Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Строительство

Градостроительная и архитектурно-художественная характеристика Борисоглебска

Тип: реферат
Категория: Строительство
Скачать
Купить
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ И АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БОРИСОГЛЕБСКАИстория Борисоглебска, типичного провинциального города юга России, насчитывает три этапа развития архитектурно-планировочной структуры. I этап. На первом этапе, в конце 17-начале 19в., формировался город (крепость и посад) и его слободы, складывалась свободная, обусловленная ландшафтом местности, композиция поселения.II этап. На втором этапе, в первой половине 19 в., произошло преобразования планировочной структуры города на основе применения регулярного градостроительства.III этап. Для третьего этапа, во второй половине 19-начале 20в., был характерен территориальный рост города, дальнейшее формирование его функциональной структуры, а также архитектурно-пространственной среды, которая в значительной мере сохранилась до сегодняшнего дня. Природный ландшафт местности, где в 1698 г. была поставлена Павловская крепость, как нельзя более подходил для строительства будущего города, отвечая удобству обороны и торговли. Река Ворона, примерно в семи-восьми километрах выше своего впадения в реку Хопёр, плавно изгибалась, охватывая с запада и севера невысокий открытый участок плато, с юга омываемый Хопром. Правый её берег - высокий, сплошь покрытый лесом, - получил название Теллермановской рощи.Строители крепости выбрали место на одном из участков плато, с севера и юга прорезанного глубокими береговыми оврагами, а с запада ограниченного руслом протоки. Крепость, как и во многих русских городах, явилась планировочным ядром будущего города. Её территория имела в плане форму неправильного квадрата, в углах которого возвышались крепостные башни. Западная крепостная стена проходила над краем береговой террасы Вороны, южная соединяла крепостные башни, стоявшие на бровках склонов берега и южного оврага. В центре северной стены возвышалась проезжая башня, обращенная в сторону "большой дороги в Тамбов ".По мере формирования посада, перед северной и восточной стенами крепости на открытых пространствах, постепенно образовалась торговая площадь. К ней в дальнейшем стали сходиться почти все улицы города, кварталы которого сначала имели неправильную форму. По мере формирования посада, перед северной и восточной стенами крепости на открытых пространствах, постепенно образовалась торговая площадь. К ней в дальнейшем стали сходиться почти все улицы города, кварталы которого сначала имели неправильную форму.С севера и юга от города за оврагами постепенно вырастали пригородные слободы: Солдатская (северная) и Станичная (южная). К востоку от Солдатской слободы уже в начале 18 в. было заложено городское кладбище.К середине 18 в. корабельная верфь города потеряло своё значение и превратилась в торговую пристань. Тогда же пришли в ветхость деревянные крепостные стены. Проезжая дорога была продлена и прошла южнее крепости (ныне ул. Народная). При этой дороге в пойме реки строились кузницы, хлебные магазины, мельницы. Административная часть города во второй половине 18 в. сохранялась в пределах территории, занимаемой ранее крепостью. Здесь стояли деревянные здания, в которых размещались: канцелярия городничего, нижний земский и уездный суд, тюремная изба, денежная кладовая, городская ратуша. Центром активной жизни города стала торговая площадь с ровными рядами лавок, винных и соляных магазинов, питейных домов, выстроенных в основном после пожара 1766г.1806г. ознаменовал начало второго этапа развития города, полностью изменившего существовавшую более ста лет планировочную структуру. 19 октября 1806 года был утвержден регулярный план Борисоглебска, чему предшествовала длительная и кропотливая работа местных землемеров. В архивах сохранилось множество рабочих вариантов плана города. Интересен один из них, содержащий подробную роспись градостроительной комиссии о том, как надо размещать отдельные городские объекты.По утвержденному регулярному плану территория города ограничивалась с юга и востока валом (ныне ул. Свободы и ул. Гагарина). Сетка улиц была запроектирована по широтному и меридиональному направлениям. На плане было сохранено сложившееся в 18 в. деление города на 3 части.Средняя часть (территория до регулярного города в границах нынешних улиц Павловского и Народной) была разбита на 8 кварталов прямоугольной и 4 квартала трапециевидной формы, объединенных тремя площадями. На главной широтной планировочной оси (ул. Советская) в центре размещалась большая квадратная Торговая площадь. Западнее, параллельно реке, проходила меридиональная планировочная ось (ул. Садовая) с двумя также исторически сложившимися площадями: с юга - Соборной, с севера - Казанской. Кварталы застройки рядом с Соборной площадью отводились по плану под "присутственные места и прочие казенные строения", а в районе Казанской - под "каменные обывательские дома с лавками".