Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Социология

Социальные факторы планирования профессионального будущего студентов

Тип: дипломная работа
Категория: Социология
Скачать
Купить
Основные методы исследования зависимости профессионального будущего студентов от социальных факторов. Анализ социальных факторов планирования профессионального будущего учеников по результатам анкетированияв и в контексте биографии отдельной личности.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

Гуманитарный институт

Кафедра социологии и социального сервиса

Направление "Социология"

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Социальные факторы планирования профессионального будущего студентов

Студента: Соловьевой Анны Андреевны

группы СОЦб-08-1

Научный руководитель:

к.п.н. И.В. Патрушева

Тюмень 2012

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретический анализ социальных факторов планирования профессионального будущего студентов

1.1 Профориентация как способ планирования профессионального будущего студентов

1.3 Зависимость профессионального будущего студентов от социальных факторов

Глава 2. Анализ роли социальных факторов в планировании профессионального будущего студентов

2.1 Характеристика используемых методов исследования

2.2 Анализ социальных факторов планирования профессионального будущего студентов по результатам анкетирования

2.3 Анализ социальных факторов планирования профессионального будущего студентов в контексте биографии отдельной личности

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Современные социально-экономические условия российского общества существенно изменили подход к процессу профориентации и профессионального самоопределения студенческой молодежи.

Студенческая молодежь - динамично развивающаяся социальная группа, активно участвующая в процессе воспроизводства социально-профессиональной структуры общества. Усложнение производственных процессов, бурный научно-технический прогресс повышают значение данной социальной группы в современном обществе.

Современная система отечественного образования ориентирует молодежь на активный поиск инновационных условий для профессиональной самореализации. Усиление условий конкуренции на рынке труда отчетливо обострило общественную потребность в разрешении проблемы профессиональной ориентации студенческой молодежи. Рыночная экономика не только создает условия свободного действия каждого человека, но и предъявляет к нему высокие требования - умение самостоятельно выбирать, готовность к непредсказуемым ситуациям. Решение проблем подготовки человека к осознанному профессиональному самоопределению становится жизненно необходимым.

Так, по данным социологических исследований [20], только 54,5% студентов имеют четкие профессиональные намерения (из них планируют работать по специальности 44,5% и 10,0% готовы продолжать учебу по специальности). Вместе с тем, 16,3% не планируют работать по специальности после окончания вуза, и еще 4,4% хотели бы переучиться на другую профессию. У каждого пятого студента (20,7%) профессиональные ориентации не совпадают с направлением вузовской подготовки, что может рассматриваться как негативный аспект социально-профессиональной социализации личности.

Проблема профориентации как общественная проблема проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи. По своему назначению система профориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, адаптацию ее к профессии.

Степень научной разработанности проблемы. Осмысление студенческой молодежи как особой социальной группы, сферы ее профессиональной мотивации, рассматривались в ряде диссертаций по педагогическим, психологическим и социологическим наукам М.В. Воробьевой, В.М. Зайцевой, Н.Е. Продиблох, Л.М. Разориной и др.

Значительный вклад в изучение социальных ориентаций и жизненных путей молодежи, проблемы профессионального самоопределения студенчества на рынке труда рассмотрены в работах Е.М. Бабосова, К.А. Баздырева, Ю.А. Зубок, Д.Л. Константиновского, Т.Э. Петровой, Г.А. Чередниченко, В.И. Чупрова, В.Н. Шубкина и др.

Социокультурные проблемы трудовой адаптации изучали В.И. Герчиков, Р.Г. Гурова, Я.В. Дидковская, С.Н. Иконникова, В.Т. Лисовский, Н.А. Лоншакова, А.В. Меренков, И.А. Пашинян и др.

Взаимоотношение и влияние престижа профессии на профессиональное самоопределение рассмотрены в работах И.К. Заславского, Н.Э. Касаткиной, Т.В. Ковалевой, А.В. Меренкова, Л.М. Митиной, М.Н. Руткевич, В.П. Потапова и др.

Тем не менее, проблема планирования профессионального будущего студентов остается на сегодняшний день малоизученной.

Таким образом, насущная потребность общества в подготовке студентов к осознанному профессиональному самоопределению, их эффективной профессиональной самореализации, и в конечном итоге, в рациональном распределении трудовых ресурсов на рынке труда, подтверждает актуальность выбранной темы исследования.

