Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Социология

Социальный паспорт и технологии его разработки

Тип: реферат
Категория: Социология
Скачать
Купить
Социальное взаимодействие в процессе управления социальной сферой. Методика разработки и внедрения модели социального паспорта населения, включающего в себя систему оценки состояния социальной сферы региона на основе комплексных интегральных показателей.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ

СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ

2. СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ И ТЕХНОЛОГИЯ ЕГО РАЗРАБОТКИ

3. СОЦИАЛЬНАЯ ПАСПОРТИЗАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ КАК ИННОВАЦИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Особенностью современного развития российского общества является возрастание роли социальной сферы. Это, в свою очередь, определяет повышение требований к качеству управления социальными процессами. Одним из условий преобразования управления социальной сферой является разработка и внедрение системы мониторинга социально-экономического развития на федеральном и региональном уровнях. Потребность в нём определяется тем, что наличие большого количества показателей, характеризующих социально-экономическое развитие как региона в целом, так и входящих в его состав отдельных муниципальных образований, не позволяет быстро и однозначно оценить состояние социальной сферы, выстроить иерархию проблем, требующих последовательного решения. В соответствии с этим необходимо определение и обоснование системы обобщающих (интегральных) показателей состояния социальной сферы региона, применение которой, в виде социального паспорта населения, позволит объективно оценивать, сравнивать и анализировать уровень развития, выявлять основные тенденции и закономерности, четко обозначать наиболее острые проблемы.

Система управления социальной сферой региона нуждается в совершенствовании, которое предполагает решение двух основных задач: технологизацию процесса управления и комплексное ресурсное обеспечение. Необходимой предпосылкой и условием успешной технологизации социальной сферы региона выступает её рационально организованный мониторинг.

Одним из путей устранения негативных явлений является разработка и внедрение модели социального паспорта населения, включающего в себя систему оценки состояния социальной сферы региона на основе комплексных интегральных показателей.

1. СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ

Одна из основных социальных потребностей современного общества состоит в необходимости совершенствования системы организации управления. Управление в любых его проявлениях в общественной жизни -производстве, в деятельности административных органов региона и государства в целом, должностных лиц - представляет собой воздействие одних людей управляющих (т.е. реализующих полномочия и функции управления) - на других, выступающих объектом этого воздействия . Однако, процесс управления обусловлен не только воздействием управляющей системы на управляемую, но и наоборот. В связи с этим выделим существующий феномен социального взаимодействия, которым пронизана и непосредственно интересующая нас в данном случае управленческая деятельность. Изучением социальных взаимодействий занимается одна из многочисленных отраслей социологической науки - социология управления, изучающая различные виды общественных взаимодействий и социальных феноменов.

Взаимодействие между управляющей и управляемой системами, в качестве которых нами рассматриваются система управления социальной сферой региона и, непосредственно, социальная сфера, происходит на основе постоянного обмена информацией. Чтобы предпринять какие-либо управленческие действия, управомоченный на то субъект должен, прежде всего, получить, обработать и осмыслить информацию об объекте намечаемого воздействия, в том числе и чисто социальную информацию, характеризующую качества управляемой системы. Затем управляющий субъект для решения поставленной задачи оказывает необходимое воздействие, что осуществляется с помощью информационных сигналов, которые теперь идут сверху вниз. После выдачи указания субъекту управления необходимо убедиться сначала в том, что оно получено, корректно интерпретировано тем, кому адресовано, а затем - выполняется ли оно и так ли, как нужно, что, по сути, представляется в виде мониторинга состояния управляемой системы. Следовательно, снова возникает необходимость получения информации, характеризующей процессы в социальном пространстве региона, вызванные тем или иным управленческим решением. В дальнейшем протекании управленческого воздействия циклично повторяется информационное воздействие «сверху вниз», координирующее, при необходимости, ход процесса управления. Таким образом, на всем протяжении управленческой деятельности происходит социальное взаимодействие между управляющей и управляемой системами на основе информационного обмена между ними. Различные виды информации, значительно возросшее количество информационных носителей, применение разнообразных методов хранения данных в процессе информационного обеспечения управленческой деятельности создают необходимость оптимизации действия информационной подсистемы. Социальное взаимодействие органов управления социальной сферой региона, выступающих в качестве управляющей системы и социальной сферы ,можно представить в виде схемы.

