Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Социология

Социология Эмиля Дюркгейма (1858-1917)

Тип: курс лекций
Категория: Социология
Скачать
Купить
Изучение биографии и основных трудов Эмиля Дюркгейма. Исследование идейно-теоретических предпосылок и философских оснований его социологии. Историческое значение учения французского социолога. Влияние идей Дюркгейма на последующее развитие социологии.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Курс лекций

по Истории социологии (Часть 2. Классические теории социологии).

Тема: Социология Эмиля Дюркгейма (1858 - 1917).

Введение

Основные понятия и категории: социальная морфология, социальная физиология, реализм, рационализм, детерминизм, нормативная система, социальная функция, социальный факт, социологизм, коллективное сознание, социальный реализм, общественное разделение труда, социальная солидарность, аномия, самоубийство, социальный ритуал.

Текст лекции: Здравствуйте, сегодня на лекции мы рассмотрим социологическую концепцию величайшего французского социолога Эмиля Дюркгейма.

Лекция будет состоять из трех частей. В первой части мы рассмотрим краткую биографию социолога и запишем названия его основных трудов. Вторая часть будет самой объемной и сложной - мы рассмотрим идейно-теоретические предпосылки и философские основания социологии Дюркгейма и вытекающие из этого теории, концепции и идеи самого Дюркгейма. И в третьей части в качестве заключения мы сделаем выводы о влиянии идей французского социолога на последующее развитие социологии и об историческом значении его учения.

дюркгейм социология идейный философский

1. Биография и основные труды

Эмиль Дюркгейм родился в Эпинале во Франции в религиозной еврейской семье. Его отец, дед и прадед служили раввинами. В раввинской школе начинал учиться и сам Эмиль, однако в довольно раннем возрасте он отказался следовать семейной традиции и перешёл в другую школу. Дальнейшая его жизнь была полностью светской, и в своих трудах Дюркгейм неоднократно показывал, что феномен религии был в большей степени определён социальными факторами. Тем не менее, социолог сохранил связи как со своей семьёй, так и с еврейским сообществом. Многие соавторы и студенты исследователя происходили именно из этой среды, причём некоторые находились с Дюркгеймом в родственных отношениях. Известный социоантрополог Марсель Мосс приходился Дюркгейму племянником.

Несмотря на скорое развитие, Дюркгейм стал студентом Высшей нормальной школы лишь с третьей попытки, в 1879 году. Как оказалось, курс Дюркгейма стал одним из самых талантливых в XIX веке. Многие его товарищи, в том числе Жан Жорес и Анри Бергсон, впоследствии заняли центральное место во французской интеллектуальной среде. Университетским руководителем Дюркгейма был Нюма-Дени Фюстель де Куланж, историк и сторонник общественно-научной методологии. Диссертация Дюркгейма, написанная на латыни, была посвящена творчеству Монтескьё. В студенческие годы Дюркгейм знакомился с исследованиями Огюста Конта и Герберта Спенсера, благодаря чему приобрёл интерес к научным методам в изучении общества. Вместе с тем французская система образования того времени не предлагала каких-либо курсов, посвящённых наукам об обществе. Гуманитарный подход не заинтересовал Дюркгейма, переключившего своё внимание с психологии и философии на этику и, впоследствии, на социологию. В 1882 году, будучи предпоследним студентом в классе, Дюркгейм сдал экзамены и получил право преподавать.

Реалии того исторического периода не позволяли человеку со взглядами Дюркгейма занять академическую должность в Париже. С 1882 по 1885 год он преподавал философию в ряде провинциальных школ. В 1885 году он принял решение о переезде в Германию, где два года изучал социологию в университетах Марбурга, Берлина и Лейпцига. В нескольких эссе Дюркгейм писал, что в Лейпциге он осознал ценность эмпирического подхода и его языка конкретных, сложных вещей, сильно контрастирующих с абстрактными и простыми идеями картезианского метода. К 1886 году Дюркгейм завершил работу над черновиком работы «О разделении общественного труда», которая стала частью его докторской диссертации. В те годы его усилия были направлены на создание социологии как науки.

Германский период жизни Дюркгейма отмечен написанием многочисленных статей о немецкой общественной науке и философии. Особое впечатление на него произвели работы Вильгельма Вундта. Статьи Дюркгейма получили признание во Франции, и в 1887 году он получил преподавательскую должность в университете Бордо, где приступил к работе с первым в истории города общественно-научным курсом. В частности, Дюркгейм впервые во Франции прочитал курс лекций по социологии. Работа учёного на преимущественно гуманитарном факультете стала символом признания общественных наук в качестве значимой области знания. Находясь в должности, Дюркгейм способствовал реформированию всей французской системы высшего образования. Тем не менее, его мнение о социальной детерминированности религии сделало его объектом многих критических заявлений.

В 1887 году Дюркгейм женился на Луизе Дрейфус, родившей ему впоследствии двух детей -- Мари и Андре.

