Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Социология

Стили семейного воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Тип: курсовая работа
Категория: Социология
Скачать
Купить
Понятие, структура и функции семьи. Авторитарный, демократический, либеральный, попустительский типы отношений между воспитателями и воспитанниками. Влияние стилей семейного воспитания на развитие личности ребенка-дошкольника с нарушением зрения.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему

Стили семейного воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Работу выполнила:

студентка группы ОБ-040400-21

Серебренникова Юлия Васильевна

Ижевск 2013

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы исследования стилей семейного воспитания

1.1 Понятие, структура и функции семьи

1.2 Стили семейного воспитания и их влияние на развитие ребенка

1.3 Типы семейного воспитания

Глава 2. Исследование влияния стилей семейного воспитания на развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

Происходящие в последнее время политические преобразования, изменения в социально-экономической жизни государства и общества, несомненно, влияют и на семейные отношения и, в частности, на отношение родителей к детям. Проблематика детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. Именно поэтому возрастает роль изучения проблем взаимоотношений в системе семейного функционирования в практическом смысле.

Для любого ребенка родительская семья является первым институтом социализации, а для детей с нарушением зрения роль семьи многократно возрастает. В данной работе особе внимание было уделено семьям, воспитывающим детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Для формирования гармоничной личности ребенка и развития у него адекватной самооценки рядом с ними должны находиться любящие и понимающие его взрослые. От характера установления связей в диаде «родитель-ребенок с нарушением зрения» и от понимания значимости семейного коллектива будет зависеть первичная социализация личности проблемного ребенка.

Проблема семейного воспитания все больше привлекает к себе внимание ученых и практиков нашей страны. Вопросы семейного воспитания рассматриваются педагогами, социологами, психологами, психотерапевтами (А.Я. Варга, Т.В. Архиреева, Н.Н. Авдеева, А.И. Захаров, Т.П. Гаврилова, А.И. Спиваковская и др.). При этом затрагиваются различные сферы детско-родительских отношений: особенности воспитания ребенка и отношение к нему родителей, особенности личности родителей, характерные особенности личности ребенка как результат семейных воздействий, характер супружеских взаимоотношений и т.д.

На данный момент эта проблема весьма актуальна, поскольку различные стили родительского воспитания по-разному влияют на формирование и развитие личности ребенка. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой; в противном случае он начнет подражать отрицательным примерам родителей.

Объект исследования - стили семейного воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

Предмет исследования - семья, воспитывающая детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, в большинстве семей преобладает демократический стиль воспитания.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую, социологическую литературу;

2. Выявить стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка.

Методы исследования:

1. Теоретические - анализ литературы по проблеме;

2. Эмпирические - тестирование.

Глава 1. Теоретические основы исследования стилей семейного воспитания

1.1 Понятие, структура и функции семьи

Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно важно упорядочить, регламентировать и закрепить некоторые социально-значимые отношения, сделать их обязательными для членов общества. Базисным элементом регулирования общественной жизни являются социальные институты. Социальный институт - (лат. institutum установление, учреждение) -- исторически сложившаяся форма организации совместной жизнедеятельности людей, возникающая из необходимости удовлетворения социальных потребностей общества и направленная на реализацию в нем определенных социальных функций.[13] Говоря о важнейших социальных институтах -- столпах общества, одним из первых, пожалуй, можно назвать семью. Слово «Семья» восходит к корню «сем», имеющему отношение к семени и продолжению рода, то есть рождению и воспитанию детей, которое традиционно считается основным предназначением создания семьи.

Традиционно, семья определяется, как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью.[3] Первоначально основу семейных отношений составляет брак. Брак -- это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь, и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.[3] Семья же, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Семья - ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета.[1]

Основное назначение семьи - удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и вытекают следующие функции семьи:

1. Репродуктивная;

2. Образовательно-воспитательная;

3. Экономическая;

4. Коммуникативная;

5. Организация досуга и отдыха.

Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизводстве жизни, то есть в рождении детей, продолжении человеческого рода. Эта функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения. Это, прежде всего, связано с приобщением нового поколения к научным и культурным достижениям человечества, с поддержанием его здоровья, а также с предотвращением воспроизведения в новых поколениях различного рода биологических аномалий.

Образовательно-воспитательная функция состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут, в определённых границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям.[15]

В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет её влияние на подрастающее поколение. Именно поэтому образовательно-воспитательная функция имеет три аспекта:

1. Формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта; выработка у них научного мировоззрения, высоконравственного отношения к труду; привитие им чувства коллективизма, потребности и умения быть гражданином и хозяином, соблюдать нормы социалистического общежития и поведения; обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры;

2. Систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни;

3. Постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

Успех выполнения этой функции зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, численность и структуру семьи, развитость семейного коллектива и характер отношений между его членами. Он включает идейно-нравственную, эмоционально- психологическую и трудовую атмосферу, жизненный опыт, образ...

Другие файлы:

Особенности развития речи и общения у детей с нарушением зрения
Особенности развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Коррекционная работа со слепыми и слабовидящими детьми. Характеристика р...

Влияние стилей семейного воспитания на процесс формирования базовых качеств личности ребенка с нарушением слуха, в сравнительном аспекте с нормально слышащими детьми
Формирование личности, развитие личностных качеств у детей старшего дошкольного возраста. Изучение и исследование стилей семейного воспитания. Рекомен...

Особенности организации семейного оздоровительного досуга детей старшего дошкольного возраста
Особенности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольных учереждениях. Возможности проведения оздоровительного досуга в сем...

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о правах человека
Сущность правового воспитания детей дошкольного возраста. Психолого-педагогические основы правового воспитания детей старшего дошкольного возраста. Фо...

Воспитание целеустремленности в игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
Теоретические аспекты развития целеустремленности ребенка старшего дошкольного возраста. Развитие произвольности как основа воспитания целеустремленно...