Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Социология

Человеческая деятельность в теории Э. Гидденса. Рационализация действий

Тип: курсовая работа
Категория: Социология
Скачать
Купить
Концепция современности: теория структурации, социальные практики как предмет исследования, структура. Главная теорема теории структурации, понятие об агентах, практическом сознании, порядке. Агентно–структурная политическая реальность современности.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Тема: Человеческая деятельность в теории Э. Гидденса.

Рационализация действий.

Содержание

Введение

1. Концепция современности

2. Теория структурации

2.1 Социальные практики как предмет исследования

2.2 Структура

2.3 Главная теорема теории структурации

2.4 Агент

2.5 Практическое сознание

2.6 Порядок

3. Агентно-структурная политическая реальность современности

Заключение

Используемая литература

Введение

В конце 1960-х - начале 1970-х гг. прошлого столетия среди социологов усилились дебаты по поводу перспективных направлений приращения и развития социологического знания. Дело в том, что общепризнанные парадигмы академической социологии подвергались все большей критике за ту или иную односторонность в интерпретации социальных реалий. Отмечалось, в частности, что макросоциологические теории слишком акцентировали влияние социального целого над субъектами. По Марксу, например, “законы абсолютно невозможно отменить. Что может изменяться в различных исторических состояниях - так это только формы, в которых эти законы проявляются”. Доминирование объективистского подхода можно видеть и в работах Т. Парсонса, хотя его «волюнтаристская теория действия» и пыталась совместить социальные системы с учетом мотивационных компонентов человеческого поведения. И все же его акторы не являлись самостоятельными исполнителями. Эти и другие парадигмы подвергались критике за их натуралистичность, т.е. за то, что они исходили из постулата о том, что законы социального мира предопределяют характер социальных процессов. Тем самым вольно или невольно исключались альтернативные возможности будущего. Между тем факты развития обществ и на Западе, и на Востоке все больше свидетельствовали об отсутствии жестких социальных законов вообще.

В то же время интерпретивные парадигмы, основанные на герменевтических традициях (герменевтика - теория и искусство понимания “другого”, чужой индивидуальности), критиковались за максимальную актуализацию субъективного начала, что приводило к умалению влияния социально-исторического контекста на человеческую деятельность.

Английский социолог Энтони Гидденс создал социальную теорию, которая преодолела традиционную поляризацию объективного и субъективного, структуры и индивида.

Энтони Гидденс родился в 1938 г., английский социолог, профессор Кембриджского университета, внес значительный вклад в интерпретацию классической социологической теории. Его перу принадлежит целый ряд книг: “Капитализм и современная социальная теория” (1971); “Политическое и социологическое воззрение Макса Вебера” (1972); “Эмиль Дюркгейм” (1978). Учебник Гидденса по социологии ныне издан в России.

Главная тема его научных изысканий -- анализ современности через призму предложенной им интегральной теории структурации.

Цель данной работы изучение человеческой деятельности в теории Э. Гидденса.

структурация современность агент политический

1. Концепция современности

Гидденс выделяет три основные черты, определяющие характер современности.

Первая - крайний динамизм, неимоверно возросшая скорость изменения всех процессов в обществе. При этом социолог говорит не о формационных изменениях, и не об изменении структур и их функций, а о темпах изменений в социальных практиках, образцах поведения людей.

Вторая - это глобальность пространства, на котором происходят изменения, что несопоставимо со сферой изменения во всех досовременных обществах, так как практически все регионы мира социально и информационно втянуты во взаимодействие друг с другом.

Третья - внутренняя природа современных институтов. Появились социальные формы, которые ранее вообще не существовали (современное производство зависит главным образом от неживых источников энергии).

Гидденс конкретизирует эти положения. Характерной чертой современности, считает он, является принципиальное изменение системы контроля над средствами насилия. В домодерновых цивилизациях военная сила всегда играла самую важную роль в жизни обществ. Однако никакой правящий тиран не был в состоянии сохранять монопольным контроль над средствами насилия, так как войны и восстания постоянно его нарушали. Положение радикально меняется в государствах модерна - они успешно и длительно осуществляют монополию на средства насилия. Однако заметим, что после террористических актов в Америке данное положение, по крайней мере, ставится под вопрос.

Далее социолог отмечает, что современность существенным образом трансформирует характер взаимодействия людей, разделяя их во времени и пространстве. Отсутствие “привязанности” к какому-либо географическому месту, характерное для традиционных культур, заменяется тем, что индивид имеет возможность плюралистического выбора жизненных стратегий, предлагаемых абстрактными системами. Под абстрактными системами Гидденс понимает, во-первых, механизмы символических знаков (например, виртуальные деньги), позволяющие абстрагироваться от времени и пространства, совершать сделки «между множеством индивидов, которые никогда не встречались друг с другом физически». И, во-вторых, - экспертные системы (услуги юристов, психотерапевтов, советников, разного рода технических специалистов), которые также способны влиять на характер взаимодействия людей, абстрагируясь при этом от времени и пространства.

