Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Страхование

Страхование жизни

Тип: реферат
Категория: Страхование
Скачать
Купить
Теоретическая часть Страхование жизни в современном смысле этого слова впервые возникло в Англии в 1762 г. с появлением акционерной страховой компании "Equitable Society". Страхование жизни в плане актуарных расчетов технически сложнее, чем страхование имущественных рисков, поэтому современное страхование жизни появляется только тогда, когда оказалось возможным подвести под него статистическую и математическую базу по продолжительности жизни. В 1787 г. во Франции создана первая континентальная акционерная компания по страхованию жизни "Королевская страховая компания". Первое страховое акционерное общество в Роcсии появилось в 1827 г. «Первое русское страховое от огня общество» было единственной российской страховой организацией до 1835 г. Быстрое становление страхования началось в России с отменой крепостного права и развитием капитализма. К началу ХХ в. в России сформировался вполне цивилизованный страховой рынок с развитой инфраструктурой, представленной национальными и иностранными акционерными компаниями, взаимными и земскими страховыми обществами, а также государственным страхованием рабочих. В 1913 г. в стране действовало 19 страховых акционерных обществ. 8 страховых учреждениях России было застраховано имущество на сумму 21 млрд. руб. Общий сбор премии в 1913 г. составил 204 млн. руб., из них на долю иностранных страховщиков приходилось всего 12 млн. руб. Таким образом, национальные страховые компании контролировали более 94% российского страхового рынка. В течение почти 70 лет после 1917 г. в нашей стране отдавалось предпочтение общегосударственным резервным фондам широкого назначения. С их помощью осуществлялись дополнительные капиталовложения в оборону страны, в различные отрасли народного хозяйства и непроизводственной сферы, если это вызывалось острой необходимостью и не было ранее запланировано. За счет этих же резервных фондов производилось и возмещение ущерба от стихийных бедствий. Большую роль играли и централизованные финансовые резервные фонды отраслевых министерств и производственных объединений. Они позволяли осуществлять внутриотраслевое перераспределение ресурсов для финансирования капиталовложений общеотраслевого и межотраслевого характера, выделения средств отстающим предприятиям, возмещения различных убытков и других затрат. Для страхового фонда, формируемого за счет средств граждан и субъектов хозяйствования (т.е. классических страховых фондов), оставалась ограниченная сфера действия: сельскохозяйственные предприятия, кооперативные и общественные организации, имущество, жизнь и здоровье граждан. Первый этап развития коммерческого страхования в России. Широкое развитие рыночных отношений с 1986 г. существенным образом изменило положение дел в страховании – в СССР стали появляться и развиваться независимые, негосударственные коммерческие страховые организации. Первый этап становления нового российского коммерческого страхования приходится на 1988-1992 гг. Его можно назвать этапом «дикого» экстенсивного развития. Он начался с появлением первых страховых кооперативов и характеризовался взрывным развитием страхового рынка. При этом в России отсутствовала какая-либо правовая база и государственное регулирование страховой деятельности. Для этого этапа становления рынка характерно практически полное отсутствие у страховщиков достаточных уставных капиталов и иных собственных средств. В начале 90-х гг. процесс создания новых страховых компаний принял лавинообразный и неконтролируемый характер. При этом новые страховщики готовы были страховать все и на любых условиях. Ярким примером такой «всеядности» страховых компаний было чрезвычайно популярное в то время страхование банковских кредитов. Этот заведомо убыточный и бесперспективный вид страхования давал возможность страховщикам собирать достаточно крупные взносы. Когда же наступало время компенсировать убытки, компании, как правило, находили юридические основания для отказа в выплате. Это привело к судебным конфликтам ряда банков со страховыми компаниями, убедившихся в недобросовестности страховщиков, и резкому росту недоверия к страховым компаниям на финансовом рынке. Основной причиной быстрого роста числа страховых организаций было осознание промышленными и коммерческими кругами широких возможностей финансовых операций, которые можно проводить при помощи страховых инструментов. Именно тогда зарождается «зарплатное» страхование жизни, основа которого – использование льготного режима налогообложения краткосрочного накопительного страхования жизни для снижения налогов на фонд оплаты труда предприятий. Различные организации предпочитали страховать за счет прибыли собственных сотрудников на срок в 1 год и не проводить при этом отчислений в различные фонды. Поэтому вместо увеличения заработной платы руководители заключали договоры страхования жизни в пользу своих сотрудников. Пик развития «зарплатного» страхования жизни пришелся