Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Социология

Троллинг как тип коммуникативного поведения в интернет

Тип: дипломная работа
Категория: Социология
Скачать
Купить
Определение понятия "сетевой троллинг". Изучение языковых аспектов троллинга как одной из форм коммуникативного поведения в веб-пространстве. Способы эффективного взаимодействия и пользовательская оценка. Отличие "спама" от "адвертивного троллинга".
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Троллинг как тип коммуникативного поведения в интернет

1. Троллинг в коммуникативном пространстве интернет

1.1 Определение понятия «сетевой троллинг»

Вопросом коммуникативных действий занимались Н.И. Формановская [20], Ю.Н. Караулов [11], В.Г. Костомаров [21], Е.М. Верещагин [22], И.А. Стернин [23]. Сам термин «коммуникативное поведение» был впервые использован на русском языке в 1989 году в работе И.А. Стернина «О понятии коммуникативного поведения [23], а первым специальным изданием в этой области стала его публикация «Очерк русского коммуникативного поведения» [24].

Поскольку И.А. Стернин полагает, что говорить о существовании коммуникативного поведения целесообразно для «определенной группы людей» [25, с. 4], значит, имеет смысл рассуждать о тех или иных особенностях коммуникативного поведения, которые характерны как малым сообществам, так и крупным формированиям. Таким образом, термин «коммуникативное поведение» применим для любой группы лиц, участвующих в каком-либо виде коммуникации - как вербальной, так и невербальной. Для вербального виртуального общения по нашему мнению характерны такие виды коммуникативного поведения, как «флейм» (разжигание конфликтов между пользователями), «флуд / оффтопик» (сообщения, не относящиеся к установленной теме обсуждения), «спам» (рассылка сообщений рекламного характера), «холивор» (горячий спор между приверженцами равнозначных точек зрения по определенному вопросу) и «сетевой троллинг» (сетевая провокация для достижения определенной цели). «Сетевой троллинг» является термином, используемом в компьютерном сленге, и по сути имеет ярко выраженный неформальный оттенок. В нашей работе данному термину присваивается статус научного понятия с целью рассмотреть функционирование троллей в их взаимодействии с жертвами сквозь призму научного знания. В настоящем исследовании мы придерживаемся понятий «инициатор» и «реагент», выделенных И.А. Авдеенко и А.А. Шунейко [19] и используем их в качестве равнозначных синонимов понятиям «сетевой тролль» и «жертва», соответственно.

Для уточнения роли, занимаемой троллингом среди других видов коммуникативного поведения, разграничим вышеобозначенные формы коммуникативного поведения.

Рассмотрим «флейм». Флеймер (от англ. flame - «пламя», «вспышка»; словообразования: a flamer, to flame) - пользователь различных сетевых ресурсов, намеренно разжигающий конфликты между другими участниками коммуникации с целью получить моральное удовлетворение от происходящего. Таким образом, очевидно сходство флеймера с троллем. Однако, обратим внимание, что на основе черты конфликтности можно сделать вывод, что не каждый флеймер является троллем, так как одного лишь поиска конфликта для тролля недостаточно, тогда как каждый тролль является флеймером, поскольку конфликтность - основа коммуникативного поведения тролля. Приведем примеры флейма: «Купи ей надувного мужика - и сдери тонировку. Еберется ведь как нибудь в сумерки о летучего голандца», «Непонимаю я тонировку - у лохов которым ТО неприносят. В чём понт то???» [30].

Следующей формой коммуникативного поведения является «флуд». Флудер (от англ. flood - «наводнение», «стихийное бедствие»; словообразования: a flood, to flood, a flooder) - пользователь сетевых ресурсов, отправляющий сообщения не в рамках созданной руководителем или модератором сетевого ресурса темы, а также допускающий в своей речи оскорбительные, бессодержательные, нецензурные и иные выражения. Кроме того, флудом также считается публикация нескольких сообщений подряд от одного пользователя с небольшим временным интервалом. Стоит отметить, что флудером может считаться как пользователь, нарочно допускающий обсуждение вне рамок заданной темы, что свидетельствует о неспособности вести конструктивную дискуссию в одном коммуникативном направлении, так и пользователь, нарочно вносящий хаос в обсуждение с целью достижения морального удовлетворения от бессвязной дискуссии, структура которой со стороны наблюдателя с трудом прослеживается. Примеры флуда: «ыввырывфловырвлывоффлоаралорашгфушгашлгоы-фрлаотфововововвввв» (бессодержательный набор литер) [31], «Пойду помоюсь малёк:) а вас с новым годом archangel_546!» [32].

Обратимся к «спаму». Спамер (от англ. spam - «нежелательная почтовая рассылка», «реклама»; словообразования: to spam, a spam, a spamming, a spambot) - пользователь сетевых ресурсов, предлагающий разнообразные товары и услуги за финансовую составляющую. В особенных случаях спамером может являться продвинутый пользователь Интернет, занимающийся отправкой различного рода бессодержательных, юмористических сообщений, нередко содержащих вирусы или вредоносные программы, целью распространения которых также является финансовая выгода. Составляющая спамера в тролле выражена менее существенно, чем в других коммуникативных формах. Однако, отметим, что спамер может квалифицироваться в качестве флудера с точки зрения правил сетевых ресурсов, так как к сообщениям вида «флуд» относятся любые сообщения, не относящиеся к теме обсуждения, в том числе и сообщения рекламного характера. Примеры спама: «Лучшие знакомства для секса: реальное общение. Познакомься с реальной телкой» [33].