Цель исследования - на основе социологического анализа выявить решающие и второстепенные социальные факторы планирования профессионального будущего студентов.

Объектом исследования является процесс планирования профессионального будущего студентов.

Предметом исследования являются социальные факторы планирования профессионального будущего студентов.

Гипотеза исследования: на процесс планирования профессионального будущего студентов решающее воздействие оказывают социальные факторы, при этом особенно сильное влияние имеют факторы микросреды (мнение семьи и друзей, профориентационная работа ВУЗа) и факторы макросреды (востребованность профессии, состояние рынка труда).

Задачи исследования:

1. Дать определение профориентации, выявить ее структуру и основные рычаги влияния на планирование профессионального будущего студентов.

2. Типологизировать социальные факторы профориентации в контексте различных подходов.

3. На основе научной литературы проанализировать зависимость профессионального будущего студентов от социальных факторов.

4. На основе выделенных методов исследования провести анализ роли социальных факторов в планировании профессионального будущего студентов.

5. Сделать выводы по проведенным исследованиям.

Теоретической и методологической основой исследования являются монографии, посвященные данной теме, социологические исследования и публикации в прессе.

Методы исследования: анализ научной и научно-методической литературы, анкетирование, интервью.

1. Теоретический анализ социальных факторов планирования профессионального будущего студентов

1.1 Профориентация как способ планирования профессионального будущего студентов

Планирование профессионального будущего - одна из важнейших задач, стоящих перед молодым человеком в начале его жизненного пути. От того, насколько успешно будет решена эта задача, зависит очень многое.

Действительно, кто как не сам человек, выпускник, наиболее заинтересован в том, чтобы сознательно спланировать свой профессиональный путь, точно определить ту профессию или специальность, которая принесет наибольшее удовлетворение, станет любимым делом на всю жизнь.

Профориентация - это процесс профессионального самоопределения студентов, предполагающий долговременное планирование личного профессионального пути развития на основе оценок развития рынка труда, собственных профессиональных интересов и склонностей, перспектив и условий построения профессиональной карьеры в конкретной профессиональной сфере [3, С. 24].

Система профориентации выходит на уровень социального контроля, институтов социализации и социальной защиты, интегрируя их возможности в обеспечении конкурентоспособности студенческой молодежи и социальной адаптированности. Повышение роли профориентации в оптимизации социальных процессов связано с направленностью ее на формирование и активизацию адаптационных возможностей индивида не только в широком социальном контексте его жизнедеятельности, но и в сфере труда.

Профориентация, являясь целостной системой, состоит из взаимосвязанных подсистем, объединенных общностью целей, задач и единством функций: организационно-функциональная; логико-содержательная; управленческая; личностная.

Конечными целями профориентации являются: установление оптимального соответствия между личностью и профессией; упорядочение и регулировка перемещений в сфере труда.

В профориентации можно выделить такие функции, которые определяются ее целями: социальные; экономические; медико-физиологические; психолого-педагогические; интегративные.

Важнейшими направлениями и средствами профориентации и самоопределения являются: профессиональная информация; профессиональная консультация; профессиональный подбор; профессиональный отбор; профессиональная производственная и социальная адаптация.

Профориентация является важнейшей составляющей процесса планирования профессионального будущего студентов, по сути, именно она определяет дальнейшую судь...

Другие файлы:

Формирование готовности будущего учителя к конкурентным отношениям
В монографии представлены результаты научных исследований системы высшего профессионального образования. Рассматривается готовность к конкурентным отн...

Становление профессионального сознания студентов
Понятие о профессиональном самоопределении личности. Проблема профессионального становления студентов. Психологические свойства личности в студенческо...

Влияние личностных особенностей торговых агентов на формирование синдрома профессионального выгорания
Феномен "профессионального выгорания". Социально-психологические, личностные и профессиональные факторы риска профессионального выгорания. Факторы рис...

Роль воспитания в социализации личности учащегося начального профессионального образования
Социальные аспекты информационных технологи. Анализ влияния информационной культуры личности на воспитание и социализацию студентов среднего профессио...

Перспективы профессионального роста выпускников факультета высшего сестринского образования
Современное положение сестринского дела в РФ. Структура здравоохранения и образования в РФ. Факторы, влияющие на профессиональную успешность медсестры...