на конец 1995 – начало 1996 г. Специфика первого этапа становления страхования в целом определялась общей экономической обстановкой эпохи «первоначального накопления капитала», когда новые экономические институты – банки, биржи, страховые компании в основном являлись паразитическими финансовыми надстройками над нерыночной, все еще во многом плановой экономикой. Число компаний, которые в действительности предоставляли своим клиентам классическую страховую защиту, в тот период было крайне невелико. Второй этап развития коммерческого страхования в России. Первоначальный период становления независимого российского страхования в основном завершился в начале 1992 г. Второй этап развития российского страхования в 1993 1995 гг. можно назвать периодом относительно цивилизованного экстенсивного роста. Его начало связано с образованием Росстрахнадзора как органа государственного регулирования страховой деятельности и с принятием первого в истории России закона «0 страховании». Вступление в силу этого закона в начале 1993 г. существенно изменило ситуацию на страховом рынке. Были точно определены основные параметры страховой деятельности и требования к надежности страховщиков. Началась систематическая работа по упорядочиванию страхового рынка. Если говорить о количественном росте числа действующих страховщиков, то 1993-1994 гг. были отмечены бурным ростом числа компаний. В течение 1995 г. количество страховщиков практически не менялось – по данным на конец 1995 г. их было 2217, в последующие годы их количество только сокращалось. Что касается тенденций развития страхового рынка, то второй этап его становления характеризовался продолжением экстенсивного роста на направлениях, имеющих мало общего с классическим страхованием – в первую очередь, за счет «зарплатных» схем, а также широким развитием системы обязательного медицинского страхования (ОМС). Вообще систему ОМС можно отнести к коммерческому страхованию с большой натяжкой, так как основным плательщиком страховой премии здесь является не независимое физическое или юридическое лицо, а фонд, пополняемый за счет налогов. К сожалению, ОМС, несмотря на всю его масштабность, не смогло стать действенным фактором становления страхового рынка. Это обусловило, с одной стороны, его низкую эффективность (страховщики конкурируют не за страхователя, а за распределителя внебюджетных средств, собираемых по ОМС), с другой – явилось одной из основных причин скептического отношения населения к "новому" страхованию, поскольку нарушен ряд признаков страховой сделки, в частности, свобода выбора страхователем страховщика и его контроль за выполнением услуги. Кроме того, система ОМС представляет собой инструмент перераспределения средств, характеризующийся высокой убыточностью страховой премии (до 90%) и быстрой оборачиваемостью финансовых потоков, что не дает страховщикам сформировать долгосрочные резервы. Вторую разновидность обязательного страхования – страхование сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих за счет бюджетных средств – тоже с большой натяжкой можно назвать страхованием. Вместо процесса страхования имеет место выплата компенсаций государственным служащим и военным через частные компании, выполняющие функции кассовых центров. Порочность такой системы в том, что и для страхователя, и для страховщика перестают играть роль параметры страхового продукта, его конкурентоспособность, уровень страхового сервиса. К тому же такое обязательное страхование, как и система ОМС, не имеет инвестиционного эффекта. К сожалению, тенденция к формированию отдельными компаниями гарантированных источников существования за счет обязательного страхования сохраняется и сейчас. Вместе с тем можно отметить, что в на втором этапе становления российского страхового рынка достаточно активно развивается страхование имущества, хотя его рост и не превышал в эти годы уровень инфляции. Тем не менее, некоторое оживление имущественного страхования явилось знаком повышения внимания страховщиков к классическим продуктам и рынкам, апробированным во всем мире. Для представления о темпах разв...
Другие файлы:

Основные категории личного страхования
Классификация личного страхования. Договор страхования жизни. Страхование на случай смерти. Сберегательное страхование. Смешанное страхование жизни. К...

Личное страхование
Понятие, классификация и основные категории личного страхования. Договор страхования жизни. Страхование на случай смерти. Особенности и виды сберегате...

Страхование жизни
Страхование жизни в Республике Беларусь. Выплата денежной суммы при дожитии застрахованного до определенного срока или в случае его смерти. Уплата стр...

Обязательное страхование и его принципы
Личное страхование пассажиров (туристов, экскурсантов). Государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих. Принципы обязательного страховани...

Анализ рынка ипотечного страхования
Страхование недвижимого имущества, являющегося предметом залога, от утраты и повреждения. Страхование жизни и трудоспособности заемщика ипотечного кре...