Проанализируем холивор. Понятие сетевой троллинг дублирует часть семантики термина холивор (от англ. holy war - «священная война»), состоящей в противоречивых вопросах и поиске истины. Холиворы характеризуются спонтанностью, значит, коммуникативная установка может выполнять второстепенную роль или вовсе отсутствовать, тогда как в троллинге цель играет очень важную роль. Мы считаем, что основным плюсом подобных споров является коммуникация ради коммуникации, возможность выговориться, оценить позицию собеседника, пересмотреть собственное мировоззрение. В качестве негативных особенностей следует отметить: психологический вред, повышенную экспрессию инициаторов, бесполезность поиска истины в биполярных вопросах, когда оба собеседника правы и оба неправы одновременно. Примеры холивора: «Лучший клуб Испании: Реал Мадрид или Барселона?», «Кто лучше Жириновский или Прохоров?», «Кто умнее: мужчины или женщины?» [34].

Таким образом, сделаем вывод, что спамер и флудер соотносятся в такой характеристике, как «оффтопность», то есть сообщениях не по теме. Флудер и флеймер схожи по наличию общих характеристик: оффтопности и негативных реакций. Холивор не имеет ничего общего со спамом и флудом, однако он сходен с флеймом в экспрессии, выражаемой в сообщениях. Среди перечисленных форм коммуникативного поведения «сетевой троллинг» характеризуется наибольшей степенью провокационных действий (перечень слов, имеющих отношение к троллингу, см. в приложении А).

Рассмотрев троллинг в ряду других видов коммуникативного поведениия, соотнесем понятия провокация и троллинг. Для того, чтобы разграничить понятия «провокация» и «троллинг», обратимся к установившимся дефинициям данных терминов. Словарь Д.Н. Ушакова определяет провокацию как «умышленный вызов, подстрекательство с какой-либо целью» [35]. Троллинг - это провокация для достижения определенной цели. Однако, сетевой троллинг характеризуется также и другими особенностями, к которым, в частности, относится ложная самоидентификация в условиях сети с использованием возможностей смены никнейма, подтасовки информации, вброса клеветы, в то время как в провокации ложная идентификация используется значительно реже. Кроме того, троллем могут быть использованы различные приемы работы с текстом - различный регистр, ломаные буквы, работа с размером, цветом и шрифтом, графические средства - изображения, видеозаписи, а также ссылки и html код, отсутствующие в провокации. Сходство троллинга и провокации несомненно также и в элементе конфликта - суть которого состоит в том, чтобы бросить вызов кому-либо, только в провокации вызов чаще всего является открытым, что можно сравнить с толстым троллингом.

Взяв за основу теоретический аппарат описания коммуникативного поведения И.А. Стернина [25], мы выделили следующие понятия в троллинге: троллинг-ситуация, троллинг-акт, троллинг-общение, троллинг-действие.

Троллинг-ситуацию мы понимаем как набор высказываний в модели «инициатор-реагент», по контексту которой можно судить о конкретном виде сетевого троллинга.

Троллинг-акт нами определяется как законченный акт провокационной деятельности тролля в коммуникативном пространстве сети Интернет, то есть успешное выполнение инициатором одной из заранее поставленных перед ним целей.

Троллинг-общение - коммуникация с провокационным подтекстом в рамках сетевого ресурса.

Троллинг-действие - действие провокационного характера, которое можно рассматривать как успешное выполнение инициатором функции, так и попытку ее осуществления.

Перейдем к вопросу установления этимологии слов «тролль» и «троллинг».

По одной из версий, высказанной представителями Интернет-сообщества [36], слово «сетевой тролль» происходит от наименования древних сказочных существ, являющихся героями фольклора стран Скандинавии. Отметим, что данная версия имеет право на существование по причине сходства коммуникативного поведения Интернет-троллей с поведением сказочных существ, что наблюдается в проявлении таких эмоций тролля, как злоба и агрессивность, и таких персональных характеристик личности, как невежество, неуживчивость, самолюбие, непредсказуемость, безнравственность, а также внешнего вида - тролль со стороны наблюдателя представляется нам неприятного вида человеком,...

Другие файлы:

Я-пространство как компонент коммуникативного поведения и национальной семантики
Характеристика существенных различий между русским и немецким менталитетом, их признаки и области проявления. Психологические особенности Я-пространст...

Межкультурные различия в коммуникативном поведении
Многообразие коммуникативного поведения - его факторы и нормы. Эмпатия и коммуникация. Социальный символизм и речевой этикет, активность и пассивность...

Теоретические проблемы изучения коммуникативного поведения
Коммуникативное поведение как предмет лингвистического описания. Изучение национального коммуникативного поведения. Теория речевых актов и прагматичес...

Разработка коммуникативного класса для дистанционного обучения
Система дистанционного обучения на основе Интернет-технологий - современная универсальная форма профессионального образования. Модели, технологии и сп...

Рекламный текст
Понятие, структура, составляющие и классификация рекламного текста, его психографика, композиционно-графические приемы. Примеры вербально-коммуникатив...