Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Социология

Терминологические аспекты определения объекта социальной политики и формирования "Национальной системы социальной защиты населения"

Тип: статья
Категория: Социология
Скачать
Купить
Анализ различных суждений о современном понимании и трактовке социальной политики. Критерии определения ее объекта. Формирование системы взаимоотношений и взаимодействий между субъектами экономики - "Национальной системы социальной защиты населения".
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Терминологические аспекты определения объекта социальной политики и формирования «Национальной системы социальной защиты населения»

Назаров Евгений Григорьевич

Доцент кафедры социального права, государственной и муниципальной службы УРГЮА

Одна из актуальных задач стратегии развития России - предложить обществу новую, научно обоснованную мировоззренческую идею социальной политики, которая могла бы придать большинству людей, субъектам рынка смысложизненную ориентацию по их социальной миссии в национальной системе социальной защиты. Чтобы описать какое-либо явление или создать его модель, необходимо определиться с ее масштабом и базовыми элементами. Мы будем считать базовыми элементами социальной защиты населения - социальные институты общества и социальное обеспечение граждан в социальной сфере. Это «черные ящики», требующие расшифровки и систематизации. Различные подходы к социальной политике социального государства оперируют «черными ящиками» разного уровня.

Ситуация такова, социальная политика в России в настоящий момент не в полной мере обладает набором согласующихся социальных идей и правовых предписаний, регулирующих соответствующие типы рыночных отношений общества, государства и субъектов рынка, взаимодействие, которых наглядно реализуется в модели кругооборота ресурсов, продуктов, доходов [1, с. 91-99] и их распределении. Поскольку все участники рыночных отношений являются реальными собственниками и имеют свои экономические интересы, которые могут совпадать или противоречить интересам других субъектов, и каждый из них занимает определенное место в системе общественного разделения труда, чтобы реализовать свои экономические интересы. То в модели кругооборота ресурсов государство как публично-правовой институт общества, должно предложить ему национальную идею, систему то, что объединяет участников рыночных отношений в эффективном использовании ресурсов разных уровней на социальные расходы.

Государство предоставляет гражданам, домохозяйствам и фирмам свои услуги, в том числе и через социальную сферу - образования и медицинского обслуживания и т.д. Для обеспечения производства этих услуг государство с граждан, домохозяйств и фирм собирает денежные средства в виде налогов. У них же государство покупает необходимые для своей деловой активности ресурсы, товары и услуги. Граждане стараются максимально удовлетворить свои желания и потребности; фирмы - получить максимальную прибыль, государство - достигнуть максимального благосостояния общества. Кроме предоставления услуг, государство осуществляет различные денежные выплаты фирмам и домохозяйствам. Главным образом речь идет о трансфертных платежах. Важная часть трансфертных платежей - это государственные денежные выплаты на социальные нужды - пенсии, пособия и другие виды помощи нетрудоспособным, безработным и другим малообеспеченным слоям населения. Второе направление трансфертных платежей - это дотации и субсидии (денежные выплаты, предоставляемые государством фирмам для поощрения производства некоторых товаров и услуг). Субсидии и дотации могут предоставляться как производителям товаров и услуг, так и их потребителям, включая домохозяйства [2, c. 57-59, 101-103]. Этот распределительный механизм обладает специфическими экономическими характеристиками. Специфика проявляется в сильно выраженных изъянах отношений производства, распределения, потребления, обмена, в высокой роли государства в организации предоставления социальных услуг, в формах государственного регулирования и финансирования и их сочетания с рыночными механизмами. Все это заслуживает специального изучения вопросов разработки экономической политики социального государства, являющейся конкретным выражением его практической функции. В целом эта функция состоит в экономическом обосновании социальной политики государств, выявлении принципов и методов рационального управления национальной системой социальной защиты населения.

Она должна соответствовать конституционному провозглашению о тома, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (Конституция Российской Федерации cт.7).

Вместе с тем: - «Отечественная бюрократия, стремясь оправдать малоэффективную модель российской социальной политики, а также показать осуществляемые с пугающей периодичностью «непопулярные» меры в выгодном свете, пытается подвергнуть ревизии теорию социального государства. Ее главное устремление заключается в том, чтобы доказать нереализуемость данной теории в российской практике, для чего используется богатый набор доводов о ее неэффективности. Например, утверждается, что появление в 1993 г. в Конституции РФ 7-й статьи ни к чему не обязывает, ибо нет никаких «общепризнанных» отличий между социальными и иными государствами. Поскольку, дескать, любое из них проводит определенную социальную политику, этого достаточно для того, чтобы признать государство социальным» [3]. Вполне можно допустить, что это утверждение имеет верный смысл. Тогда и социальная политика должна получить научное обоснование равнозначное этим утверждениям, требованиям ориентированным на предвидение перспектив совершенствования институциональной системы социальной защиты населения Российской Федерации. Прежде всего, это необходимо связывать со сменой идеалов публичной власти, соответствующих конституционному провозглашению о социальном государстве. Это будет служить тем социальным и правовым фундаментом, на котором демократическое правовое государство может функционировать и как социальное.

