Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Социология

Социологический анализ образа жизни молодежи новой России в г. Ставрополе

Тип: курсовая работа
Категория: Социология
Скачать
Купить
Теоретические основы изучения образа жизни и ценностных приоритетов молодежи. Интегративный характер категории "образ жизни" по отношению к понятиям "уклад жизни", "качество жизни". Образ жизни молодежи в представлении родительского и детского поколения.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения образа жизни и ценностных приоритетов молодежи

1.1 Интегративный характер категории «образ жизни» по отношению к понятиям «уклад жизни», «уровень жизни», «качество жизни», «стиль жизни», «стандарт жизни»

1.2 Образ жизни молодежи в исследованиях российских ученых

Глава 2. Социологический анализ образа жизни молодежи новой России в г. Ставрополе

2.1 Образ жизни молодежи новой России в г. Ставрополе

2.2 Образ жизни молодежи г. Ставрополя, общее и различное в представлении родительского и детского поколения

Заключение

Список литературы и источников

Введение

Актуальность изучения образа жизни людей в современных условиях связана, прежде всего, с непрекращающимися изменения, происходящими в обществе. За время существования каждого общества постепенно происходит становление, а затем развитие специфичных для него форм экономической, политической, культурной жизни людей. Изменение условий жизнедеятельности членов общества влечет за собой изменение способов ее организации, т. е. образа жизни. Иными словами, можно говорить о чертах и особенностях образа жизни, специфичных для конкретного изучаемого общества.

Портрет молодой части населения даст нам обобщенной представление об их образе жизни, более рельефно высветит специфические качества современной российской молодежи, выявит те жизненные зоны, в которых может утрачиваться связь поколений, а также те зоны, где эта связь воспроизводится, определит состояние социально-нравственной и духовной преемственности между поколениями.

Объект исследования: молодежь в возрасте от 17 до 26 лет, старшее поколение в возрасте от 40 до 50 лет.

Предмет исследования: образ жизни молодежи 17-26 лет г. Ставрополя.

Проблема исследования: образ жизни современной молодежи сохранил в основом образ жизни предыдущего поколения (родителей), приобрел отличительные свойства, но не сформировался полностью.

Цель исследования: определить перспективы развития образа жизни молодежи 17-26 г. Ставрополя.

Задачи исследования:

1) раскрыть понятие образ жизни;

2) проанализировать исследование «Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты»;

3) выявить особенности образа жизни молодежи;

4) изучить образ жизни молодежи г. Ставрополя;

5) провести сравнительный анализ исследования «Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты» и исследования образа жизни молодежи г. Ставрополя;

6) дать рекомендации по улучшению и трансформации образа жизни молодежи г. Ставрополя.

Гипотеза - основания: пути изменения образа жизни молодежи определяются образом жизни предыдущего поколения, если понятие «успешность» совпадает.

Гипотезы - следствия:

1. Если родители стремятся создать прочную семью и воспитать хороших детей, то и молодежь также будет стремиться создать прочную семью.

2. Чем успешнее родители, тем больших успехов будут стремиться достичь дети.

Методы исследования: анализ учебной и иной литературы, анализ публикаций научных периодичный изданий, сравнительный анализ.

Глава 1. Теоретические основы изучения образа жизни и ценностных приоритетов молодежи

1.1 Интегративный характер категории «образ жизни» по отношению к понятиям «уклад жизни», «уровень жизни», «качество жизни», «стиль жизни», «стандарт жизни»

Категория "образ жизни" широко используется представителями различных дисциплин, связанных с изучением общественной и культурной жизни людей: экономики, социологии, социальной психологии, истории, теории культуры и т.п. Сегодня это понятие функционирует как социально установившаяся научная категория. Возрастание интереса к социокультурной жизнедеятельности людей в связи с их образом жизни обусловлено как общественно-практическими, так и научно-теоретическими факторами.

Образ жизни - понятие, применяемое в социальных науках для характеристики условий и особенностей повседневной жизни людей в том или ином обществе. Образ жизни определяется существенными чертами и особенностями определённой общественно-экономической формации[18].

Все существующие в обществе социальные различия - между классами и социальными слоями, между городом и деревней, между людьми умственного и физического труда, между квалифицированными и неквалифицированными работниками - находят своё отражение в их образе жизни. Это даёт основание говорить о различных видах (или подвидах).