Социальное взаимодействие, на наш взгляд, связывает систему, осуществляющую функции управления, включающую разные организационные образования, учреждения, занимающиеся совместно управлением одним и тем же объектом с управляемой системой. При этом фактором, обеспечивающим эффективность процесса управления, является информационная обеспеченность органов управляющей системы, предполагающая исчерпывающую характеристику состояния управляемой системы на основе мониторингового представления и интерпретирующих характеристик.

Поскольку в качестве управляемой системы нами рассматривается социальная сфера региона, отметим, что социальная сфера общества остаётся слабо регулируемой нормами права, трудно поддающейся управленческому воздействию государства и негосударственных организаций. Большое внимание в представленной работе уделено понятию «социальная сфера региона», поскольку социальная паспортизация населения является технологией управления, ориентированной на решение проблем вышеозначенной сферы.

Существенное отличие социальной сферы от других сфер общественной жизни состоит в том, что в ней человек принимается как целостная личность в многообразии его потребностей и притязании. Социальная сфера ориентирована на человеческие индивидуальности и, соответственно, возникающие потребности. Другие сферы общественной жизни ориентированы на человека в унифицированных категориях, таких как: работники, граждане, физические лица и т.п.

На основании приведенного описания сущности социальной сферы региона определим, что человек в ней принимается и выступает в статусе цели, в качестве целостной личности и индивидуальности. Это еще раз подчеркивает значимость индивидуализации как подхода в современном управлении, на что направлено внедрение социального паспорта.

С другой стороны, заметим, что необходимость мониторинга, направленного на выявление основных тенденций и закономерностей социальной сферы как управляемой системы, обусловлена продолжающейся трансформацией российского общества.

2. СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ И ТЕХНОЛОГИЯ ЕГО РАЗРАБОТКИ

социальный паспорт население

Социальный паспорт как элемент системы управления социальной сферой региона создает возможность для изменения неэффективного бюрократического подхода к управлению социальной сферой регионов РФ, не учитывающего индивидуальные особенности граждан как единиц социального пространства, тогда как повышение качества жизни и создание условий для реализации ресурса каждого человека декларируется главной целью любой страны в программах ООН.

Как показывает практика, главная проблема в подготовке и реализации предлагаемого проекта социальной паспортизации заключается в том, чтобы обеспечить согласованную работу всех служб, включенных в систему управления социальной сферой региона, в условиях ограниченных ресурсов. Важная роль отводится применению новых информационных технологий и систем, позволяющих добиться адресного и эффективного использования выделяемых средств. При этом открытость управления помогает установить действенный контроль за расходованием бюджетных средств и социальных дотаций со стороны государственных органов и населения.

Целью реализации проекта социальной паспортизации является внедрение нового индивидуального подхода в предоставлении социальных услуг, что будет требовать частичного реформирования систем жилищно-коммунального обслуживания, отрасли здравоохранения, лекарственного обеспечения, поддержки отдельных социально незащищенных групп населения.

Реализация проекта социальной паспортизации населения, по сути, является мониторинговым представлением региона. Социальный паспорт населения региона, на наш взгляд, должен предполагать техническую возможность социальной идентификации, т.е. включать социально значимые сведения о человеке, определяющие его общественный, имущественный и правовой статусы, позволяя отслеживать изменения данных категорий.

Внедрение социального паспорта населения региона имеет определенное значение не только для функционирующей системы управления, но и для самого населения.

Перечень основных действий при внедрении социального паспорта населения:

1. Исходные (базовые) данные поступают из статистического управления и структурных подразделений органов управления. Далее происходит обработка данной информации. Технология управления может быть представлена про...

Другие файлы:

Социальный паспорт по организации Первичная профсоюзная организация студентов при ИрГТУ

Разработка Web-приложения для управления знаниями на основе технологии Wiki, проектный офис
Паспорт проекта: идентификация, назначение, исполнители, контрагенты, официальные документы. Объем проекта, ограничения и условия, риски, стадии разра...

Социальный имидж организации: технологии управления внешней средой
Понятие социального имиджа организации. Управленческие технологии воздействия имиджа на социальное поведение. Коммуникативные технологии формирования...

Карабины малокалиберные TОЗ-16, ТОЗ-17, ТОЗ-18. Паспорт
Паспорт малокалиберных карабинов TОЗ-16-01, TОЗ-16-02, TОЗ-16-03, TОЗ-16-04, ТОЗ-17-01, ТОЗ-17-02, ТОЗ-18-01, ТОЗ-18-02...

Метеобаллистический сумматор (МБС). Паспорт
Паспорт прибора МБС предназначается для изучения и работы с ним командного, инженерно-технического состава, а также для вычислителей....