В этой связи существенно меняется интимность в контексте повседневной жизни. В домодерновой культуре отношения родства являлись организующим средством для стабилизации социальных связей во времени и пространстве, локальное сообщество было тем местом, которое обеспечивало интимную среду. Для модерна характерно иное - социальное взаимодействие людей все больше разделяется во времени и пространстве. Но возникли два новых фактора, поддерживающих их в таком виде: личные отношения дружбы или сексуальной интимности выступают средством стабилизации социальных связей; абстрактные же системы являются средством, стабилизирующим отношения в неопределенном пространственно-временном положении.

Переход от традиционного общества к современному сопровождается освобождением межличностных связей от зависимости внешних факторов - традиций, родства, материального обеспечения. Они обретают форму “чистой связи”, которая имеет ценность для индивидов исключительно благодаря своему внутреннему содержанию. Её характерными чертами являются взаимные интересы, доверие, преданность индивидов друг другу. Общность жизненной истории более тесно сплачивает участников чистой связи, чем общность социальных позиций, являющаяся атрибутом традиционного общества.

Для современности характерна институциональная рефлексивность. Под рефлексивностью модерна социолог понимает постоянный пересмотр социальной реальности в свете новой информации или знания. Знания становятся фактором, который весьма влияет на характер трансформации как социальных институтов, так и моделей поведения индивидов.

Говоря об основных макросоциальных измерениях модерна, Гидденс особо выделяет постдефицитную экономику, которая становится возможной благодаря координации глобального порядка, созданию планетарной экологической службы. Имеет место гуманизация технологий. В политической сфере получает развитие участие непрофессионалов в управлении обществом через институты партиципативной демократии - демократические организации, экологические движения и т.д.

Вместе с тем Гидденс постоянно подчеркивает, что его концепция современности не сводится к макротенденциям. Она органично включает в себя микротенденции, которые являются микро не по значимости, а по уровню анализа социальной реальности - внутриличностных трансформаций.

Современность, считает социолог, качественно изменяет внутриличностные процессы. Если в традиционном обществе личность формировалась под влиянием набора последовательно сменяющих друг друга возрастных характеристик с четкими социальными параметрами, типичными для определенного локального сообщества, то в социализации современного индивида значительное место занимают абстрактные системы, которые предлагают постоянно расширяющийся набор педагогических и социопсихологических рекомендаций, что исключает однозначную определенность становления личности.

Одним из важнейших параметров современного общества является качественное возрастание рисков для его членов.

Риск - вероятность негативного события; возможность утраты, потери; гипотетическая вероятность наступления ущерба.

Можно выделить три характерные черты риска: 1) неопределенность, связанная с возможными потерями или негативными последствиями; 2) сами негативные последствия или потери; 3) ценность или значимость этих потерь.

Риск предполагает, что негативные проявления чего-либо могут наступить, а могут и не произойти. При принятии решений индивиды не в состоянии прогнозировать только положительные результаты, ибо могут сказаться непредвиденные последствия. Здесь неопределенность проявляется в том, какие факторы были учтены, а какие нет. Кроме того, важно учесть различные уровни риска, которые варьируются от того, чем можно пренебречь, до объективной вероятности негативного события.

Гидденс ведет речь не о том, что жизнь современного человека подвержена бульшим рискам, чем это было характерно для его предков, а о том, что ныне “и дл...

Другие файлы:

Современные социальные теории: общее и особенное концепций Н. Лумана, П. Бурдье, Э. Гидденса
Состояние современной социологии в Европе и США, предпосылки ее дальнейшего развития. Понятие, содержание и основные проблемы концепций П. Бурдье, Н....

Язык в антропоцентрической научной парадигме
Человеческая жизнь – система сменяющих друг друга видов деятельности, включенных в систему отношений общества, что и представляет ее особое своеобрази...

Социальные институты: сущность и разновидность теорий и подходов
Подходы к определению и природе социальных институтов. Институциональный подход, социальный институт в теории Парсонса. Бурдье и его теория "структури...

Рационализация использования экономических методов менеджмента в ООО "Ташкын" Актанышского района Республики Татарстан
Сущность и виды экономических методов менеджмента. Анализ земельных фондов, трудовых ресурсов и производственного потенциала предприятия. Внедрение вн...

Глобальные проблемы и перспективы человечества
Глобализация как предмет социально-философского анализа. Теории Э. Гидденса и Л. Склэра. Кризис техногенной цивилизации и глобальные проблемы современ...