Образ жизни охватывает все существенные сферы деятельности людей: труд, формы его социальной организации, быт, формы использования людьми своего свободного времени, их участие в политической и общественной жизни, формы удовлетворения их материальных и духовных потребностей, вошедшие в повседневную практику нормы и правила поведения. Поэтому на образе жизни сказываются не только экономические отношения, но и общественно - политический строй, культура и мировоззрение людей. В свою очередь образ жизни людей оказывает решающее влияние на их образ мыслей.

Образ жизни - социологическая категория, более богатая по сравнению с экономической категорией «уровень жизни», которая выражается главным образом количественными показателями. К ним обычно относят уровень заработной платы и средний доход на душу населения, уровень цен на предметы широкого потребления, средние нормы потребления на душу населения и т.д. Образ жизни включает в себя наряду с количественными и качественными характеристики условий и форм жизнедеятельности людей[21].

Понятие (категория) "образ жизни" обозначает организованную совокупность процессов и явлений жизнедеятельности людей в обществе. Способы организации этих процессов и явлений определяются естественно-географическими, социальными и культурными условиями их реализации, с одной стороны, и личностными характеристиками представителей различных социокультурных групп - с другой. Понятие отражает повседневную жизнь людей и служит для выявления соотношения установившихся, типичных и изменчивых, индивидуальных характеристик жизнедеятельности различных людей в определенных областях культуры. Содержание образа жизни определяется тем, как живут люди, чем заняты, какие виды деятельности и взаимодействия друг с другом заполняют их жизнь. Форма образа жизни определяется способом организации людьми содержания своей жизнедеятельности, те. организации процессов деятельности, поведения, взаимодействия в различных сферах культуры. Следовательно, образ жизни - это динамический социокультурный "портрет" членов общества, представленный через процессы их жизнедеятельности в определенных условиях, целостность, обладающая культурным смыслом и обусловленная способностью человека к результативной активности.

Природные, социальные, культурные условия имеют фундаментальное формообразующее влияние на организацию людьми многообразия своих жизненных проявлений. Они обеспечивают и ограничивают конкретно-исторические возможности выбора форм самореализации личности в социокультурной жизни. Поэтому при анализе образа жизни людей изучение условий их жизнедеятельности представляет собой необходимую компоненту исследования. Однако они не включаются в само понятие, а рассматриваются как своего рода социокультурные детерминанты форм и процессов организации людьми своей жизнедеятельности, образа жизни.

Понятие "образ жизни" подразумевает внимание не только к способам организации людьми своей повседневной жизни. Оно связано также и с выявлением социокультурной значимости оценок представителями различных социокультурных групп своего собственного образа жизни, образа жизни других людей, а также текущего состояния общественной и культурной жизни вообще[19].

При определении категории "образ жизни" важно подчеркнуть ее интегративный характер по отношению к таким понятиям, как "уклад жизни", "уровень жизни", "качество жизни", "стиль жизни", "стандарт жизни". Эти понятия раскрывают и конкретизируют содержание категории "образ жизни" при различных уровнях анализа социокультурной динамики[22].

Понятие "уклад жизни" характеризует конкретные исторические социально - экономические и политические аспекты культуры, в рамках которой разворачивается образ жизни ее носителей. В качестве показателей уклада жизни выступают характер собственности на средства производства, характер экономики, социальных отношений, ведущих идеологий, политической системы и т.п. Важнейшее значение имеет здесь также показатель урбанизации (соотношение городского и сельского населения).

Понятие "уровен...

Другие файлы:

Формирование здоровьесберегающего поведения в среде учащейся молодежи: социологический анализ практики
Понятие "здоровьесберегающее поведение" и факторы, его определяющие. Характеристика образа жизни и здоровья учащейся молодежи. Анализ организации здор...

Идеология здорового образа жизни молодого поколения
Сущность здорового образа жизни. Вредные привычки молодого поколения. Здоровый образ жизни в глазах молодежи. Его основные составляющие. Деятельность,...

Здоровый образ жизни молодежи
Здоровье как важнейшая потребность человека. Психолого-физиологическая характеристика молодежи студенческого возраста. Проведение социологического исс...

Политическая реальность в современной социальной науке
Проблема и особенности многопартийности в современной России. Девальвация института политических партий в сознании россиян. Формирования конкурентной...

Представления студенческой молодежи о брачном партнере (социологический анализ на примере студентов вузов г. Москвы)
Теоретические основы анализа семейно-брачных отношений и представлений о партнере, значимых для вступления в брак. Социологический анализ представлени...