Северная часть города включавшая 10 прямоугольных кварталов и 1 площадь, была запроектирована вновь на территории Солдатской слободы (в границах улиц Устиновской и Октябрьской), при этом слобода была передвинута дальше на север. Южная часть города расположилась на территории Станичной слободы (между улицами Народной и Гагарина), пересекаясь по диагонали улицей, ориентированной на Соборную площадь (ул. Печковского). В этой жилой части города кварталы были трапециевидной формы.Строительство общественных, жилых и промышленных зданий в 1806-40 гг. осуществлялось строго в соответствии с генеральным планом. Так, в квартале, отведенным под "казенные строения"(в границах улиц Советской, Садовой, Народной), до середины 19в. располагались здания тюрьмы городской думы, присутственных мест, больницы. У реки и в её пойме размещались воскобойный, мыловаренный, пивной, винный, кожевенный заводы, шерстомойни и водяные мельницы. За городской вал, в восточном направлении, были вынесены салотопенные заводы, ветряные мельницы. Кузницы были сконцентрированы в северном овраге, дав название улице Кузнечной. Экономическое развитие города в середине 19в. привело к росту численности населения, что в свою очередь, вызвало необходимость увеличения территории Борисоглебска. Поэтому в конце 1860-х годов разрабатывается второй генеральный план, который был утверждён 7 марта 1867г. в Техническо-строительном Комитете Сената. По этому плану город получил развитие в восточном направлении.На планах 1867, 1904, 1914 гг. видно чёткое разделение города на западную часть, которая сформировалась в первой половине 19в., и восточную, образованную во второй половине 19-начале 20в. Восточная часть города имеет форму правильного квадрата, ограниченного с юга железной дорогой, с востока ул. Кладбищенской (ул. Чкалова), с запада ул. Большой (ул. Свободы), с севера территории завода (ул. Октябрьская). Кварталы здесь значительно мельче, чем в старой части города, а площади - крупнее. На востоке городскую территорию ограничивали постройки запасного кавалерийского полка.Для пригородных слобод Борисоглебска, вынесенных в начале 19 в. за черту города, генеральных планов не разрабатывали, и поэтому они развивались, с одной стороны, свободно, подчиняясь главным трассам движения и рельефу местности, а с другой стороны - структуре самого Борисоглебска.Солдатская слобода (нынешняя северная часть города) имела небольшие кварталы прямоугольной формы, полукольцом охватывающие северные заболоченные пойменные территории и располагающиеся далее к северу-востоку, вдоль дороги на с. Чигорак. Большинство меридиональных улиц города.Станичная слобода (нынешняя южная часть города) располагалась за железной дорогой. Первоначально, в первой половине 19 в., она формировалась по бровке надпойменной террасы рек Вороны и Хопра, о чем свидетельствует, напоминающая лучевую, планировка с небольшими кварталами неправильной формы. После строительства железной дороги слобода получила развитие в юго-восточном направлении. Кварталы этой части - правильной прямоугольной формы, расположились параллельно железной дороге. В 1904 году но правом берегу р. Ворона в одной версте от города (ныне на въезде в город из Воронежа, севернее автодороги) был открыт Борисоглебский Хренниковский Александро- Невский монастырь. Монастырский комплекс включал церковь Николая Чудотворца, четыре здания келий, богадельню, странноприимный дом. В 1909 г. рядом был построен кирпичный завод. До настоящего времени сохранились лишь руины этих зданий.После 1917г. город развивался в соответствии со специально разработанными генеральными планами, последний из которых был утверждён в 1993г. За эти годы было снесено нес...
Другие файлы:

Проблемы загрязнения атмосферы города Борисоглебска
Источники загрязнения атмосферы. Анализ антропогенного загрязнения воздушной среды в России. Анализ состояния атмосферы и состояния здоровья населения...

Строительство кафе "Версаль"
Архитектурно-строительное решение и градостроительная идея размещения здания кафе. Принципы технологической компоновки и функциональной организации со...

Архитектурно-строительная характеристика объекта строительства ОАО "Бурейская ГЭС"
Направления хозяйственной деятельности ОАО "Бурейская ГЭС"; архитектурно-строительная характеристика. Оформление договорных отношений заказчика с генп...

Кубышки саранчовых различных жизненных форм окрестностей города Борисоглебска

Жанровая уникальность романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
История создания романа. Идейно-художественная роль сил зла в романе. Историческая и художественная характеристика Воланда и его свиты. Великий бал у...