Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Социология

Технологии работы по решению медико-социальных проблем детского населения

Тип: курсовая работа
Категория: Социология
Скачать
Купить
Характеристика здоровья детского населения и его факторов. Задачи, функции и содержание деятельности специалиста по социальной работе в детской поликлинике. Специфика медико-социальных проблем семей, имеющих детей, обслуживаемых детской поликлиникой.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

Введение

Глава 1 Детское население как объект медико-социальной работы детских поликлиник

1.1 Характеристика здоровья детского населения и факторов, его обуславливающих

1.2 Специфика медико-социальных проблем семей, имеющих детей, обслуживаемых детской поликлиникой

Глава 2. Теоретико-практические аспекты деятельности специалиста по социальной работе в решении медико-социальных проблем детского населения

2.1 Правовые аспекты медико-социальной работы в детской поликлинике

2.2 Основные задачи, функции и содержание деятельности специалиста по социальной работе в детской поликлинике

Заключение

Список литературы

Введение

Глубокий социально-экономический кризис в России, рост безработицы, межнациональные конфликты, нестабильность политической обстановки в стране привели к обострению многих жизненно важных проблем, среди которых превалирует резкое снижение жизненного уровня населения, усиливающееся социальное расслоение популяции. В результате миллионы людей находятся в настоящее время на грани нищеты, голода, в состоянии психологического стресса. Создалась катастрофическая ситуация для здоровья широких слоев населения, в первую очередь беременных женщин, кормящих матерей, детей, особенно раннего возраста, подростков, инвалидов. Резко ухудшилось положение семей, молодых.

Материалы государственной и ведомственной статистики, результаты многочисленных исследований убедительно свидетельствуют о складывающихся негативных медико-демографических процессах, снижение качество жизни, ухудшение состояния здоровья населения, множестве медико-социальных проблем детей, подростков, семьи. Детский подростковый контингент в условиях кризисного развития современного общества становится одной из наиболее социально-уязвимых групп населения. Особенно обостряется эта проблема в связи с ростом числа отрицательно влияющих на подрастающее поколение факторов, формирующих социальный риск, а также отклонений в психическом здоровье, нарушение репродуктивной сферы и др. Национальным бедствием становится распространение среди детско-подросткового контингента так называемых само разрушающих форм поведения (наркомании, алкоголизма, курения, токсикомании), инфекций передаваемых половым путем, СПИДа, безнадзорности и беспризорности, правонарушений несовершеннолетних, что представляет серьезную угрозу безопасности страны.

Проводимая государством социальная политика, направляемая на увеличение размера заработной платы, дотаций, стипендий, пенсий, расширение перечня пособий, введение единой системы пособий на детей, создание различных социальных фондов, безусловно, дает определенный социально-экономический эффект. Но он, как правило, кратковременный, т.к. увеличение доходов населения не успевает за галопирующим ростом цен на продукты питания, жилье, жизненно необходимые товары - одежду, обувь, а также бытовые услуги.

В целом осуществляемая в настоящее время государством социальная политика явно ограничена, носит тотальный характер, не является адресной, направленной прежде всего на истинно нуждающиеся в социальной защите контингенты населения, а поэтому и мало способна в данный момент противостоять росту социальной напряженности в обществе.

Очевидна необходимость принятия адекватных мер по коренному перелому сложившейся ситуации, включая проведение более эффективной государственной политики в области социальной защиты подрастающего поколения. Поскольку на сегодняшний день острейшими проблемами современного общества являются социально-бытовая неустроенность, материальная необеспеченность и нуждаемость; отсутствие навыков и культуры здорового образа жизни; рост заболеваемости и инвалидизации; эмоциональная неустойчивость, жестокость, суицидальные состояния, следовательно, чрезвычайно необходимо отработка и реализация программ медико-социальной помощи, призванных осуществлять комплексные мероприятия - медицинские, социальные, экономические, правовые, психологические, педагогические, - направленные на преодоление трудных жизненных ситуаций.

В связи с этим остро встает вопрос о совершенствовании социальной политики, разработке новых механизмов, форм и методов ее реализации, основанных на оказании населению не только материальной помощи, но и других видов социальных услуг.

Оказание медико-социальной помощи сегодня базируется на медицинских учреждениях, наиболее приближенных и доступных населению. В связи с этим на лечебные профилактические учреждения различного типа, в частности на детские амбулаторно-поликлинические учреждения возлагается задача пересмотра организационных технологий, направленных на укрепления физического, психического, репродуктивного здоровья, социального благополучия детей. Одной из основных фигур в оказании медико-социальной помощи становится специалист по социальной работе.

Объектом исследования являются медико - социальные проблемы детского населения

Предмет исследования является технологии работы по решению медико-социальных проблем детского населения.

