов, организовывал выставки, руководил архитектурным отделением художников «Ноябрьской группы», издавал журнал. В одной из статей, критикуя формализм, он писал: «Форма - не цель нашей работы, а ее результат. Форма сама по себе не существует. Форма как самоцель - формализм, а это мы отрицаем».

По настоянию Вальтера Гропиуса в 1930 г. Мис ван дер Роэ стал директором школы Баухаус в Дессау, но он не смог бороться с возраставшей враждебностью нацистского режима против Баухауса, который после перевода в Берлин был в 1933 г. окончательно ликвидирован. Мис ван дер Роэ переехал летом 1937 г. в США, где он был принят с большой симпатией, и в 1944 г. перешел в американское гражданство.

Сущность метода «универсального пространства»

В Америке перед Мисом ван дер Роэ открылись новые возможности для реализации его замыслов, и, руководствуясь принципом «меньше - значит больше» (less is more), он смог создать целую галерею сооружений-символов. Первоосновой некоторых является один объем, и они в полной мере воплощают его принцип «универсальности пространства», но есть среди них и высотные сооружения со сложной функциональной программой.

Роль архитектуры для Миса ван дер Роэ была поднята на невиданную высоту; она должна быть всеобъемлющим отражением «сущности времени», «символом эпохи», тем, что «пишет ее историю и дает ей имя». Таким пониманием роли архитектуры проникнуты высказывания Миса ван дер Роэ, этот вывод - ключ к философии художника, смысловой критерий его творчества.

Что же стало для него этим символом, эти знаком его века? Ответ очень прост - техника. Машина. Вот то, по убеждению Миса ван дер Роэ, «историческое движение», которое формирует и выражает современную эпоху. Вот та «сущность нашего времени», которая должна быть отражена архитектурой XX в. Этой ролью архитектуры и предопределяется для архитектора ее близость к технике - движущей силе века.

Мис ван дер Роэ говорил: «Я не верю, что скульптура или живопись может быть включена в первоначальную основу проекта. Сначала архитектор должен работать один, я считаю, что важнее всего чистая конструкция сама по себе. … Я предпочитаю материалы в их естественном виде. … Проектируя здания, я не верю, что в них возможна кооперация между художником и архитектором. Причина простая: мой принцип каркасности всегда имеет объективный характер, а не субъективный».

Свою эстетическую концепцию архитектор связывал с философской школой неотомизма, в абстрактности простейших геометрических тел, ясности прямого угла, обнажённости конструкции, экономии выразительных средств он видел воплощение «абсолютной идеи», путь к созданию вечных эстетических ценностей.

Однако в погоне за абсолютной абстракцией и геометризацией формы Мис начинает пренебрегать привычными бытовыми требованиями, что противоречит раннему требованию функционализма «Функция определяет форму». Таким образом, Мис постепенно отходит от принципов, которые он сам же и разрабатывал в Германии в начале своей карьеры.

Именно эта неудовлетворенность классическим функциональным методом и привела Миса ван дер Роэ к поискам новых универсальных решений. Этот принцип, вытекающий из мировоззрения архитектора, основан на его убежденности в том, что «важнейшая характеристика нашей цивилизации есть стремление к универсальности». Принцип универсальности, по его мнению, полнее всего отвечает современному характеру развития науки и техники, многообразию форм общественных отношений, наилучшим образом выдерживает испытание временем.

Принципы универсальности и «кожи и костей» Мис ван дер Роэ и его последователи применяли и для сооружений различного назначения, это были и промышленные, и общественные, и жилые здания. Анализируя присущую современности быструю динамику функций, при которой «моральный износ» планировочных решений происходит существенно быстрее, чем физический износ конструкций зданий, Мис ван дар Роэ пришёл к выводу, что «единственная функция, сохраняющаяся с известной устойчивостью в уникальных сооружениях, это функция изменяемости их назначения в течение всего срока их существования». В отношении формы пространство для такой функции могло быть правдивее всего выражено в виде лаконичного прямоугольного объема.

Соответственно в ряде разнообразных проектов он применяет единую архитектурно-конструктивную систему, гарантирующую универсальность и свободу многократной перепланировки здания в течение всего срока его физического существования. Это система с наружным расположением всех несущих конструкций при полностью свободных от них внутренних пространствах здания.

Элементы его универсального языка - стальная конструктивная решетка, навесные стены, плоские перекрытия и внутренние панели, создающие эффект непрерывного перетекания пространственных зон. Стандартные балки и плиты использовались им как модули, обеспечивающие точность пропорциональных соотношений.

Металл был его настоящей страстью. Мис ван дер Роэ увидел в нем не только новизну и прочность, но и особую красоту, достойную архитектуры. Опираясь на свойства металла, он сформулировал свою концепцию каркаса и «привел» металл в зодчество, придумав для него ордер, поэзию, доведенный до абсолюта язык. То, что Мис ван дер Роэ сделал с металлическими конструкциями, можно считать базовым для любого современного архитектора.

А опыты со стеклом! Первым в мировой практике архитектор использует его как новое изобразительное средство. «Лучезарность», «светлость» - одну из главных ценностей эстетики томизма - он воплотил в постройках, вся или почти вся поверхность ограждения которых образована стеклом.

Пользуясь металлическим прокатом и стеклом, Мис ван дер Роэ создал простую, доступную архитектуру, вызывающую желание подражать ей. Облик строгих прямоугольных форм, оправленных в каркас, был независим ни от материалов и специфики местного строительства, ни от каких-либо национальных традиций, поистине универсальная технология.

Сформулированный архитектором и предметно выраженный в дематериализованных образах принцип «универсальной» архитектуры, по мысли его автора, должен ответить на многогранные и, самое главное, меняющиеся запросы жизни. Самому принципу отвечала прежде всего геометрическая прямоугольная сетка генерального плана с ячейкой определенных размеров. Она регламентировала габариты зданий, свободного пространства между ними и единый вертикальный модуль. Этому принципу отвечала также конструктивная и планировочная основа здания - металлический каркас, который использовался здесь и в качестве единого универсального стилеобразующего приема.

Желая получить крайнее воплощение своего пространственного принципа, архитектор идет на риск, применяя его для функционально сложных сооружений, в открытую пренебрегая пока еще существующими серьезными техническими и эксплуатационными ограничениями. Оправданием этому для Миса ван дер Роэ служит его желание ответить на актуальные запросы, предъявляемые к архитектуре современностью, о которых говорит его биограф: «Для него концепция всеобщей преемственности в ар...

Другие файлы:

Теоретический анализ возможностей метода проектов в реализации и развитии творческих способностей школьников
Определение сущности творчества и творческих способностей. Обзор стадий творческого процесса, мотивации, взаимосвязи эмоций и творчества. Возрастные о...

Постройки Миса ван дер Роэ 40-60
Дом Фарнсворт (1950) – загородный дом для отдыха близь Чикаго на берегу реки. В нем автор выразил одну из главных концепций своего понимания архитекту...

Художественное пространство - мир Лермонтова
Описание:В монографии исследуются пространственность как форма осуществления художественного творчества и специально-художественное пространство Лермо...

Квинтэссенция, или Менеджмент для менеджеров
Квинтэссенция - это лучшее из лучшего, опыт наиболее успешных менеджеров и компаний, выраженный в четких формулировках и примерах.Если Вы ищете решени...

Выявление роли хронотопа в произведениях Виктора Пелевина
Анализ творчества Виктора Пелевина. Пространство и время с точки зрения классической физики. Хронотоп как литературный факт. Пространство и время в пр...