В 1890-х годах учёный был весьма продуктивен. В 1892 году он опубликовал диссертацию «О разделении общественного труда», фундаментальный труд о природе общества и его развитии. Его интерес к социальным феноменам подогревался актуальными политическими событиями. Поражение Франции в войне с Пруссией привело к падению режима Наполеона III и последующему становлению Третьей республики. Это, в свою очередь, привело к негативной реакции в отношении нового и светского республиканского правления, так как многие граждане считали решительный националистический подход ключом к реставрации угасавшей французской мощи. Дюркгейм, еврей и последовательный сторонник республики, симпатизировавший левой идеологии, оказался в политическом меньшинстве. Этот факт в совокупности с делом Дрейфуса 1894 года пробудил политическую энергию Дюркгейма.

В 1895 году из-под пера Дюркгейма вышла работа «Правила социологического метода», своего рода манифест социологической науки с указанием её нынешнего и должного состояний. В том же году Дюркгейм основал в Бордо первый европейский факультет социологии. Спустя три года он создал первый в стране журнал об общественных науках, L'Annйe Sociologique («Социологический ежегодник»). В издании публиковались работы растущего числа посвящённых в тематику студентов, а также рецензии Дюркгейма на немецкие, английские и итальянские статьи. В 1897 году вышла книга «Самоубийство», ставшая образцом того, какой может быть монография в области социологии.

Парижские учёные долго отказывались принять «социологический империализм» и включить общественные науки в свои учебные планы. К 1902 году Дюркгейм, наконец, получил значимую должность в столице, став преподавателем педагогики в Сорбонне. В 1906 году он стал полным профессором, а в 1913 году в названии его профессорской должности появилось упоминание и о социологии. Формально французские университеты выпускали учителей средней школы, поэтому подобная должность давала ему существенное влияние: его лекции были единственным обязательным курсом для всех студентов. Параллельно Дюркгейм работал советником при министерстве образования. В 1912 году увидела свет его последняя крупная работа, «Элементарные формы религиозной жизни». Начало Первой мировой войны трагически сказалось на судьбе учёного. Его левые взгляды всегда сочетались с патриотизмом, но не с интернационализмом, Дюркгейм жил светской, рациональной жизнью француза. В результате войны и неизбежного появления националистической пропаганды, придерживаться данной точки зрения, всегда полной нюансов, стало весьма сложно. Дюркгейм всеми силами стремился помочь своей стране в сложный период, не желая в то же время ниспадать до примитивных правых настроений. Кроме того, еврейское происхождение социолога всегда было достоянием общественности, что и сделало его мишенью французских правых. Многие студенты Дюркгейма, призванные защитить страну, погибли на полях сражений. Наконец, в декабре 1915 года погиб Андре, сын учёного, не оправившегося от потери до самой смерти. Эмоционально опустошённый Дюркгейм скончался в 1917 году от инсульта. Он был похоронен на кладбище Монпарнас в Париже.

Основные труды Дюркгейма:

· «Элементы социологии» (1889)

· «О разделении общественного труда» (1893)

· «Правила социологического метода» (1895)

· «Самоубийство» (1897)

· «Элементарные формы религиозной жизни: тотемическая система в Австралии» (1912)

· «Воспитание и социология» (опубликовано посмертно в 1922)

· «Социология и философия» (опубликовано посмертно в 1924)

· «Эволюция педагогики во Франции» (опубликовано посмертно в 1938)

Переводы на русский:

· О разделении общественного труда. -- М., 1996.

· Социология. Её предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., составление, послесловие и примечания А. Б. Гофмана. -- М.: Канон, 1995. -- 352 с. -- (История социологии в памятниках).

· О разделении общественного труда. Метод социологии. -- М., 1991.

· Самоубийство. Социологический этюд. -- СПб., 1912.

· (в соавторстве с Марселем Моссом) О некоторых первобытных формах классификации. К исследованию коллективных представлений // Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. -- М., 1996.

· Принципы 1789 года и социология. // Социологический ежегодник, 2012: Сб. науч. тр. / РАН. ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исслед. Отд. социологии и социал. психологии; Кафедра общей социологии НИУ-ВШЭ; Ред. Н.Е. Покровский, Ред.-сост. Д.В. Ефременко. - М.,...

Другие файлы:

Социология Эмиля Дюркгейма

Социология Эмиля Дюркгейма

Концепция Эмиля Дюркгейма
Теоретическим обоснованием идеологии и политики буржуазного реформа горстей явилась концепция гак называемого социологизма, получившая наиболее полное...

Социологическая концепция Эмиля Дюркгейма
Теоретическим обоснованием идеологии и политики буржуазного реформа горстей явилась концепция гак называемого социологизма, получившая наиболее полное...

Самоубийство. Социологический этюд
Выдающийся труд Э. Дюркгейма (1858 - 1917) `Самоубийтво`, впервые вышедший в Париже в 1897 г., посвящен выявлению роли социальных регуляторов...