Цель данной работы - изучить медико-социальные проблемы детей и роль специалиста по социальной работе в их решении на базе детских амбулаторно-поликлинических учреждений.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1. Охарактеризовать здоровье детского населения и факторы его обуславливающие.

2. Изучить специфику медико-социальных проблем семей, имеющих детей, обслуживаемых детской поликлиникой.

3. Определить основные задачи, функции и содержания деятельности специалиста по социальной работе детской поликлинике.

Глава 1. Детское население как объект медико-социальной работы детских поликлиник

1.1 Характеристика здоровья детского населения и факторов, его обуславливающих

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет, что здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, когда органы и системы организма человека уравновешены с окружающей, производственной и социальной средой, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Одной из характеристик состояния здоровья является понятие «общественное здоровье». Общественное здоровье отражает здоровье индивидуумов, из которых и состоит общество. Но общественное здоровье нельзя лишь к совокупности показателей здоровья отдельных членов общества. Общественное здоровье - это такое состояние, такое качество общества, которое обеспечивает условия для активного продуктивного образа жизни, нестесненного заболеваниями, физическими и психическими дефектами.

Исследования, проведенные как у нас в стране, так и за рубежом, показывают, что состояние здоровья определяется факторами образа жизни (от 50 % до 55 %), окружающей средой (20-25 %), генетическими факторами (от 15 до 20 %) и организацией медицинской помощи (от 10 до 15%).

На основании официальных данных Госкомстата и Министерства здравоохранения России можно прийти к выводу, что с начала 90-х годов в России повышается заболеваемость детей и подростков соматическими, нервно-психическими болезнями и так называемыми социопатиями - туберкулезом, алкоголизмам, наркоманиями и токсикоманиями, а также заболеваемость инфекциями, передаваемыми половым путем, увеличивается число детей инвалидов [8; С. 25].

С 1990 года по 2003 год отмечен рост показателя заболеваемости: всеми болезнями - на 31,9 %, инфекционными и паразитарными болезнями на 18,6 %, новообразованиями - в 2,3 раза, болезнями эндокринной системы, расстройствами питания, нарушениями обмена веществ и иммунитета - в 2,4 раза, болезнями крови - в 3,2 раза, болезнями нервной системы и органов чувств в 1,6 раза, болезнями системы кровообращения - в 3,6 раза, болезнями органов пищеварения - на 78,1 %, болезнями мочеполовой системы - в 2,3 раза, болезнями кожи и подкожной клетчатки - на 58,8 %, болезнями костно-мышечной системы и соединительной ткани - в 3,5 раза, врожденными аномалиями (пороками развития) - в 2,5 раза, травмы и отравления возросли на 33,8 %. С 1996 года отмечено снижение заболеваемости дифтерией, ветряной оспой, вирусными гепатитами, возросла заболеваемость скарлатиной, коклюшем однако эпидемических вспышек инфекционных заболеваний за последние годы не было отмечено.

Здоровье подростков ухудшается с не меньшей скоростью, чем здоровье детей. С 1991 по 2003 гг. число заболеваний с впервые установленным диагнозом возросло на 50 %. Динамика роста заболеваемости подростков с 1991 по 1998 гг. по мере убывания прироста заболеваемости выглядит следующим образом: болезни крови - 3,71 раза; болезни мочеполовой системы - в 3,28 раза; болезни эндокринной системы, нарушения обмена веществ и иммунитета - в 3,92 раза; болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани - в 2,91 раза; новообразования - в 2,87 раза ; врожденные аномалии (пороки развития) - в два раза; инфекционные болезни - в 2 раза; болезни системы кровообращения - в 2,1 раза; травмы и отравления - в 1,14 раза.

По данным академика РАМН А. А. Баранова, заболеваемость (в том числе хроническая) увеличилась во всех возрастных группах [25; С.118]. Исследования показывают, что только 10 % выпускников школ могут считаться здоровыми. 75 % школьниц имеют хрони...

Другие файлы:

Основные направления социальной работы в решении социальных проблем детского населения Республики Беларусь
Здоровье детского населения Беларуси и формирующие его факторы. Социальные проблемы детей из неполных и многодетных семей, инвалидов и сирот. Мероприя...

Технология социальной работы
В учебнике представлены практико-ориентированные социально-психологические структурные и комплексные технологии решения проблем различных категорий на...

Технологии социальной работы в здравоохранении
В условиях политических, экономических и социальных трансформаций последнего десятилетия на фоне ухудшения показателей здоровья усугубились медико–соц...

Инновационная деятельность по решению социальных проблем
Историческая трансформация взглядов на решение социальных проблем в западных социологических школах. Взгляд России на глобальные проблемы общества. Со...

Разработка комплексных программ по решению актуальных социальных проблем
Процесс развития общества. Концептуальные подходы к социологическому исследованию социальных проблем, их диагностика. Критерии и методы обоснования пр...