Готовы ли мы к пониманию того, что Социальная политика - вид политики государства по целенаправленному осуществлению социальной защиты населения как целостной системы.

Предлагаемые программы, дебаты политиков, ученых в ходе предвыборной президентской «гонки» с очевидностью показали, что очень остро обозначился вопрос о проблемах единства научных взглядов на терминологию и место понятий социальная политика, социальная защита населения, социальная сфера и социальное обеспечение граждан в политических программах партий, основанных на разных подходах в современной теории социальной политики. Насколько возможно преодоление связанных с ними смысловых разрывов и стереотипов - вопрос открытый. Но очень важно видеть и понимать, как и почему сложившаяся традиция интерпретации этих явлений влияет на современную социальную политику государства.

Различные авторы употребляют данные термины по своему разумению, в силу чего очертания их содержания оказались размытыми в понимании смысла социальной политики. В результате, наличие целого ряда нечетких и противоречивых положений, которые неоднозначно толкуют соотношение - социальная защита населения, социальная сфера и социальное обеспечение к объекту социальной политики, приводит к произвольному применению этих положений в социальном управлении и тем самым к нарушению логики социальных взаимосвязей между различными субъектами. Нечего говорить в этом контексте о совершенной системе государственного управления этими сферами. "Принцип неопределённости" создает прочие сопутствующие явления в предметно-функциональном подходе к социальной политике, социальной сфере, социальной защите населения и социальному обеспечению. Речь идет о предметах ведения и полномочиях Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в реализации социальной политики.

Анализ литературы и правовых актов показывает, что в законодательстве рассматривается множество социальных политик; социальная политика в сфере занятости населения, социальная политика в области заработной платы, социальная политика на рынке труда, жилищная политика, социальная политика в сфере образования, социальная политика в сфере здравоохранения, социальная политика в сфере страхования, социальная политика в социальной сфере, социальная политика по защите материнства и детства, молодежная социальная политика, социальная политика в экономике ит.д. и т.п. (Примечание автора: по существу смысл этого множества политик сводится к осуществлению социального обеспечения граждан в социальной сфере, о чем рассуждения пойдут ниже.)

Таким образом, невозможно уяснить определенную логическую и юридическую (мыслительную) модель социальной политики, ее объект - модель (т.е. логико-теоретическую конструкцию системы и ее схему) как для надлежащего доктринального понимания и толкования, так и для фактической организации и действия в реальной действительности рыночной экономики.

Теоретическую рассогласованность мы встречаем в ряде определений. Приведем, наиболее встречающиеся не делая ссылку на принадлежность к традиционным школам исследователей этой сферы знаний. Социальная политика [4, c. 13] выступает как целенаправленное воздействие государства, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций на существующую систему общественных отношений с целью улучшения условий труда и быта населения. Социальная политика, как и политика вообще, включает в свою структуру политическое сознание, политические отношения, политическую организацию [5].

Во многих источниках объект социальной политики связан с понятием "социальная сфера" и используется по-разному в различных контекстах. Например, утверждает Шишкин С.В.: - «в экономической науке оно обозначает определенную группу отраслей, которую составляют: здравоохранение, физическая культура и спорт, образование, культура, социальное обслуживание и социальное обеспечение, жилищное хозяйство, социальное страхование, пенсионное обеспечение. Важно подчеркнуть, что социальная сфера не тождественна сфере, являющейся объектом социальной пол...

Другие файлы:

Национальная система социальной защиты населения в многоуровневых взаимосвязанных отношениях социальной политики. Распределение материальных благ на социальную сферу через систему социального обеспечения граждан
Сущность социальной политики в социально-ориентированной рыночной экономике. Этапы формирования национальной системы социальной защиты населения. Соци...

Принцип построения социальной защиты населения в депрессивном регионе
Содержание и цели социальной защиты населения. Критерии определения объектов социальной защиты. Особенности формирования и современное состояние рынка...

Пути реформирования системы социальной защиты населения в России
Функции системы социальной защиты населения в современных условиях, ее значение для разных групп. Классификация видов соответственного обеспечения. Ре...

Социальная защита населения в механизме реализации социальной политики
Cущноcть, механизм реализации и основные модели социальной политики. Реализации социальной защиты в современной экономике. Система социальной защиты н...

Модель управления системой социальной защиты в муниципальном образовании
Исследование социальной политики государства по оказанию помощи семьям, имеющим детей. Анализ организации работы управления социальной защиты населени...